Фахира Долганова
Непосредственно образовательная деятельность «Птицы — наши друзья» (для детей среднего возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать основы экологически целесообразного поведения в природе.
Образовательная область «Познание» :
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Образовательные задачи : Закрепить знания детей о конкретных видах птиц, называть и узнавать зимующих птиц. Развивать интерес ко всему живому, природе в целом. Помогать устанавливать элементарные первично-следственные связи в природе, между явлениями природы. Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к природе, сочувствие направленные на охрану и защиту природы.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Птицы — наши друзья“ (для детей среднего возраста)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
«Познавательно-исследовательская деятельность».
Образовательная задача : Поддерживать интерес детей к явлениям живой природы.
Образовательная область «Коммуникация».
Образовательные задачи : Продолжать учить детей поддерживать беседу, вести содержательный разговор, обобщать в речи свои знания. При рассматривании картин строить высказывания в форме небольшого текста-описания состоящие из 3-4 предложений, вовлекать детей в инсценирование короткой сценки. Развивать голосовой аппарат.
Словарная работа: обогащать словарь: щебечут.
Активизировать словарный запас: перелетные и зимующие птицы, беречь природу, помогать птицам, кормушки.
Образовательная область «Социализация».
Образовательные задачи : Побуждать проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в игровой деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им.
Образовательная область «Физическая культура».
Образовательные задачи : Развивать умение выполнять движения легко и свободно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность).
Работа с родителями: участие в конкурсе «Стань птицам другом» : изготовление кормушек для птиц. Шитье костюмов для скворцов и грачей.
Предварительная работа: Наблюдения, прогулки, экскурсия в парк: знакомство с сезонными явлениями (осенью становится холодно, исчезают насекомые, делая акцент на взаимосвязь природных явлений (перелетные птицы улетают в теплые края, так как им нечем питаться; зимующие птицы часто прилетают к жилью человека, чтобы найти еду). Рассматривание иллюстраций, картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», «Берегите природу, птиц». Мнимотаблицы «Необычные птицы». Загадки, считалки, потешки, скороговорки, чтение З. Александрова «Птичья елка», А. Майков «Ласточка примчалась», И. Токмакова «Десять птичек стайка», Л. Толстой «Хотела галка пить», просмотр мультфильма «Лягушка-путешественница», «Серая шейка» ; пальчиковые игры «Сорока-сорока»; рисование-«Сказочная птица», лепка-«Птицы клюют зернышки», аппликация-коллективная работа «Птицы наши друзья». Слушание записи пения птиц. Игра «Угадай по голосу»; театральные игры с фигурками птиц.
Материал: модуль-дерево, силуэты зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, синица, голубь, сова, дятел, галка, картинки из серии «Берегите природу, птиц», эмблемы-значки «Птицы наши друзья», игрушка медведь, диски, компьютер.
Ход НОД:
– Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста.
Воспитатель включает диск с записью звуков птиц. В группу залетают несколько детей в костюме и в масках скворцов и грачей.
Сценка.
Ребенок: – Куда ты улетаешь, птичка моя? Скучать я буду без тебя.
Скворцы, грачи: – Наступила осень, нам пора, улетаем мы в теплые края.
Воспитатель: – Птицы, мы вас проводим с песней: «Птицы на юг улетают : гуси, грачи, журавли. Вот и последняя стая крыльями машет в дали».
Песня «Осень».
– Счастливого полета, до свидания, птицы!
– Ребята, почему птицы улетели? – Чем они питаются? – Как одним словом этих птиц называем? (ответы детей).
– Правильно, перелетные птицы. Они питаются летом насекомыми. С наступлением холодов насекомые прячутся в щели коры деревьев, под листьями и под старыми корягами. Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, так как им нечем питаться зимой. А какие птицы остались зимовать?
Дети: – Зимующие.
– Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей).
– Сорока, воробьи, ворона, голуби, снегири, синица, дятел, сова, галки.
Воспитатель открывает модуль дерева с силуэтами зимующих птиц. Включает запись звуков зимующих птиц.
– Ребята, зимующие птицы часто прилетают к жилью человека, чтобы найти еду. А эти птицы прилетели к нам в гости. Послушайте, они о чем-то весело щебечут. Посмотрите, они увидели медведя, который вылез из своей берлоги. (Воспитатель достает игрушечного медведя).
