ТАТЬЯНА РАЗМАХНИНА
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Путешествие в пустыню"
Масюкова Татьяна Анатольевна
МДОУ «Улыбка»
Конспект непосредственно- образовательной деятельности
(экспериментально-познавательной)
на тему: «Путешествие в пустыню»
в подготовительной к школе группе
Цель:
- Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка;
Задачи непосредственно образовательной деятельности :
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Пустыня
- Темочки
- Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;
- Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
Развивающие:
- Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;
- Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;
-Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
- Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, сурикат, тушканчик, верблюжья колючка.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к природе.
Интеграция образовательных областей.
Познание. Коммуникация. Социализация. Физическая культура.
Оборудование:
Компьютер, презентация к занятию, письмо, музыкальный центр, диски с музыкой, карточки по теме «Пустыня», макет «Пустыня», наборы для опытов по количеству детей, лупы увеличительные, песочные часы, попугай (игрушка).
Ход занятия:
-Ребята, у меня для вас новость, когда я сегодня пришла в детский сад, почтальон передал мне это письмо, здесь написано, что оно для наших попугаев. Кто прочитает, что тут написано?
Письмо: Привет, Кеша и Даша, мы не виделись целый год. Я очень соскучился. Приглашаю вас и ваших друзей к нам в гости. Ваш Рио.
Воспитатель: ну что, ребята, готовы, отправится в путешествие? А теперь отгадайте, куда мы с вами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
Раздается гудок парохода.
-В Африку мы отправимся на корабле.
Игра «Путешествие на корабле»
Встречает попугай Кеша (запись на центре) : «Здравствуйте, спасибо что вы навестили меня, я очень рад вас видеть …
Воспитатель: Вот мы и добрались до Африки. Выходим на берег. Везде так пусто. Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Как же называется это место? (ответы детей)
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь – пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение)
Воспитатель: Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?
Дети: Может быть, пустыню, поэтому и назвали пустыней от слова «пусто»?
Воспитатель: Ребята посмотрите кто это?
Дети: Верблюд
Вос: Правильно верблюд. Ребята расскажите что вы знаете о верблюде о его родине?
Дети; Верблюда называют кораблем пустыни. Почему? Потому что верблюд, перевозит на себе людей, вещи, большие груза. Может много дней обходиться без пищи и воды, у него в горбах запасы, перед тем как идти в многодневный путь верблюды 4 дня, только пьют и едят накапливают запасы в дорогу.
Вос: ребята в пустыне много желтого цвета. Что это такое?
Дети: Песок
Вос: ребята пусто в пустыне камни почернели песок такой горячий, кусты похожи на мотки колючей проволоки. Никого не видно, но это только на первый взгляд. Как вы думаете, есть ли в пустыне животные? Кто обитает в пустынях, какой окрас должен быть у животных. Почему? Ребята я приготовила для вас макет пустыни (т. е. мини- пустыню). Подойдите ближе и мы увидим, что в пустыне живет много разных животных; антилопа –джейран, какого она цвета? Как вы думаете, что помогает выжить в пустыне? (окрас, и быстрые ноги)
-А еще одна маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь? Кто это? На песчаных холмах можно встретить много ящериц. Особенно интересна большая ящерица варан ее длина достигает 2хметров.
А как вы думаете, есть ли в пустыне птицы? Беркут очень осторожная птица, быстро бегает, может долго обходиться без воды. Ящерица варан и беркут занесены в красную книгу.
Каких животных вы еще назовете?
Ребята, ни дерева, ни кусточка, а где прячутся обитатели песков (в норы, под камни. Ребята, пройдите, посмотрим небольшой фильм про пустыню
Просмотр видеоролика.
Воспитатель: А это растение вы узнаете? Как оно приспособилось к жизни в пустыне?
Дети: Да, это кактус. У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.
Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.
Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, скорпион, верблюд). Что вы знаете о них? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис – это райский уголок пустыни, где все могут утолить свою жажду.
-Ну что ж мы хорошо отдохнули, а вот и наш друг – попугай Рио.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Очень интересное путешествие, но нам пора, возвращаться в детский сад, нас ждут интересные дела. Спасибо тебе Рио, за приглашение, нам очень понравилось у тебя в гостях. Теперь мы приглашаем тебя к нам в гости.
Ребята возвращаемся в детский сад. Капитан, командуй отплываем займите свои места.
-Ребята рассмотрим на глобусе Родину верблюда. Где мы с вами побывали на самом жарком материке.
Ребята, а вы хотите рассмотреть и узнать поближе свойства песка пройдемте в нашу лабораторию.
Сегодня мы будем с вами юными исследователями. Ребята, а что такое лаборатория? (там где проводят опыты, исследования поэтому в лаборатории должно быть все чисто, стерильно. Ребята оденем халаты. Уважаемые юные исследователи я предлагаю вам провести опыты с песком.
Опыты и эксперименты с песком :
№1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
• Как вы думаете, что это сыплется?
• Возьмите лупы, рассмотрите это.
• Как мы получили песок?
• Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
• Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
• Как выглядят песчинки?
• Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка, нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком, песочные часы.
Ход эксперимента:
Показать детям песочные часы последить за тем, как пересыпается песок. Дать детям ощутить длительность минуты.
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой вместе с часами.
Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Песок пропускает воду»
Материал; Воронки, губка, песок, вода.
Ход эксперимента:
В воронку насыпать песка, и сверху налить воды.
Итог: песок пропускает воду.
№5 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
• Каким он стал?
• Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
-Юные исследователи давайте подведем итог наших опытов.
Поиграем в игру «Мы песчинки» Музыка пустыни (восточная)
Игра:
- Представьте, что вы песчинки. А я ветер (держаться за руки). Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие). Покажите мне модель свойства сыпучести.
Дети стоят не прикасаясь друг к другу, по команде «Ветер подул» песчинки разбегаются, «Ветер утих», останавливаются замирают «Дождь пошел»- присели близко друг к другу. «Ветер подул – первыми поднимаются дети с краю, отбегают затем остальные.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Ребята, а кому нужен песок для жизни (верблюду, ящерицам, кактусам и т. д) А людям песок нужен? А для чего для строительства, тушить пожары, для игр, посыпают дорожки и. т. д. Что нового мы узнали на занятии? Что вам понравилось и запомнилось больше всего.
Наше занятие подошло к концу. Ребята вам предстоит оценить свою работу. Если вы считает, что вы работали в полную силу и показали все свои знания и умения то пройдите на красную дорожку, если считаете, что могли бы еще лучше работать на синюю.
Ребята, спасибо за работу.