Ольга Архангельская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Покорение высоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Покорение высоты”
Основная образовательная область “Социально-коммуникативная”
Интеграция с областями “Познавательное развитие” и “Речевое развитие”
Цели: на примере развития воздушного транспорта показать детям, как мечту можно сделать реальностью.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Покорение высоты“» размещена в разделах
Образовательные задачи:
“Социально-коммуникативная” область:
продолжать развивать интерес детей к общению и взаимодействию со взрослым;
способствовать развитию внеситуативно -личностного общения;
расширять представления детей о мире социальных отношений;
развивать интерес детей и формы совместной игровой деятельности со сверстниками;
развивать эмоциональную отзывчивость.
Область “Познавательное развитие”:
расширять кругозор;
расширять и уточнять знания детей о видах воздушного транспорта;
расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (науки, изобретении).
Область “Речевое развитие”
совершенствовать речь детей как средство общения;
поощрять желания высказывать предположения и делать простейшие выводы;
обогащать словарный запас: фантастика, реальность, миф, легенда, земное притяжение, космическая невесомость, дирижабль, аэростат, планер;
совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи сложные конструкции предложений;
совершенствовать монологическую речь: рассказ по плану-схеме.
Развивающие задачи:
стимулировать развитие у детей творческой инициативы;
развивать любознательность;
развивать практические действия в процессе экспериментирования и опытов.
Воспитательные задачи:
воспитывать уважение и интерес к людям изобретателям;
формировать желание учиться, познавать, наблюдать;
побуждать применять усвоенные знания для решения новых задач (проблем).
Материал: дидактические карточки к игре “Собери последовательность”, “Летает- не летает”, макет самолета, картинки птицы и самолета, перо, воздушный шарик, мячик.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Какое бывает пространство?» Дидактические игры; «Сравни предметы, созданные человеком с объектами живой природы»
Слайд 2 (на слайде ковер самолет, ступа, сапоги-скороходы, метла)
- Как вы думаете, что общего между всеми этими предметами?
- Скажите эти предметы реальные или фантастические? Про какие предметы можно сказать, что они фантастические, сказочные? Кто придумал эти предметы и почему?
- В каких сказках мы встречаем такие предметы?
Слайд 3 (обложки сказок)
Обратимся, дети, к сказкам, может там найдём… (подсказку).
Летал Хоттабыч на… (ковре, Бабка-Ёжка – на… (метле,
Мальчик-с-пальчик в… (сапоге, а Мук, представьте в… (сундуке).
Во сне вам часто что-то… (снится, и вы летаете, как… (птицы).
Вы совершаете… (полёт, и каждый в этот миг… (растёт)
Слайд 4
- Как вы думаете почему так много сказок, в которых человек рассказывает о своей мечте - летать как птица?
(ответы детей)
- Вы правы, летать это интересно, это удобно, это красиво, это похоже на сказку, потому что оторваться от земли и лететь просто так человек не может.
- Предлагаю Вам провести несколько опытов.
Первый опыт: Встали и подпрыгнули.
- Почему мы не улетели, а снова приземлились на пол.
Второй опыт.
- Давайте проведем небольшой эксперимент. Вы по очереди будете подбрасывать в воздух предметы, а мы будем наблюдать, что с ними произойдет. Все предметы упали. Почему? Что же за невиданная сила притянула их вниз к земле?
Выводы о результатах опыта.
Называется она – сила притяжения Земли. Или еще ее называют силой тяжести. Эта сила притягивает к земле все предметы. Этой силы притяжения нет только в космосе. Поэтому все наши космонавты испытывают невесомость.
- Да, преодолеть земное притяжение трудно, но человеку очень хотелось это сделать.
- Как вы думаете, какое первое изобретение сделал человек, глядя на птиц, чтобы оторваться от земли?
Слайд 5
Существуют мифы и легенды о первых полетах человека. Мифический герой Икар по легенде, прикрепил крылья птицы к телу воском и поднялся в воздух. Но полет его был не долгим. Икар поднялся очень высоко. Он коснулся крыльями солнца. Воск расплавился, крылья обгорели, Икар упал и погиб.
Слайд 6
А на этой картине художника А. А. Дайнека. «Никитка-первый русский летун».
Никитка смастерил деревянные крылья, обмазал их воском, обвалял в пухе. Подвязал их к телу и прыгнул с церковной звонницы. Царь Иван Грозный видел этот полет и счел его дьявольской силой и велел жестоко наказать Никитку, сказав при этом «Человек не птица и крыльев не имеет. А если кто приставит себе крылья, то против естества творит.»
- Как вы думаете, почему все попытки взлететь в небо заканчивались неудачами у людей? (Предположения детей)
В древние времена люди не верили в науку. Невежественные, необразованные люди в то время боялись всего нового и необычного. Они считали, что если бог не дал людям крылья, то и незачем летать по воздуху.
