Наталья Пышнова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке «П. И. Чайковский и его «Детский альбом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по музыке в подготовительной группе по теме:
«П. И. Чайковский и его «Детский альбом».
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству
П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные :
а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке „П, И, Чайковский и его „Детский альбом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
в) научить детей воспринимать образы в музыке;
г) учить различать контрастное звучание музыки;
д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2. Развивающие:
а) развивать музыкальный вкус;
б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать
музыкальные образы;
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3. Воспитательные:
а) воспитывать в детях доброе начало через
классическую музыку;
б) воспитывать культуру слушания;
в) воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации (слайды) к музыкальным произведениям, мультипликационный фильм, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, аудиосредства: магнитофон, фонограммы музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, материал для изготовления шумовых инструментов
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома»
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал на фоне звучания «Вальса» П. И. Чайковского.
На экране портрет П. И. Чайковского. СЛАЙД № 1
Музыкальный руководитель встречает детей.
Дети рассаживаются на стульчики.
Муз. рук. Дети, сегодня наша беседа будет посвящена великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Муз. рук. А кто же он по профессии?
Дети. Композитор.
Муз. рук. Правильно!
Дети рассказывают о композиторе все, что знают.
Муз. рук. Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети.
- А теперь обратите внимание на экран. СЛАЙД № 2
Это «Детский альбом» П. И. Чайковского.
В «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А как вы думаете, что такое музыкальные картинки? А разве картинки рисуют не только красками или карандашами?
П. И. Чайковский написал свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
СЛАЙД № 3 «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что происходит с человеком, когда он болеет? (Стонут, плачут) Изобразите это состояние
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
Прослушивание пьесы «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что можно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало легче? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
- Сейчас мы вместе с куклой послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом расскажете, о чем хорошем вы мечтали
СЛАЙД № 4 «СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
муз. «СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
- Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
- Ну вот, и куколка поправилась. Что ее вылечило? Почему?
- Наша кукла стала, как новенькая.
СЛАЙД № 5 «НОВАЯ КУКЛА»
А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»
- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у куклы будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
Слушание пьесы «НОВАЯ КУКЛА»
Какое настроение у этой пьесы? Как вы думаете – почему?
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
Музыкальная картинка «БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
СЛАЙД № 6 «БАБА ЯГА»
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
Какой характер этого произведения? (музыка стремительная, решительная, спокойная, торопливая)
Какой образ Бабы Яги в этом произведении? (Злая, пугливая, недовольная, сердитая).
Что вы себе представляете под эту музыку? (Мчится в ступе или на метле над лесом, облетая свои владения).
Посмотрите, у нас здесь находится сундук Бабы Яги с личными вещами. Как вы думаете, какие личные вещи могут здесь находиться? (ответы детей)
Я предлагаю кому-то из вас перевоплотиться в Бабу Ягу и поиграть.
СЧИТАЛКА
Встали дети все кружком,
По кружочку все пойдём
И игру про Бабку Ёжку
Дружно, весело начнём!
(Дети-ведущие наряжаются в Бабу Ягу)
ИГРА «Баба Яга»
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
№ 7 Показ мультфильма «Деревянные солдатики»
Муз. рук. Что вы можете сказать об этой музыке? Какая она?
А хотите сами создать свой оркестр? Для этого можно использовать подручный материал, чтобы превратить его в музыкальные инструменты.
(Изготовление инструментов)
Муз. рук. Наш оркестр готов. Мы даже можем подыграть настоящему оркестру.
СЛАЙД № 8 «ДЕРЕВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ»
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
Муз. рук. Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А я хочу вам предложить, когда вы придете в группу – попробуйте нарисовать ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Я приду к вам, и вы мне покажете свои работы, а я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
Звучит «Вальс» П. И. Чайковского СЛАЙД № 1
Дети уходят из зала.
Литература:
1. Гераскина Л. Ожидание чуда. М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
2. Чайковский П. Детский альбом. Издательство «Музыка», 1986.
3. Радынова О. Программа «Музыкальные шедевры».
М:Издательство «Гном и Д», 2000.