Татьяна Беляева
Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Хакасия — край, где мы живем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема : «Хакасия – край, где мы живем!»
Автор: Беляева Татьяна Ивановна – воспитатель.
Образовательная область : Познавательное развитие.
Вид деятельности воспитателя : образовательная.
Возраст, количество детей: подготовительная группа 6-7 лет общеразвивающей направленности, количество 11 человек. Длительность 30 минут, что соответствует нормам СанПина.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: „Хакасия — край, где мы живем!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Рабочее пространство при разной форме организации ОД:
Партнерская форма:
o Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге
o Разрешено свободное размещение детей
o Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
o Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
Форма совместной деятельности : интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Создание условий для выявления знаний детей о растительном и животном мире родного края.
Задачи:
Обучающие:
• Создать условия для углубления знаний детей о животном и растительном мире республики Хакасия и применении полученных знаний в жизни;
• Создать условия для уточнения и закрепления знаний детей о природе, раскрывающих взаимосвязь между объектами природы;
Развивающие:
• Создать условия для развития речевой активности детей;
• Способствовать поддержанию познавательного интереса к своей Родине;
• Способствовать развитию коммуникабельности у детей;
Воспитательные:
• Создать условия для формирования осознанного отношения к природе, желание беречь и охранять ее;
• Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Организация детских видов деятельностей :
1. Общение ребенка со взрослым;
2. Общение ребенка со сверстниками;
3. Исследовательская деятельность;
Программное содержание.
Учебно-методический комплект:
Оборудование: карта России, карта республики, наборы открыток с животным и растительным миром, аудиозапись «Звуки леса», музыкальный проигрыватель, набор для игры «Кто, где живет».
Методы и приемы: метод практической передачи и тактильного восприятия, поисковый (исследовательская деятельность, методы словесной передачи (рассказ воспитателя, художественное слово, беседа, методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация, ИКТ, метод стимулирования познавательной деятельности (сюрпризный момент, игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание).
Ожидаемый результат:
Умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при разгадывании загадок; владеет навыками самообслуживания, интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование знаков).
Предварительная работа: слушание рассказов, стихов о природе; рассматривание иллюстраций, картин; наблюдение на участке детского сада за природой; составление рассказов.
Содержание организованной образовательной деятельности детей :
Воспитатель, показывая карту России:
- В какой республике мы живем? Вы знаете, где она находится на карте? (ответы детей)
- Давайте поближе рассмотрим карту нашей Хакасии! Как вы думаете, почему карта разноцветная? (ответы детей)
- Правильно, она разделена на зоны! Какие? (лес, степь, озера, реки). (ответы детей).
- Давайте отправимся с вами в путешествие! Куда бы вы хотели поехать? (ответы детей) (по большинству голосов выбираем лес).
Воспитатель:
- Я предлагаю вам мысленное путешествие в зимний лес!
- Закройте глаза, и представьте, что мы в лесу! Представили? Открывайте глаза!
Воспитатель:
- А увидеть красоту зимнего леса, растения и животных, нам помогут иллюстрации! Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес? (ответы детей)
- Вот мы и приехали в лес!
Звучит аудиозапись «Звуки леса».
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите? (ответы детей)
- А когда поют птицы? Почему?
- А когда птицы не поют? Почему?
- А вот вы сказали, «треск» услышали, какие животные или птицы могут издавать треск, стук, рычание, рёв, клёкот? (ответы детей)
Воспитатель:
- Почему, когда дятел стучит по дереву зимой раздается глухой звук? (дерево зимой сит, сокодвижения нет) (ответы детей).
- Почему в зимнем лесу звуки разносятся так далеко? (нет шума листвы, травы, воды в реке, шума дождя) (ответы детей)
- Почему лес так мало населен животными и птицами зимой? (ответы детей)
- Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте!
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом! (белка)
(ответы детей).
Беседа
Воспитатель:
- Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей было легче прятаться от своих врагов, например, ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (показать иллюстрации)
- А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода – кора! (заяц) (ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, заяц! Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет – сначала становится белым хвост, потом белеют задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зачем зайцу белая шубка? (ответы детей).
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса) (ответы детей)
Воспитатель:
- Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк) (ответы детей)
- Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
- Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (ответы детей).
Воспитатель:
- А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? (ответы детей)
- Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придет весна,
Пробуждается от сна. (медведь).
Воспитатель:
- Ребята, а вы ничего не слышите? Поет кто-то? Прислушайтесь! (звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель:
- Да это птичка синичка, держит в клювике письмо! Что же там? (читают)
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний». (исключить из перечисленных четырех слов то, которое считается лишним).
Игра «Четвертый лишний» (игра на развитие внимания, слуха, логического мышления. Игра проводится без опоры на наглядность).
1) Медведь, волк, лиса, заяц. (медведь – впадает в спячку)
2) Волк, лиса, лось, олененок. (олененок – детеныш)
3) Волк, лиса, еж, заяц (заяц – травоядное)
4) Кошка, медведь, заяц, белка (кошка – домашнее животное)
5) Береза, липа, сосна, клен. (сосна – хвойное дерево)
6) Сосна, ель, ольха, кедр. (ольха – лиственное дерево).
7) Тетерев, куропатка, белка, сова. (белка – животное или сова – хищник)
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, животные и птицы — это часть природы? (ответы детей)
- Мы с вами выяснили, что с ними происходят перемены. Вспомните, какие?
- Не замерзли в зимнем лесу? Давайте согреемся!
Физминутка
Снег идет, снег идет.
Дворник улицу метет.
Стороной народ идет.
Веселей, веселей!
Заниматься нам не лень:
Мы немного разомнемся,
За дела опять возьмемся! (произвольная имитация движений)
Воспитатель:
- Очень интересно в зимнем лесу, но пора возвращаться! Вот и наша любимая группа!
- Какие правила поведения в природе вы знаете?
(не говорить громко, если рядом птичье гнездо; не ломать веток; ходить по тропинкам; нельзя бросать мусор; тушить костры, чтобы не было пожара; нельзя топтать растения; не брать животных и птиц из привычных условий) (ответы детей).
- Молодцы! Послушайте стихотворение «Лесные правила»!
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель:
- Что бы хорошо запомнить эти правила, что можно сделать? (заучить, рассказать малышам, нарисовать). (ответы детей).
Воспитатель:
- Молодцы, выбирайте материал, который вам нужен для работы!
(дети выполняют работу – рисуют знаки о правилах поведения в лесу, воспитатель оказывает индивидуальную помощь. По окончании работы рисунки дети могут подарить малышам).
Воспитатель (звучит аудио запись «Звуки леса») :
Рефлексия:
- Что вам понравилось в нашем путешествии, ребята? Что нового вы узнали? Что было интересного и необычного в сегодняшней встрече с лесом?