Наталья Зиновьева
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе «Игрушки. Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
ФМОУСОШ им. И. С. Кошелева ДС села Лермонтово
Белинского района Пензенской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе на тему:
«Игрушки. Тряпичная кукла»
Воспитатель 1 категории:
Зиновьева Наталья Петровна
Тема : "Игрушки. Тряпичная кукла»
Темочки:
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Знакомство детей с народной куклой.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закреплять и обогащать знания детей об игрушках. Знакомство с самодельной народной куклой. Развитие интереса к русскому народному творчеству.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать связную речь, умения строить предложения, размышлять. Упражнять в образовании новых слов, в правильном употреблении относительных прилагательных.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать уважение к русской культуре. Воспитывать любознательность, умение раскованно держать себя в любых обстоятельствах. Воспитывать желание и умение использовать фольклор в жизни.
Словарная работа: тряпичная кукла, кукла – пеленашка, безликая, оберег.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Русские тряпичные куклы», беседа с детьми «История создания народных кукол».
Оборудование: Чудесный мешочек с игрушками (зайчик, мишка, мяч, лошадка, кукла, машинка); пьеса «Новая кукла», «Болезнь куклы», из детского альбома П. И. Чайковского, бабушкин сундук, куклы пеленашки по количеству детей.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ой, ребятки, кто – то плачет. (Ищем и находим зайчика, который сидит на скамейке.)
А кто знает стихотворение про зайку?
Дети читают стихотворение А. Барто «Зайка».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Почему зайка не смог слезть со скамейки?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно – это игрушка. Дети, а это что такое? (Показываю на мешочек). Да, это «Чудесный мешочек».
Игра «Чудесный мешочек»
Дети достают из мешочка игрушки и называют из чего они сделаны.
Физкультминутка «Зайка».
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зайка оставайся у нас в детском саду и ты узнаешь много нового и интересного.
Что всё это значит?
Дочка, а не плачет,
Спать уложишь – будет спать
День и два, и даже пять.
- О какой игрушке говорится в загадке? (о кукле)
- Что можно делать с куклой? (играть, гулять, кормить, укладывать спать и т. д.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, а вот композитор П. И. Чайковский придумал музыку про куклу.
Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку.
Предлагаю послушать пьесу «Новая кукла», которую сочинил П. И. Чайковский.
Звучит пьеса «Новая кукла» из детского альбома П. И. Чайковского.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Как называется музыка?
Какое настроение передаёт нам новая музыкальная кукла?
Ответы детей.
(обратить внимание детей на сундук)
- Дети, посмотрите
Волшебный ларец (обращаюсь к сундуку)
Здесь заперт на ключ волшебный дворец (показываю ключ)
Позвонили в бубенец (звоню в колокольчик)
И попали во дворец
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (нет)
Есть ли там сокровища? (да)
- Что это у меня в сундуке. Как вы думаете?
Предположения детей.
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук?
- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.
Давным – давно когда ещё не было магазинов и игрушек негде было купить, дети играли вот такой (показываю) куклой.
- Как вы думаете из чего она сделана?
Ответы детей.
- Да, она сделана из ткани. Тряпичная.
(Всем детям даю потрогать куклу, попутно задаю вопросы)
- Из какого материала сделана кукла?
- Значит она какая? (тряпичная)
А сейчас я вам покажу как её делали. Беру полотенце, складываю пополам, сворачиваю в валик. Вадик я перевязываю красным шнурком, потому что красный цвет защитный оберегающий. Теперь я завязываю платочек и заворачиваю в пеленку, перевязываю ленточкой. Кукла готова. Она называется «Пеленашка».
- Как называют таких кукол? (пеленашка)
- Такие куклы делали в старину.
ДЕТИ: Почему у куклы нет глаз, носа и рта?
ВОСПИТАТЕЛЬ: А вот послушайте сказку про мою куколку.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Болезнь куклы».
Жила – была в давние времена мама с дочкой. Однажды дочка простудилась и заболела. Что только мама ни делала: и чаем с малиной поила и горячим молоком с мёдом. Ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке – за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундука куколку. Отдала её матери и велела положить куколку рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куклой, а утром проснулась здоровая. Кукла всю болезнь в себя забрала. И была эта кукла без лица, «безликая», потому что в таких кукол не могут вселиться злые силы. Безликая кукла всегда добрая. Она оберегает ребёнка от болезней, напастей разных. Это кукла - оберег. А ещё есть такая примета: когда дети играют в куклы - в семье прибыль, если же небрежно обращаются с куклой, бросают где попало – быть в доме беде.
(Раздаю детям куклы.)
- Дети, я предлагаю посмотреть на свою куколку и назвать её ласковым именем.
Игра «Назови имя ласково»
- Ребятки, что же можно делать с новой куклой?
(играть, гулять и т. д.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: (обращаясь к игрушке)
Ну, что Зайка нового ты узнал в детском саду?
С какой игрушкой познакомился?
(с тряпичной куклой Пеленашкой).
(Зайчик чихает)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребятки, Зайка заболел. Может подарим ему нашу куклу Пеленашку, чтобы она вылечила и оберегала Зайку и его друзей.
А теперь дети со своими дочками – куколками можете поиграть в кукольном уголке.