Марина Овчинникова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Культура и традиции русского народа».
Образовательная область: социально – коммуникативное развитие.
Цель: знакомство дошкольников с традициями и культурой русского народа.
Задачи:
Образовательные задачи: Выявить, что знают дети о таких понятиях, как традиция, вспомнить, о каких традиции русского народа им рассказывали, познакомить детей с новыми традициями.
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развивающие задачи : способствовать развитию познавательной активности детей; расширять и обогащать словарный запас при знакомстве с новыми понятиями; способствовать развитию связной устной речи.
Воспитательные задачи: нравственное и патриотическое воспитание детей - любовь к Родине, гордость за свою Родину, уважение к родным обычаям и традициям.
Тип занятия: словесный (беседа, рассказ педагога, чтение художественного произведения); наглядный (демонстрация наглядных пособий, иллюстраций); игровой (игра – хоровод).
Виды деятельности: познавательная деятельность, речевая и игровая деятельность, информационно-коммуникативная деятельность детей.
Форма организации занятия: групповая.
Форма реализации: игра, наглядное пособие – картинки по теме «Культура и традиции народов России».
Оборудование для занятия: подборка русских народных сказок, выставка матрешек, свистулек, дымковской игрушки, предметов быта с хохломской росписью и пр., глобус, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: беседы о нашей стране, о народах России, чтение рассказов и стихотворений о Родине. Знакомство с символикой России (иллюстраций, фотографий о России).
Ход НОД
1. Вводно – организационный.
Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, небольшое стихотворение и скажите мне, о чем оно.
«Наша Родина» Г. Ладонщиков
Наша Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
-Ребята, это прекрасное стихотворение о нашей Родине, о России.
- А что еще вы знаете о нашей стране?
(наша страна удивительная, большая, у нас много рек, лесов, есть горы, разнообразный животный и растительный мир).
- Наша страна славится талантливыми людьми. Как вы думаете, в чем талант русского народа? (творчество (песни, сказки,предметы быта (посуда, мебель, игрушки).
-Несомненно, что наш русский народ очень талантливый. Мы с вами прочитали разные русские народные сказки. Какие сказки вы можете назвать?
- Назовите русские народные песни, которые вы знаете.
-Кроме сказок и песен, русский народ славится предметами народно - прикладного искусства. Какие это предметы? (игрушки,посуда).
II. Основной этап.
- Сегодня мы с вами познакомимся с традициями русского народа.
Традиция - это то, что передается из поколения к поколению. Есть, например, семейные традиции. Назовите их. (Например, День рождения).
-И у нас в стране много традиций. Вспомните, с какими традициями мы уже знакомились раньше.
- Некоторые наши традиции, возникли в давние времена и сохранились до наших дней. Я сегодня познакомлю вас с одной из таких традиций.
(дети садятся на стульчики и слушают).
Традиция «Чаепитие».
- Самая замечательная русская традиция, несомненно, чаепитие.
Рассказывая о чаепитии, воспитатель в ходе беседы накрывает стол.
- На стол покрывали праздничную скатерть. В центре стола всегда ставили самовар. Самовар воспринимали как символ семейного очага, гостеприимства, теплого дружеского общения, поэтому его всегда ставили в центре стола. Около самовара располагали небольшой чайничек для заварки, красивую сахарницу с кусочками сахара. Рядом ставили сладости и выпечку (калачи, пироги, бублики). Чай пили из блюдца в прикуску с сахаром. Ребята, давайте, и мы с вами попьем чаю с угощением.
Традиция «Хороводы».
- У русского народа есть еще одна замечательная традиция - хороводы :
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- И мы с вами тоже умеем водить хоровод.
Подвижная игра - хоровод „Каравай ".
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :
- Молодцы ребята!
-О чем мы сегодня говорили?
-О каких традициях мы сегодня узнали?
-Какая из традиций вам понравилась больше?
-А в вашей семье есть традиции? Какие?
-Было ли вам интересно на сегодняшнем занятии? Что понравилось больше всего?
-О чем вы сегодня расскажите родителям? Узнайте у родителей, какие ещё русские традиции они помнят.
Дети отвечают.