Ольга Богданова
Конспект НОД по формированию и использованию вежливых речевых форм «Волшебные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Волшебные слова»
Цель: Формировать у детей коммуникативные навыки и элементарные представления об использовании вежливых речевых форм; развить групповую сплоченность; создавать условия для развития психических процессов.
Публикация «Конспект НОД по формированию и использованию вежливых речевых форм „Волшебные слова“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Методы и приё мы: путешествие, рассказ воспитателя, взаимодействие со сказочным персонажем, анализ заданной ситуаций.
Форма проведения : игра – путешествие.
Ход Мероприятия:
Дети вместе с воспитателям стоят в кругу.
Воспитатель:- Доброе утро, ребята,
Милые дошколята!
Вы рано все проснулись?
Вы друг другу улыбнулись;
Поздоровались со всеми?
- Давайте друг другу скажем “Доброе утро!” (все вместе говорят Доброе утро). Молодцы!
Воспитатель: Ребята, скажите вы любите путешествовать.
Детей: Да
Воспитатель: Я приглашаю вас совершить путешествие по Городу Волшебных слов. Возьмитесь за руки, закройте глаза (звучит спокойная музыка, Дети откройте глаза. Посмотрите мы с вами попали в город Волшебных слов. Ребята послушайте? Кто же здесь так громко плачет?
Шумилова Геля: Это Незнайка
Воспитатель: Да это Незнайка. Только он не веселый, и грустный.
Дети вместе с воспитателем подходят к Незнайке и здороваются.
Воспитатель:Здраствуй Незнайка, что случилась с тобой?
Незнайка: Здравствуйте! Мне друзья из Волшебного города приготовили подарок - клад сокровища карту дали, как его найти! Но я не могу ничего понять, поэтому и расстроился.
Воспитатель: Давай, Незнайка свою карту, мы с детьми тебе поможем.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают карту.
Воспитатель: Тут все просто. Находятся твои сокровища в стране вежливости. Чтобы там оказаться, надо пройти аллею приветствий, Дворец извинений, Скалу вежливости, переплыть море волшебных слов и Остров радости. На острове и спрятан твой клад.
Незнайка: Правда! Тогда я побежал!
Воспитатель: Нет, постой, Незнайка путь сложный мы тебя одного не отпустим! Пойдем вместе с тобой! Правда, дети.
Детей: Да
Воспитатель: Посмотрим на нашу карту сначала надо пройти аллею приветствий. Аллея приветствий не простая, она нас проста так не отпустит. Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте» (мы желаем здоровья, здравия). А Геля расскажет нам стихотворение про слово «здравствуйте»
Что такое здравствуй? Шумилова Геля
Лучшее из слов
Потому что здравствуй
Значит «будь здоров»!
Воспитатель: Здравствуйте! – говорим мы друг другу при встрече (т. е. желаем здоровья). Ребята, вспомните, а как приветствуют люди друг друга.
(Дети вспоминают и показывают жестами) А теперь давайте поговорим о том, как мы приветствуем друг друга
- Вот вы пришли утром в детский сад, как вы здороваетесь со мной и помощником воспитателя?
- А как вы можете поприветствовать своего друга? (Привет)
- Днем к нам зашёл музыкальный руководитель узнать, как вы ее поприветствуете? (Добрый день, здравствуйте)
- Прощаясь вечером с детьми, с воспитателями, какие слова вы говорите?
(До скорого свидания, прощайте, пока)
- А можно сказать воспитателю «пока»? (нет)
Воспитатель: Правила речевого этикета напоминают нам о том, что говорить «пока» мы можем друзьям или близким людям. Молодцы! Незнайка ты понял, какие слова надо говорить надо говорить при встречи и какие слова, когда прощаемся.
Незнайка: Я что- то запутался во всех этих словечках. Помогите мне.
Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадки, а ты Незнайка вместе с детьми их отгадайте
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»(Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»(Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»(До свиданья)
Незнайка: теперь всё понял.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту.
Воспитатель: Нам теперь надо попасть во дворец извинений. Чтобы попасть нам с вами надо пройти по лесной тропинке.
Дети идут по дорожке здоровья, руки в стороны, звучит пение птиц.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами находимся во Дворце извениений. Ребята скажите мне, пожалуйста, когда мы с вами совершаем нехорошие поступки, что мы должны сделать?
Андрей Куяров: Мы должны попросить прощения, извинится.
Воспитатель: Молодец Андрей! В жизни бывают различные ситуации и вот одна из них. - Мальчик крикнул прохожему: “Эй, сколько сейчас часов?”. Обращаясь к прохожему, мальчик совершил несколько ошибок. Как вы думаете, какие?
1. Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить.
2. Мальчик забыл сказать слово “пожалуйста”.
