Татьяна Владимировна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в прошлое карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша.
Задачи:
- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, историей его появления;
- совершенствовать навыки нетрадиционного рисования.
- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
- развивать умение проявлять инициативу, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую активность;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение внимательно слушать задания воспитателя, отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Путешествие в прошлое карандаша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
- просмотр видео «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;
- создание коллекции карандашей;
- рисование на свободную тему простым и цветными карандашами;
- просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».
Оборудование: набор цветных карандашей; простые карандаши; влажные салфетки; коллекция цветных и простых карандашей; картина – Пастух пасет овец, с изображением пещеры, наскальных рисунков и древнего человека; угольки по количеству детей; проектор, презентация «Путешествие в прошлое карандаша».
Ход НОД:
Дети и воспитатель встают в круг.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ожидает много интересного, много новых открытий, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
Воспитатель: - А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.
Воспитатель загадывает детям загадку:
(Слайд 2)
Палочки волшебные в руки я беру,
Ими нарисую я все, что захочу,
Домик, речку и грибочки,
Солнце, небо и цветочки,
Нравятся мне палочки, палочки такие,
Сверху деревянные, а внутри цветные.
Дети: - Карандаши.
Воспитатель: - Правильно догадались, это цветные карандаши. Посмотрите на волшебный экран. (Слайд 3)
Воспитатель: - Сегодня, я принесла вам карандаши. Посмотрите, какие они.
(Дети рассматривают, называют какого цвета карандаши лежат в коробке. Воспитатель обращает внимание детей на простой карандаш).
Воспитатель: - Ребята, а какой карандаш у меня?
Дети: - Простой.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что история цветных карандашей начинается с простого карандаша. Хотите узнать, как это было?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Ну, тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое карандаша.
Воспитатель: - По дороге мы идем. Мы идем с карандашом,
Шаг за шагом, потихоньку, в прошлое мы попадем.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед экраном.
Воспитатель: - Ребята посмотрите, в какое время нас привел карандаш?
(Слайд 4)
Дети: - Прошлое, древний мир, древность.
Воспитатель: - Правильно. Это древний мир, и живут здесь древние люди.
Воспитатель беседует с детьми.
— Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.
(Слайд 5) (Показ картины с изображением первобытного человека.)
Воспитатель: - У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить – у него не было ни телефонов, ни телевизоров. Даже не было дома, посуды. И одежды! Посмотрите, во что был одет древний человек?
Дети: - В шкуру.
Воспитатель: - Почему человек одевался так?
Дети: - Не было заводов, фабрик, ткани, иголок не было.
Воспитатель: - Да, тогда не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура?
Дети: - Чтобы было тепло.
Воспитатель: - А вам для чего ваша одежда?
Дети: - Защита от холода.
Воспитатель: - Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?
Дети: - Еда, вода, одежда, дом.
Воспитатель: - Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел?
Дети: - Ягоды, траву, мясо.
Воспитатель: - Молодцы! А где мог жить первобытный человек?
Дети: - В пещере.
Воспитатель: - Но вот человек поел. Прилег в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтешь. Что делать?
Дети: - Играть, рисовать.
Воспитатель: - Человек стал… РИСОВАТЬ! На чем?
Дети: - На земле, на стене.
Воспитатель: - На стене пещеры. А чем?
Дети: - Палочкой, камнем, углем.
Воспитатель: - Карандашей нет, и красок. А вот уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след!
(Показ картинок с изображением наскальных рисунков). (Слайд 6, 7, 8, 9).
Воспитатель: - Чего и кого тут только нет! А вы что увидели?
Дети: - Деревья, люди, животные.
Воспитатель: - Ребята, давайте мы о нашем путешествии расскажем так, как сделал бы это первобытный человек – нарисуем, то что видели. Вы согласны?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Тогда за работу!
(Дети подходят к столам).
Воспитатель: - Бумагу мы сделаем «старой» - сомнем ее. Вот так (показывает, развернем и разгладим. Теперь бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь – как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию.
Дети рисуют. Педагог руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу.
Воспитатель: - А теперь ваши рисунки повесим на фланелеграф, как будто это стены пещеры. Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, карандаш приглашает нас в путь. Давайте отправимся дальше.
Воспитатель обращает внимание детей на картину – Пастух пасет овец. (Слайд 10)
Воспитатель: - Как вы думаете, почему карандаш привел нас именно сюда?
Дети: - Не знаем.
Воспитатель: - Я сейчас вам все расскажу. Оказывается, давным-давно, в Англии, пастухи пасли овец и увидели на земле какое – то темное твердое вещество. Они взяли его в руки и поняли, что это вещество обладает чудесным свойством, оно оставляет черные следы. Тогда пастухи придумали, что этим веществом можно метить овец, чтобы не перепутать с чужим стадом.
(Слайд 11)
Воспитатель: - Назвали это вещество – графит. Давайте произнесем все вместе – это слово…
Дети: - Графит.
Воспитатель: - Дальше стало понятно, что графитом можно рисовать и писать. (Слайд 12).
Воспитатель: - И люди рисовали просто стержнем. (Слайд 12).
Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли было рисовать просто стерженьком?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Почему?
Дети: - Пачкал руки.
Воспитатель: - Да, тогда человек придумал сделать одежду для карандаша. Из чего? Посмотрите на волшебный экран. (Слайд 13).
Воспитатель: - Посмотрите, у меня в руках карандаш. Вот так он выглядит сейчас. (Воспитатель раздает всем простые карандаши). Он состоит из корпуса и грифеля. Скажем все вместе – корпус, грифель.
Дети: - Корпус, грифель.
Воспитатель: - А сейчас, поиграем с карандашом.
Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»
Карандаш в руках катаем,
Наши пальцы разминаем.
Карандашик крутиться,
Все у нас получиться.
Воспитатель собирает карандаши.
Воспитатель: - А сейчас пройдем к столу с коллекцией карандашей. Посмотрите, какую коллекцию карандашей я собрала для вас. Чтобы карандаш был более практичным и удобным, люди постоянно совершенствуют его. Они его изменяют, чтобы он стал лучше и удобнее.
- Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным, трехгранным.
- Для удобства в верхнюю часть карандаша поместили – ластик.
- Появились цветные карандаши.
- Люди стали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе.
- Был изобретен механический карандаш.
- Сейчас еще делают восковые карандаши, косметические карандаши.
Воспитатель: - Ребята, карандаш хочет поиграть с вами.
Физминутка – разминка.
Мы разминку начинаем
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Начинаем приседанья —
Раз, два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.)
Мы разминку завершаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Воспитатель: - Проходите, садитесь на стульчики.
Воспитатель: - А сейчас посмотрим на волшебном экране, какие еще бывают карандаши и что из них можно сделать. (Слайд 14-24)
Воспитатель: - А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад. (Встали в круг).
Вправо, влево повернулись,
В детский сад назад вернулись.
Воспитатель: - Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте вспомним, где мы были сегодня? Что увидели? Понравилось? Что понравилось?
Воспитатель: - Спасибо вам ребята. Молодцы! Сегодня вы хорошо постарались. Я хочу подарить вам на память о нашем путешествии такие «непростые» простые карандаши.