Камила Аджиева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
на тему «Зимушка-зима»
Воспитатель: Аджиева Камила Мавлединовна.
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные области : Познавательное, речевое, социально – коммуникативное и физическое развитие
Основная образовательная область : речевое развитие.
Интегрированная образовательная область : познание.
Интегрированные задачи:
обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
развивающие : развивать навык словообразования,
воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, мнемотаблица.
Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, использование ИКТ.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Вводная часть
Воспитатель: Встаё м с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,
Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг- берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.
Мы стоим рука в руке,
Можем маленькими быть-приседаем,
Можем мы большими быть-встаём,
Но один никто не будет.
Воспитатель: к нам сегодня еще пришли гости, что нужно сказать?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня, когда я пришла утром на работу, у нас на почте обнаружила сундучок.
Воспитатель показывает сундучок.
Воспитатель: - чтобы открыть сундучок нужно произнести слова. Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!. Повторяем вместе с детьми.
Ребята, вы хотите узнать от кого эта посылка? (да)
Для этого вам нужно отгадать загадку:
Во дворе замерзли лужи,
Целый день снежинки кружат,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
Воспитатель: - Да это же письмо от Зимушки-Зимы! Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-зима, прислала вам письмо-снежинку. Я знаю, вы очень любите играть, и я хочу с вами тоже поиграть. У меня для вас есть несколько заданий. А если у вас получится все их выполнить, то я не буду в этом году сердитой и колючей, а буду белой и пушистой и принесу вам хорошую снежную погоду для прогулок и веселья!
Ну что, ребята, поиграем с зимушкой-зимой?.
1. Беседа о зиме.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем - я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.
- скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ребенок: Время года зима. (слайд 1)
Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?
Ребенок: Декабрь, январь, февраль. (Слайд 2)
Воспитатель: Какая у нас зима?
Ребенок: Снежная, холодная, морозная;
Воспитатель: Что бывает зимой?
Ребенок: Метел, ветер, река замерзла;
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?
Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!
Дети садятся на стульчики перед экраном.
2. Слушание рассказа «Гостья зима» и беседа.
Воспитатель: Следующий сюрприз достану из сундучка. Разворачиваю сверток, а там рассказ. Я прочитаю вам рассказ «Гостья зима», а вы внимательно его слушайте. Потом я буду вам задавать вопросы по этому рассказу.
Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Погода холодная, дует ветер, морозная. Солнце светит, но не греет. Дни короче, а ночи длиннее. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному : медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений : катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. И праздник, который бывает только зимой Новый год.
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?
Ребенок: Зима!
Воспитатель: Чем зима накрыла землю?
Ребенок: Землю накрыло белым покрывалом.
Воспитатель: Какая погода зимой?
Ребенок: Дует ветер, трещит мороз.
Воспитатель: Какие подарки принесла зима?
Ребенок: Зима принесла снегопады, сугробы, метели.
Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?
Ребенок: Они нужны, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.
Воспитатель: В какие зимние игры можно играть зимой?
Ребенок: Можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.
3. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки - подсказки. (Слайд 4)
Итак, слушаем внимательно и следить за подсказками.
Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы
Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Футбол»). (Слайд 3)
Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?
(Пересказывают 2-3 человека)
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
4 Отгадывание загадок. Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки». Если вы верно отгадаете загадку на экране появиться ответ.
1. Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички) (Слайд 5)
2. Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик) (Слайд 6)
3. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.) (Слайд 7)
4. Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.) (Слайд 8)
5. С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки) (Слайд 9).
Воспитатель: Посмотрите ребята, снежинки попали и на ваши столы, возьмите и сдуйте с варежки снежок, повторяем 2-3 раза
6. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Снова загляну в волшебный сундучок и достану следующее задание. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»).
С какой буквы начинаются эти слова? (с буквы с)
- Следующее задание находится там, где мячи и мячики. Это игра: «Назови ласково то, что любит Зима».
Дети идут искать задание в уголке физкультуры.
Ребята, я буду кидать вам мяч, называя слово, а вы мне будете его возвращать называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Холод - холодок
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Валенки - валеночки
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина – льдинка.
Итог занятия
Воспитатель:
- Вспомните ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли? - -Какое задание у вас вызвало затруднение?
-Как вы думаете кто сегодня был более активным?
-Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались. А волшебный сундучок мы заберем с собой, нас там ждет сладкий сюрприз.