Елена Ивановна Асеева
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птичье царство». 2 младшая группа.
Цель: 1. Образовательная. Обобщать у детей представление о птицах: у всех есть клюв, крылья, тело покрыто перьями. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой, весной. Закреплять представления детей о зимующих и перелетных птицах. Продолжать знакомить с приемами рисования шерстью.
Пополнять и активизировать словарный запас (слово «чудо-юдо» - сказочное чудовище). Познакомить детей с явлением многозначности слов (крыло самолета, крыло бабочки, крыло птицы).
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области „Познание“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Связная речь. Развивать диалогическую речь детей: совершенствовать умение доказывать свою точку зрения, выражать согласие, несогласие с мнением педагога и сверстников.
Развивающие задачи. Развивать познавательные способности детей : умение выделять главное, правильно строить предложения. Вызвать интерес детей к жизни птиц, обитающих в нашем регионе.
Воспитательные задачи. Воспитывать у детей желание помогать птицам. Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование умений и навыков сотрудничества друг с другом.
Предварительная работа: наблюдение за поведением птиц у кормушки. Рассматривание птиц на картинках. Сравнение воробья и вороны (по размеру, по цвету, по форме, по поведению). Заучивание стихотворения о птицах. Чтение рассказов, сказок о птицах.
Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, продуктивная, художественная.
Были интегрированы познавательные области : коммуникация, познание, социализация, музыка.
Музыка. Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель.
- Дети посмотрите, какая красивая полянка! Давайте встанем в круг и сделаем зарядку для язычка. (Фонопедическое упражнение)
- Сейчас в этом веселом задании вы будете подражать звукам природы, которые можно услышать весной.
Воспитатель.
- Пригрело весеннее солнышко. (Все дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, и произносят звук О-О-О)
Воспитатель.
- С пригорка побежал весенний ручеек. (Дети болтают языком, как бы изображая бульканье ручейка.)
- До краев наполнил большую глубокую лужу. (Все глиссандо опускаются голосом в нижний регистр.)
- Перелился через край и дальше побежал.
- Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж-ж-ж) и букашки (з-з-з-з-з произнесение звука с нарастающей интонацией)
- Расправили крылышки (крш с повышающейся интонацией)
- И полетели кто куда (тр-тр-тр-тр-тр, шепотом па разной высоте, у кого как получится.)
- Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур,шур-шур.)
- И вылез ежик. (Сопит носом, энергично втягивая и выдувая воздух.)
- Ожил под теплым весенним солнцем и муравейник (каждый поет острые, веселые звуки)
- Лес наполнился птичьими голосами (Прослушивание - запись птичьих голосов)
- Вот и пришла весна! (Каждый поет звук «о», как в начале упражнения.)
Музыка (Хороводная песня о весне)
Воспитатель.
- Дети, садитесь поудобнее и слушайте загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный хвост и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
И кого паук боится?
Ну конечно, это. Дети (птица)
Воспитатель.
- Сегодня мы будем говорить о птицах.
- Кто такие птицы (птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)
- Давайте рассмотрим внешний вид птицы (картинка.) Дети подходят, рассматривают.
- Посмотрите и покажите на рисунке, какие части тела есть у птицы? (голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги)
Воспитатель.
- А сейчас подойдите к своим столам и выложите птицу из геометрических фигур по образцу. Дети выкладывают.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? (круг, овал, треугольники)
- Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько овалов?
- Какая фигура оказалась лишняя? (квадрат)
Воспитатель.
- Молодцы, с этим заданием вы справились.
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие (пройти к стульям и сесть)
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим,
И быстрее полетим.
Летим над домами, лесами, морями,
Летим над седыми
Крутыми горами
Но вот приземлились, глаза мы открыли
И видим мы царство. (На доске ширма и замок, возле замка - ворон)
-Умный ворон нас встречает, в царство птичье приглашает, но чтобы туда попасть, надо выполнить задание.
«Угадай, чей голосок?» (дети на слух определяют голоса птиц)
Воспитатель.
- Молодцы.
Грамзапись «Голоса птиц» (Убираю ворона, снимаю замок, открываю ширму)
На доске береза, на которой картинки зимующих и перелетных птиц.
- А вот совушка-сова –
Большая голова.
На вас глядит и ответ держать велит.
- Птицы какие бывают? (Зимующие и перелетные)
- Назовите зимующих птиц. Называют: синица, сова, дятел, ворона, Сорока, воробей.