- А как вы думаете мечтать это хорошо или плохо? Помогает или мешает человеку мечта? В каких ситуациях мечта будет помогать человеку? (Ответы детей)
- Какими чертами характера надо обладать человеку, чтобы сделать свою мечту реальностью? (Ответы детей)
Человек никогда бы не осуществил свои мечты, если бы не учился думать и размышлять, не познавал законы природы. Всегда находились люди, которые не только мечтали, но искали пути и способы для их осуществления.
- Предлагаю проверить знаете ли вы, что может летать, в что летать не может без специальных средств.
Подвижная игра “Летает - не летает”
Правило.
Если слышите предмет, который летает, то подпрыгиваете. Если я называю, тот объект который летать не может, то приседаете.
- У вас есть предположения о том, какие первые летательные аппараты были сделаны?
Слайд 7
Посмотрите на слайд и назовите какие летательные аппараты вам знакомы?
Слайд 8 Аэростат
Первый воздушный шар изобрели братья Монгольфье. На фабрике своего отца они изготовили большой бумажный шар и заполнили его горячим воздухом. На нем отправились в путешествие петух и баран.
Но шар летит туда, куда дует ветер. А человек хотел сам выбирать, куда ему лететь.
Слайд 9 Дирижабль
Но наука двигалась вперед. Изобретатели думали, как сделать аппарат управляемым? Французский изобретатель Жиффар придумал управляемый аппарат и дал своему аппарату название французское имя «дирижабль», что значит «управляемый».
Люди изобретали летательные аппараты, которые постепенно становились сложнее, надежнее и удобнее.
Слайд 10, 11 Планер
Первые полеты человека на летательном аппарате тяжелее воздуха были на планерах. Эти летательные аппараты не имели даже кабины летчика. Первым в полет на планере отправили 10 летнего мальчика, Конструкторы считали, что ребенок этого возраста имеет малый вес и сможет управлять планером. На некоторых планерах летчик лежал на платформе, на других висел на руках и управлял полетом движениями своего тела. Затем планер оборудовали рулями высоты и направления. Но все же, летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Сейчас, планеризм рассматривается как вид занятия спортом.
Слайд 12, 13 Самолет
Русский изобретатель Александр Федорович Можайский первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над этим до него работали люди многих поколений, как в России, так и в других странах, но никому из них не удавалось довести дело до конца.
Можайский изучил труды своих предшественников, дополнил их, своими познаниями и опытом. Он сумел завершить постройки первого в мире самолета. (Слайд 12)
Это был подвиг, навеки прославивший нашу Родину.
Сегодня ученые и конструкторы продвинулись далеко вперед. Наука не стоит на месте. Современные самолеты оснащены высокоточной техникой и оборудованием. И даже имеют систему автопилотирования- управление компьютером, а не человеком. Созданы современные самолеты, которые могут перевозить большое количество пассажиров (до 200 человек).
Эти самолеты называют пассажирскими или гражданскими.
Слайд 14
Самолеты — это летательные аппараты для полетов с помощью двигателей и крыльев. Это нужные машины: они возят людей, доставляют тяжелые грузы. Все самолеты вместе называются авиацией. О том, как устроен современный самолет я расскажу вам на следующем занятии.
- Придумав самолет, человек перестал мечтать о полетах?
- Какие современные мечты по покорению воздушного пространства есть у человека? В каких литературных произведениях мы с ними встречаемся?
- Покорив воздушное пространство. о каком пространстве человек стал мечтать? Что было сделано для осуществления этой мечты?
Заключительная часть: подведение итогов, анализ.
- Давайте еще раз вспомним как человек мечтал о покорении воздушного пространства и воплощал, делал свою мечту в реальность.
Дидактическая игра: «Собери последовательность»
- Кто может мечтать? А что нужно, чтобы мечта стала реальностью?
- И так, как вы думаете, что самое главное в нашей сегодняшней беседе?
Правильно, это все создано умом и руками человека, его гениальными способностями: наблюдать, познавать, учиться, экспериментировать и создавать (созидать, творить) Много интересных открытий и изобретений нас ожидает в будущем. И может быть, кто-то из вас станет известным конструктором изобретателем, ученым и прославит нашу страну своими достижениями и изобретениями. И мы с большой радостью будем гордиться Вами!
Итог занятия:
Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с историей летательных аппаратов от мечты человека о полете до создания самолета. А как вы думаете, что главное в нашей беседе? (Ответы детей). О чём бы вам хотелось узнать больше? (Ответы детей)
Кто хочет почувствовать себя ученным, изобретателем предлагаю следующие темы для размышления:
- “Интересные факты о развитии авиации”
- “Спортивные самолеты”
- “Самолеты военные”
- “Конструкторская мастерская по созданию самолетов”
- “Спортивные соревнования самолетов”
Схема исследовательской деятельности. (Ребенок ставит перед собой вопрос и ищет на него ответ. Например, хочу узнать что-нибудь интересного о планерах и рассказать другим. Думаю, что это будет интересно мне и моим друзьям.)
Схема проектной деятельности. (Я уже слышал о военных самолетах. Мне это интересно. Хочу собрать коллекцию военных самолетов и рассказать о ней своим друзьям. Мы вместе сможем играть в войну.)