Кояш Гиматдинова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Золотая осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область : «Познание»
Интегрированные образовательные области : «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Цель: систематизировать и закреплять знания детей об осени как времени года, представления о растительном и животном мире в осенний период.
ОО «Коммуникация» -Совершенствовать уровень накопленных знаний по развитию речи. -Активизировать словарный запас, развивать связную речь.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Золотая осень“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
ОО"Чтение художественной литературы" - Упражнять в умении отгадывать загадки. ОО"Социализация" - Развивать партнерские отношения.
ОО «Художественное творчество»
- Развивать творческое воображение в работе над созданием образа осени.
- Упражнять в обведении рисунка по точкам не отрывая от руки.
ОО «Физическая культура»
- Упражнять в умении согласовывать движения со словами.
- Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: картинки "Птицы" (зимующие, перелетные, картинки с приметами разных времен года, картинки диких животных, карандаши разных цветов, альбомный лист, на котором нарисован пунктиром кленовый лист (по количеству детей, интерактивная доска.
Предварительная работа: наблюдения, экскурсии, рассматривание альбомов и иллюстраций «Осень», «Деревья и кустарники», «Птицы», альбомный лист на котором нарисован пунктиром кленовый лист, видеоролик об осени, подготовка слайдов (изображения медведя, ёжа, зайца, белки, перелётных и зимующих птицы).
Методы и приё мы: методы мотивации и стимуляции деятельности (введения сказочного персонажа, отгадывание загадки); метод организации познавательной деятельности (беседа, объяснение, показ, активизирующие вопросы, подвижная игра).
Ход НОД.
1. Вводная часть (фронтальная работа – 2 минута).
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся!
— Ребята, давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки.
— Я рада приветствовать вас, сегодня нам предстоит выполнить не простое задание, мы будем помогать сказочному герою разбираться в том, что такое осень? Что же это за сказочный герой, вы отгадаете сами, если внимательно выслушаете загадку.
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … (Незнайка)
(Входит Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте дети! Я хочу, чтобы вы мне помогли понять, что же такое осень?
Воспитатель: Ну что поможем Незнайке?
Незнайка: Посмотрите на этот рисунок, ребята, нарисовать картинку про осень для вашей выставки. А что? Очень даже красиво! Я всё так очаровательно нарисовал. Сам не налюбуюсь!
Воспитатель: Да, конечно Незнайка, ты очень постарался, молодец! Но где, же здесь осень?
Незнайка: Да вы же на нее смотрите!
Воспитатель: Но я не вижу тут Осени. А вы ребята? (дети рассматривают рисунок, высказывая свои замечания). Ох, Незнайка, видно ты совсем не знаешь, что такое осень и какие у нее приметы. Сейчас с ребятами мы тебе поможем! Садись вместе с нами, слушай и запоминай.
(дети садятся на стульчики, которые стоят на ковре)
2. Основная часть (22 минуты)
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Воспитатель: Сколько месяцев длится осень?
Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Вы сказали, что сейчас осень.
Что происходит с деревьями и растениями осенью.
Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.
Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
Воспитатель: Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Если листья падают - это явление природы как называется?
Дети. Листопад.
Воспитатель: Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить? (покажите)
Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолетики, парашютики.
Воспитатель: А почему деревья сбрасывают листья?
Дети. Они так готовятся к зиме.
Воспитатель: А если бы листья не опадали. Что было бы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите, какая сегодня погода?
Дети. (Пасмурная, ясная, солнечная)
Воспитатель: А если бы шёл дождь, то она какая?
Дети. Дождливая.
Воспитатель: А если бы дул ветер, какая погода?
Дети: Ветреная.
Воспитатель: А что ещё происходит в природе осенью?
Дети: Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Незнайка: Почему?
Дети. Им нечего есть.
Воспитатель: Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.
Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.
Воспитатель: Какие здесь птицы, скажите и назовите одним словом?
(Показ слайда)
Дети: (Перелётные, зимующие).
Воспитатель: Перечислите перелётных птиц?
Дети: Гуси, грачи, журавли, ласточки, скворцы
Воспитатель: А теперь перечислите зимующих птиц?
Дети: Ворона, воробей, голубь.
