Елизавета Калачихина
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Подснежник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему
МБДОУ детский сад №2
«Детская художественная литература, как средство развития
ребенка и дошкольного возраста в детском саду»
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности
Тема : «Подснежник»
/подготовительная группа/
Музыкальный руководитель: Калачихина Е. М.
г. Каменка, Пензенская обл.
2013г.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему „Подснежник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежники. Конспекты занятий
- Темочки
Цель. Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образное представление при прослушивании музыкальных произведений и чтение художественной литературы.
Задачи:
1. На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки и чтение художественной литературы, активизировать словарный запас.
2. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знание о весне и её признаках.
3. Передать впечатление о музыке в движениях.
4. Развивать умение сочинять мелодии к коротенькому четверостишью.
5. Формировать творческие способности детей.
6. Продолжать знакомить детей с творчеством композитора П. Чайковского и А. Вивальди.
7. Создать благоприятное эмоциональное настроение средствами музыкальной выразительности.
Материал и оборудование: техническое оснащение: мультимедийный экран и компьютер, музыкальный цент. Музыкальный материал (аудиозаписи) : «Подснежник», «Времена года» П. Чайковского; «Весна», «Времена года» А. Вивальди. Музыкальные инструменты: металлофон, колокольчики, треугольник. Портреты композиторов: А. Вивальди и П. Чайковского. Фрагмент мультипликационного фильма: «Двенадцать месяцев». Стихотворения: Н. Френкель, П. Соловьёва, В. Суслов, Г. Ладонщиков. Подснежники для танца, иллюстрация с музыкальными инструментами.
Звучит 1-ая часть концерта «Весна» А. Вивальди, дети входят в зал, изображают птиц, передающих радостное и тревожное настроение музыки. Музыка затихает и умолкает, дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель.
Дети, а теперь, внимательно послушайте, небольшой рассказ: «Растопило снежинку на верхушке сосны. Пробило сугробы и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка. А на ней расцвёл голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется: «А не рано ли я проснулась? Нет, не рано, пора-пора, запели птицы…»
Дети, о каком времени года говорится в рассказе? (о весне). А скажите, а сейчас какое время года? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, весной расцветает вся природа. Мы любуемся зелёной травкой, первыми листочками на деревьях, красивыми цветами на лугах, а скоро зацветут сады, сирень, черемуха.
Какое прекрасное время весна!
А как же поэты воспевают весну в своих стихах?
Хорошо в лесу в апреле
Пахнет лиственною прелью,
Птицы разные поют,
На деревьях гнёзда вьют,
На полях медуница
Выйти к солнышку стремится
Между травами сморчки
Поднимают колпачки;
Набухают веток почки,
Пробиваются листочки,
Начинают муравьи
Поправлять дворцы свои.
Г. Ладонщиков.
Да ребята, как точно описаны все изменения в природе в этом стихотворении. Вы знаете, что русский народ сложил много пословиц и поговорок о весне. А какие вы знаете пословицы? Расскажите.
Весна да осень
На дню погод восемь.
Весной день упустишь
Годом не вернёшь.
Кто весною потрудился
Тот осенью повеселился.
Апрельский цветок
Ломает снежок.
Солнышко с апрельской горки
В лето катится.
Вода с гор потекла
Весну принесла.
Весенний день-
Год кормит.
Да, дети. В пословицах отразились народный ум, народная правда, народный опыт-это мудрое суждение о жизни, о людях, о временах года.
Слушайте загадку:
Хорошо гулять в лесу!
Тихо… Утро раннее.
Чудо-песенка звенит
На лесной проталине,
Чей-то нежный голосок
Еле-еле слышен-
Кто, расправив лепестки,
Из-под снега вышел?
(Н. Френкель.)
Правильно, это подснежник. О каком цветке говорится в рассказе? (ответы детей). Почему он так называется? (ответы детей). Где появляются подснежники (ответы детей). Дети давай вспомним, как о подснежниках писали поэты.
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу, природа тепла и ясна,
Скажи, ведь правда, что эта весна?»
(П. Соловьёва.)
На полянке лесной,
Где ручей резвился
Вдруг подснежник голубой
Сквозь снежок пробился.
(В. Суслов.)
Какие замечательные стихи, вы знаете о подснежниках. Каким его изображают поэты? (ответы детей). Дети, а теперь внимательно слушаем музыку… (Дети смотрят в видеозаписи зарисовки природы и слушают музыку П. Чайковского). Какое музыкальное произведение вы послушали? Кто его написал? Какой характер у этой музыки? Как рассказывает музыка о природе? Везде ли она одинаково звучит? (ответы детей). Дети, покажите на этой картине, какие музыкальные инструменты звучат в оркестре? (Дети узнают и показывают музыкальные инструменты на картине). А под какую музыку вы изображали веселых, радостных и взволнованных птиц? Кто написал эту музыку и как она называется? Определите характер музыки?
Что он передал своей музыкой? Скажите, музыка всегда была радостной и беззаботной? Подумайте, что хотел нам рассказать композитор? (дети высказывают свои предположения). Внимание на экран. (Видеозапись С. Маршака «Двенадцать месяцев»). Дети, в этой сказке девочка нарвала целую корзину подснежников, но ведь их рвать нельзя. Как вы думаете, почему она так сделала? (дети высказывают свои предположения). Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник», дети подходят к мольбертам и начинают рисовать подснежники. Музыка затихает и умолкает. Дети показывают свои рисунки. С помощью каких музыкальных можно изобразить звуки весны? (ответы детей). А теперь возьмите колокольчики и станцуйте хоровод: «Звуки весны» (дети танцуют). А теперь придумайте весёлую или грустную песенку дождя (дети пожеланию придумывают маленькие песенки на слова «Кап-кап»). Предлагаю придумать мелодию на такие стихи: «Вырос красивый цветок голубой, он нас сегодня поздравит с весной» (каждый сочиняет свою мелодию и исполняет). Кто мне подскажет, какая песня напомнит нам о том, что сейчас происходит в лесу в это время? (ответы детей). Дети исполняют «Лесную песенку». Дети, с наступлением весны вы стали еще красивее. А почему, нам подскажет песенка «Веснушки» (дети танцуют танец «Весенние ритмы» под пение этой песни).
Деревца согрелись и уже вот-вот
Выглянут листочки, вишня зацветет.
Всё зазеленеет бархатным ковром
Пусть весна с улыбкой войдет к вам
В каждый дом.
Звучит музыка «Подснежники» П. Чайковского, дети выходят из зала.