Елена Субботина
Конспект НОД «Человек и окружающая среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению общепринятых норм поведения в природе.
Задачи:
1. Расширять знания и представления детей о роли природы в жизни человека. Уточнить первоначальные представления о лекарственных свойствах растений, произрастающих в Нижегородской области.
2. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к объектам живой природы.
Публикация «Конспект НОД „Человек и окружающая среда“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, импровизация, моделирование, выполнение практических, творческих работ, обсуждение, игровые приемы, драматизация.
Предварительная работа:
1. Чтение познавательной литературы об использовании человеком природной среды.
2. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о лекарственных растениях родного края.
3. Мультимедийные презентации «Приключения муравьишки».
Материал: указатели с названиями станций, иллюстрации экосистем, набор карточек (грибы, зерновые, хлеб, ягоды, фрукты, овощи, мед, молоко, рыба, игровое оборудование (куклы с перевязанным горлом, мишка с перебинтованной лапой, зайка с маской на носу, лиса с завязанной головой, панно с изображением земли, воды, растений, животных, набор для художественного творчества, «Лесная аптека» (поляна с лекарственными травами на участке).
Этапы проведения НОД, его продолжительность:
1. Вводно-организационный (дети выбирают маршрут) - 1-2 мин.
2. Актулизация имеющихся знаний и представлений (станция «Природа кормит») – 3 мин.
3. Расширение имеющихся представлений (станция «Природа лечит») - 5-8 мин.
4. Динамическая пауза (станция «Природа радует») – 5-6 мин.
5. Практическая работа (станция «Природа учит») – 5-7 мин.
6. Рефлексия о выполнении предложенного задания (дети вернулись из путешествия в детский садик) – 3 мин.
Содержание НОД
1. Педагог предлагает детям отправиться в необычное путешествие по стране под названием «Природа». Дети выбирают любой из маршрутов:
• Природа лечит;
• Природа радует;
• Природа кормит;
• Природа учит.
Воспитатель приглашает детей занять свои места в поезде.
«Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу – бежит паровоз,
Далеко-далеко ребят он повез».
2. Педагог: «Наша первая станция называется «Природа кормит». Вы согласны с этим утверждением? (Ответы детей). Я предлагаю вам выбрать картинку с любой экосистемой (лес, луг, поле, озеро, сад, огород, море) и подобрать карточки, на которых изображено то, что дает нам эта экосистема, чем она нас кормит». (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор). Предположительные ответы детей: Лес – грибы, ягоды; луг – мед, молоко; поле – хлеб; озеро, море – рыба; сад – фрукты; огород – овощи.
3. Педагог: «Следующая остановка с указателем «Природа лечит». Вы не удивлены? Посмотрите сколько больных на лавочке сидят – они просят вашей помощи. (Воспитатель обращает внимание детей на игровые персонажи). Вы знаете, чем болеют наши игрушки?» Предположительные ответы детей: у лисы болит голова, у куклы болит горло, зайка простудился, мишка поранил лапу. Воспитатель предлагает детям найти лекарственные травы на участке, выбрать врага и полечить больных. Врач угощает детей фито-чаем. Предположительные ответы детей: ромашка лечит горло, подорожник заживляет раны, малина и клюква помогают при простуде, мята успокаивает.
4. Педагог: «Следующий маршрут нас приятно удивит, потому что она называется «Природа радует». Мы поиграем в игры-превращения:
а) Сначала я превращаю вас в могучие деревья, в цветы, в спокойный ручеек, текущий между деревьями и цветами; в высокие скалы на берегу, в волны, бегущие к берегу и разбивающиеся о скалы; в могучие дубы и сильный ветер, который хочет сломать деревья». (Дети бегают между деревьями, задевая их ветки-руки). Этюд повторяется со сменой ролей; в пушистые легкие облака, разлетающиеся по своим домикам.
б) А теперь я вас превращаю в насекомых, кружащих над цветами, сели на цветок и едят сладкий нектар (педагог спрашивает, в какое насекомое кто превратился); в птиц, перелетающих с дерево на дерево, греющихся в теплых лучах солнышка; в травинки, деревья, цветы, расправляющие свои листочки (педагог спрашивает в какое растение кто превратился – ответы детей); в маленькое семечко, лежащее на земле, но вот прошел дождик, выглянуло солнышко и из семечка появляется маленький слабый росток, тянется к свету – растет и распускается прекрасный цветок, понюхаем носиками (медленный глубокий вдох) – ах (на выдохе, какой ароматный запах!» (Дети произвольно выполняют движения в соответствии с принятой ролью и эмоционально перевоплощаются).
5. Педагог: «У нас остался последний маршрут «Природа учит». Перед вами большое панно. Оно называется «Как человек использует природу». Я уверенна, что каждый из вас понимает, что без природы нет жизни на Земле. Она учит нас быть бережливыми, заботливыми, внимательными. И тогда природа будет и лечить, и радовать и кормить. Это не простое панно – это панно послание всем людям. Нам надо его закончить и нарисовать для каждого объекта правила бережного и заботливого отношения к воде, земле, растениям, животным». (Дети делятся на четыре подгруппы, выполняют задания, используя наборы для детского творчества)
6. Педагог: «Мы вернулись с увлекательного путешествия под названием «Природа». Какая станция вам понравилась и почему? Почему человек и природа не отделимы друг от друга? Как нужно беречь природу?» (Дети обосновывают свои ответы).
Воспитатель:
«Все, что нужно, год от года
Нам дает сама природа.
И потому все мы
Жить не можем без воды.
Без растений и животных
Без красивых гор высоких
Без лесов, полей и рек
Жить не может человек.
Чтобы долго-долго жить,
Мы должны их сохранить!»
(Педагог вручает каждому участнику нагрудный знак «Юный эколог»)