Воспитатель: Правильно ещё прилетают снегири и синички. Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.
Воспитатель: Существуют народные приметы. Вот по внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.
Если у воробьёв гладенькие и приглаженные перья, значит на улице тепло.
(Показ слайда)
А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит. (Показ слайда)
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: повесить кормушки и насыпать семечки, крошки.
Воспитатель: А чтобы ты, Незнайка запомнил перелётных и зимующих птиц мы сейчас поиграем в игру «Перелётные птицы». Выходите на коврик, давай и ты Незнайка с нами. Послушайте правила игры, если назову перелетных птиц, то вы летаете по группе и присаживаетесь, если назову зимующих птиц.
Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики и давайте, поиграем ещё в одну игру, которая называется «Да или нет». Я буду задавать вопросы, а вы должны ответить да или нет.
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Незнайка, ты любишь загадки любите отгадывать?
Незнайка: Да.
Воспитатель: И дети тоже любят и умеют отгадывать загадки. У меня тут припасены кое-какие, послушайте.
(После каждого ответа показывает отгадку на слайде)
Загадки
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна. (Медведь)
4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (Заяц)
Воспитатель: Загадки отгадали, молодцы. А теперь скажите, как дикие животные готовятся к зиме?
Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что ёж спит всю зиму, а яблоки и грибы ему нужны, для того что бы зимой у него не заводились насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно будет спать всю зиму.
Воспитатель берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист (кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т. д. Дети называют листья.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый букет я собрала из осенних листьев (воспитатель показывает наличие в руках бумажных листьев). Они все такие разные. Вы знаете, с каких деревьев листья очутились в моем букете?
От какого дерева вот этот лист?
Дети: От клёна
Воспитатель: Правильно, значит он какой?
Дети: Кленовый
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева?
Дети: От дуба
Воспитатель: Правильно, значит он какой?
Дети: Дубовый
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева?
Дети: С берёзы
Воспитатель: Правильно, значит он какой?
Дети: Берёзовый.
Воспитатель: Ребята закончите предложения:
- У дуба желуди, а у сосны (шишки)
- У сосны иголки, а у березы (листочки)
- Береза осенью золотая, а ель (зелёная)
- Дуб похож на богатыря, а березка на (стройную девушку)
- Рябина зимой без листьев, а ель (с иголками)
Воспитатель: Ну что, Незнайка, запомнил, что такое осень?
Незнайка: Да!
Воспитатель: А чтобы ты лучше запомнил, мы тебе покажем фильм про осень.
Незнайка: Такой красивый фильм, такие красивые деревья.
Около моего домика, растет большое дерево, как оно называется, я не знаю. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Листочки на дереве облетели, я как мог, старался их обвести, и принёс вам, что бы вы подсказали, как называется это дерево.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? Проходите за столы.
Необходимо соединить точки одной линией не отрывая карандаш от бумаги.
От какого дерева эти листочки?
Дети: От клена.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Ты знаешь, Незнайка, ребята знают очень много разных движений, хочешь посмотреть? Да и размяться надо. Выходите ребята на коврик.
Физкультминутка.
Вдруг закрыли небо тучи (встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки)
Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу, высоко поднимая колени.).
Поднимай повыше ноги.
Незнайка: А как хочется, чтобы деревья были всегда в золотом наряде.
Воспитатель: Ребята садитесь за столы, давайте разукрасим наши листочки и подарим Незнайке на память, чтобы он не забыл, что такое осень.
Физкультминутка для рук:
А чтобы они были еще ловчее, давайте немного поиграем с пальчиками.
В нашей группе слышен стук
Тук – тук - тук и тук – тук – тук
Пальцы ручками стучат
Ловчее быть они хотят.
3. Заключительная часть (1 минута)
Незнайка: Ой, как красиво получилось.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Незнайке наши осенние листочки? Он на них посмотрит и все вспомнит. Тогда-то он точно не забудет, что такое осень.
Незнайка: Ну, мне пора.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с Незнайкой! До свиданья, наш милый друг, если у тебя возникнут вопросы, приходи, мы с ребятами тебе обязательно поможем!
Незнайка: До встречи, дети, спасибо вам за помощь!