3. Мальчик забыл сказать слово “извините”.
- Ошибки мы нашли. Скажите, как мальчик правильно должен был обратиться к
прохожему.
Дети: Извините. Скажите, пожалуйста, который час?
Воспитатель: Незнайка ты понял, если мы, какого обидел надо попросить извинения, или сделали что-то нехорошее мы должны извиниться попросить прощения. Надо сказать, извините меня, пожалуйста, я больше так не буду.
Девочки читают стихотворения.
Простите, я больше не буду Света Беднова
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал-забывать.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Даша Ананьева.
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Незнайка: теперь я понял, почему на меня все обижались.
Воспитатель: Ребята впереди у нас Скала Вежливости. Пора нам преодолеть Скалу. Но чтобы её преодолеть мы должны быть дружными, смелыми. С начала мы должны пробежать по извилистой дорожке.
Кегли, расставленные на расстояние-30см друг от друга. Дети с воспитателем бегут друг за другом.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и находимся возле скалы Вежливости. Послушайте меня внимательно. Какие вежливые поступки вы знаете?
Марина Баранова: Я знаю, что нельзя обижать маленьких, нельзя без спросу брать игрушки.
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте меня внимательно. Если я называю вежливый поступок, вы хлопаете в ладоши. Когда называю невежливый, вы топаете ногами. Начнем! Будьте внимательны!
1. Уступить место в автобусе бабушке, дедушке?
2. Поздороваться при встрече с взрослыми и своими друзьями?
3. Толкнуть и не извиниться?
4. Помочь поднять упавшую вещь?
5. Обидежать малышей?
6. Пожелать маме перед сном спокойной ночи?
7. Свистеть, кричать, шуметь.
8. Брать игрушки без спросу?
Дети перелазать по лестнице - стремянки так они преодолевают Скалу Вежливости.
Воспитатель: Молодцы. Впереди у нас в вами Море волшебных слов? Какие волшебные слова Андрей ты знаешь?
Арина Никулина: Пожалуйста, спасибо, Доброго пути, здравствуйте, досвиданья.
Ариша Кычакова: Извините, доброго вечера, будьте здоровы.
Воспитатель: Молодцы много слов назвали! Думаю, мы с вами быстро переплывем Море волшебства. Готовы
Дети: ДА.
Дети вместе с воспитателем и Незнайкой проходят по трапу (ребристая доска) садятся в корабль, звучит шум море. Воспитатель предлагает детям произнести следующей текст
Море волнуется - раз!
Море волнуется - два!
Море волнуется - три!
Волшебное слова скажи …
Воспитатель по очереди называет имена детей. Они произносят «волшебные слова»
Незнайка: Ой, я даже и не знаю что сказать! Вы все слова перечислили
Воспитатель: Поможем Незнайке подскажем слова волшебные. Молодцы мы с вами преодолели море волшебных слов.
Дети вместе с воспитателем и Незнайкой спускаются по трапу.
Воспитатель: Долго мы с вами добирались и наконец-то попали на остров радости. Здесь спрятан клад, но чтобы до него добраться, нужно пройти последнее испытание.
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, давайте с вами споём песня для жителей острова. Они очень любят петь и танцевать.
Дети поют песню «Если весело живется, делай так»
Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята посмотрите вот и Незнайка твой Клад. Но чтобы его открыть нужно, назвать Волшебные слова.
Дети перечисляют Волшебные слова.
Воспитатель: А теперь вместе всё скажем
Чтобы жить в мире и в ладу,
Всегда быть вежливым хочу.
Воспитатель: Наш сундучок открылся. Посмотрим, что там за сокровища. Вынимает из сундука медали вежливость. Это медали вежливость! Они говорят о том, что вы вежливые и воспитанные. Берегите медали!
Дети прощаются с Незнайкой.
Воспитатель: Ребята нам пора отправляется в детский сад. Ребята обратно мы полетим на самолете. Незнайка полетели с нами.
Незнайка: Хорошо полетели.
Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «у-у-у»
Дети разводят руки в стороны, как крылья у самолета, и летят, разбегаясь в разные стороны.
Воспитатель: На посадку.
Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали. Что вам заполнилось больше всего.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Воспитатель: Незнайка, что тебе запомнилась больше всего.
Незнайка: Мне очень понравилась скала Вежливости, как мы переплыли Море Волшебных слов. Большое вам спасибо помогли мне стать вежливым человеком. Без вас бы я не справился. … Но мне пора возвращаться домой. Побегу расскажу всем чему вы меня научили. До свидания!
Воспитатель: Пришла пора прощаться. Буду называть каждого по имени, а вы даёте мне ладошку. А теперь все вместе.
На прощанье, на прощанье. Всем ребятам досвиданья!