- Почему они называются зимующими? (Они зимуют вместе с нами)
- Трудно им пережить холодную зиму. А почему же птицам зимой трудно? (Не хватает корма, все засыпано снегом, насекомых нет)
- Что надо делать, чтобы птицам было легче зимовать? (Надо делать кормушки и подкармливать их зернышками)
- В садике мы тоже вешали кормушки на деревья, сыпали птицам зерно, крошки хлеба, семечки.
Максим расскажет стихотворение «Покормите птиц зимой»
- Посмотрите на доску и назовите перелетных птиц. (Ласточка, грач, скворец, кукушка)
- Почему они называются перелетными? (Улетают на зиму в теплые края)
- Почему они улетают на зиму? (Эти птицы питаются насекомыми, а зимой насекомых нет)
- В какое время года прилетают к нам эти птицы? (весной)
- А какую помощь мы можем оказать птицам весной? (Строить скворечники)
- Молодцы, вы правильно отвечали на все вопросы, я предлагаю вам оставить перелетных птиц на березе, а зимующих посадить на сосну, но у нас нет сосны
- Давайте нарисуем сосну, но рисовать мы будем не карандашами, и не красками, а шерстью будем выкладывать рисунок на ковролине. Перед вами шерсть двух цветов, назовите эти цвета. (зеленый и коричневый)
- Чтобы нарисовать ствол, какой цвет мы будем использовать? (коричневый)
- А чтобы нарисовать ветки, шерсть какого цвета мы возьмем? (зеленую)
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что мы умеем делать с шерстью. ( Ответы: пушить, скатывать между ладошками, скатывать пальчиками, скручивать ладошками, а если маленькие кусочки, то пальчиками)
- Выкладывать будем на ковролине. Приступайте к работе. (негромкая музыка)
Дети рисуют сообща.
- Какая красивая сосна у нас получилась! (прикрепляю сосну на мольберт)
- Каких птичек мы посадим на ветки сосны? (зимующих)
- Называйте их. (Дети называют, воспитатель прикрепляет)
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Какие птицы остались на березе? (перелетные)
- А какую птицу вы не назвали? (петуха)
- Что же за птица петух? (домашняя, у него есть семья - мама курица и дети цыплята)
- А где же живет петух? (живет рядом с человеком в теплом курятнике)
- А зачем человек заботится о птичьей семье? (куры приносят пользу, они несут яйца)
- Сейчас веселый петушок хочет поиграть в игру «Цыплята и петух»
Дети цыплята. Воспитатель показывает на гуляющего петуха (дети надевают шапочки цыплят)
Петя в желтых сапогах ходит по песку,
А потом как закричит «ку-ка-ре-ку»
Выходите цыплята, собирайте зернышки
Много здесь есть зернышек на моей дорожке, (музыка, танец)
Выходит кошка, крадется к петуху и поет:
Выйду, выйду на дорожку, Мяу, мяу, мяу,
Там где куры ищут крошки, мяу, мяу, мяу
К петуху поближе подойду
И с собою в домик Петю уведу.
(Хватает петуха, уводит в домик, дети убегают к себе на стульчики)
Воспитатель.
- Хитрый кот не хочет отдавать петуха просто так. Он предлагает вам поиграть в игру «Что за птица?» (отгадай птицу по признакам)
Входит водящий и проводит игру. Дети отгадывают птицу - синицу.
Ника расскажет стихотворение о синице.
- Молодцы умные дети попались, за это я отпускаю вашего петушка и в подарок дарю вам птицу и достает бабочку ( дети: неправильно это не птица)
- Почему? У нее крылья, клюв, показывает на хоботок. (У птицы два крыла, а у бабочки четыре, и у бабочки нет перьев, а у птицы есть)
Кот:
- Ну, вот это точно птица и дает детям самолет. Смотрите, два крыла есть, клюв есть, две ноги (шасси)
Воспитатель.
- Правильно? (нет)
- Почему самолет не птица? Он не живой, и у него нет перьев. Дети помогите коту найти птицу, дети показывают птиц.
Кот:
- Какие умные дети попались! (Дарит детям сладкий приз)
Воспитатель:
- Садитесь на стульчики поудобнее, наше путешествие в птичье царство подходит к концу.
Глазки мы сейчас закроем,
Руки в крылья превратим,
Птицами себя представим,
И быстрее полетим.
Летим над домами,
Лесами, морями,
Летим над седыми крутыми горами
Но вот приземлились
Глаза мы открыли
И очутились дома.