Ирина Анцукевич
Конспект НОД «Духовые русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 4. «Духовые русские народные инструменты»
Цель: расширение знаний детей о духовых русских народных инструментах. Познакомить детей со свистулькой, рожком, свирелью, кугиклами, волынкой, флейтой, рассказать об истории их возникновения, их изобразительных возможностях.
Оборудование: иллюстрации с изображением свистульки, рожка, свирели, кугиклы, волынки, флейты.
Музыкальный репертуар: «Мелодия» из оперы «Орфей» Х. Глюка; «Пастушок» С. Майкапара; «Ах вы сени, мои сени» русская народная песня.
Публикация «Конспект НОД „Духовые русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Ход занятия: Что за необычные птички на столе разместились? Подходите-ка ближе. Дети рассматривают инструменты, пробуют извлечь звук, а затем сравнивают эти звуки. Они самостоятельно приходит к выводу, что чем меньше инструмент, тем выше он звучит. Сравнивая музыкальные инструменты, дети учились выделять и распознавать их отдельные свойства, находить различия в форме, отделке, звуке. По звуку определяют название инструмента: свистулька – свистит.
Свистулька – народный духовой инструмент. Почему свистулька духовой инструмент?
Дети: Потому что в нее дуют.
Правильно. Педагог показывает разные свистульки объясняя, что свистульки бывают керамические, деревянные, что у них есть разное количество отверстий. Затем педагог показывает глиняные свистульки – птички, кони, бараны, уточки.
Такие свистульки сделали из маленьких комочков глины, на потеху детям. Затем их красочно расписывали, покрывали глазурью.
У свистульки есть свисток в хвосте инструмента (в него вдувается воздух) и два игровых отверстия, которые открываются и закрываются указательными пальцами. Этому инструменту подвластны голоса разных птиц. Кто это? Отгадайте.
Педагог играет, дети угадывают: сова, кукушка, соловей.
Затем в записи слушают голоса птиц. После прослушивания имитируют голоса на свистульках. После этого педагог предлагает детям задание: изобразить на свистульках звуковую картину просыпающего утром леса.
Педагог: Что за дудка – самогудка в моих руках? Педагог демонстрирует басовый рожок, имитирует на нем голос коровы: му-у-у. Пастушок, пастушок он играет во? (педагог открывает табличку с изображением инструмента на доске)
Дети: Рожок!
И неспроста звук рожка похож на голос коровы – часть этого инструмента сделана из настоящего коровьего рога, на нем играли пастухи. Звук у рожка сильный, матовый, похожий на тембр трубы и голоса человека.
Дети устраивают «диалоги» на рожках - своеобразную беседу, в которой инструменты то «жалуются» на что-то друг другу, то вступают в веселую, задорную «перебранку».
Садитесь на свои места, красны девицы да добры молодцы, и дальше послушайте. К духовым русским народным инструментам относятся жалейка, кугиклы, волынка, свирель, флейта. Показывает иллюстрации с изображением инструментов.
Флейта – один из самых древних музыкальных инструментов. Ее предшественники – различные тростниковые дудочки, свирели. Первые флейты изготавливались из дерева.
Дети слушают звучание флейты. Исполняется «Мелодия» из оперы «Орфей» Х. Глюка в аудиозаписи
Педагог: Голос флейты похож на голос свирели.
Свирель – это простая дудочка с несколькими отверстиями, изготовленная из дерева. Этот инструмент можно изготовить самому из ивы или даже из вербы. Послушайте, как звучит свирель.
(Звучит «Камаринская» П. Чайковского или пьеса С. Майкапара «Пастушок»)
Звук свирели ясный, чистый, высокий, свистящий.
А сейчас настал момент совершить вместе с вами путешествие в мир русской деревни. Помогут нам в этом изученные сегодня духовые и ударные инструменты. Выбирайте себе инструмент по душе и называйте его.
Предлагаю разделиться на две команды – справа станут те, кто выбрал ударные инструменты, слева – духовые. Одну команду назовем «Трескотуха»(ударные, а другую – «Соловей» (духовые).
Представьте себе: утро в лесу, тихо. Первыми просыпаются птицы: кукушка, сова, соловей (играет команда «Соловей»). Вслед за птицами просыпается и природа. Через лес на лужок пастись, цокая копытами, скачут лошадки (играет команда «Трескотуха»).
Наступило утро, природа ожила, и все вокруг зазвучало разными голосами (играют все вместе).
(Звучит русская народная песня «Ах вы, сени»)
Педагог: Спасибо, музыканты!
Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир народных инструментов? А что вам понравилось? Чему вы сегодня научились? С какими инструментами вы познакомились?
Как ни жаль, но время расставаться настало. Как славно русские народные инструменты в руках ваших прозвучали. Прозвучали да устали. Спасибо!
До свиданья!