– Здравствуй, медведь!
– Здравствуйте, дети. Я собирался лечь спать. Слышу, птицы громко поют, вот решил посмотреть, что случилось?
– Медведь, птицы прилетели к нам в гости. Ты тоже будь нашим гостем. Ребята, достаньте маски, мы превращаемся в птиц, сейчас поиграем в игру.
Подвижная игра «Птички в гнездышках».
– Хорошо играли, молодцы. Медведь, сейчас дети тебе расскажут о зимующих птицах. Чем они питаются? Какую пользу приносят? Кто хочет рассказать? (ответы детей).
Воробьи – зимующие птицы. Воробьи маленькие, серенькие, летают стайкой. Едят семена растений.
Ворона – крупная, серо-черная зимующая птица. Летает одна. Зимой перебирается поближе к жилью человека.
Голуби – крупнее воробьев, серо-голубые. Кормятся семенами растений. Летают стаями.
Сорока – зимующая птица. Она клюет ягоды и семена растений. Сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодами рябины и боярышника.
Синица – зимующая птица. Она клюют семена растений, крошки хлеба. Синица отыскивает насекомых в щелях под корой деревьев. Очень любит полакомиться салом.
Сова – зимующая птица. Днем спит в дупле, ночью охотится на мышей.
Дятел – зимующая птица. У него большой и крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел семенами еловых и сосновых шишек. Дятла называют «доктор леса».
Медведь: – Спасибо, ребята, вы так интересно рассказали о зимующих птицах. Я хочу вам загадать загадки: «Чик-чирик! К зернышку прыг! Клюй не робей! Это кто?
Дети: – Воробей.
– Правильно. А сейчас вторая загадка: «В лесу темно, все спят давно. Одна птица не спит, мышей сторожит. Это кто?»
– Правильно, сова.
Медведь: – Спасибо, дети. А сейчас покажите, мне как птицы летают, ходят, клюют корм, какие звуки издают.
Физ. минутка. Под музыку имитация движений: ходят, прыгают, клюют зернышки и звукоподражание птиц : воробей, ворона, голубь, сова).
– Молодцы. Ребята, садитесь, сейчас поиграем в пальчиковую игру «10 птичек стайка». («Считалки» Ирина Токмакова).
Медведь: – Ребята, вы знаете какую пользу приносят птицы? Для чего они нужны? (ответы детей).
– Правильно, птицы поют красивые песни, уничтожают насекомых, помогают людям: птицы наши друзья. А теперь расскажите, как надо беречь, охранять птиц, природу?
Воспитатель открывает доску с картинками из серии «Берегите птиц». Ответы детей :
– Нельзя шуметь в лесу, громко кричать, бегать и включать громкую музыку
– Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
– Нельзя прикасаться к гнезду, иначе птицы-родители могут его покинуть.
– Нельзя ловить и уносить здоровых птенцов.
– Нельзя трогать яйца птиц.
– Правильно, ребята, птицы наши друзья, мы должны беречь птиц. А как мы можем помогать птицам, когда им трудно? Ответы детей :
– Делать скворечники весной. А зимой птиц надо кормить.
Воспитатель: – Медведь, наши родители для птиц вместе с детьми делали прекрасные кормушки. Ребята, покажите медведю свои кормушки. Это подарок птицам. (Показ). На прогулке мы их развесим на деревьях, наложим туда семена, хлебные крошки, семечки и понаблюдаем за птицами. Мы будем радоваться каждый день тому, что стали настоящими друзьями для птиц!
Дети ставят кормушки возле дерева.
Медведь: – Какие красивые у вас кормушки, молодцы! Спасибо вам! Ребята, вы так много рассказали про птиц, знаете как их беречь и помочь птицам. Вы настоящие друзья. За вашу любовь к птицам, я вам на память подарю значки-эмблемы «Птицы – наши друзья». А теперь мне пора в берлогу, спать до весны. До свидания! (Медведь ложится под дерево и засыпает).
– Спасибо, медведь. До свидания! Сладких снов!
На диске звучит «Колыбельная песня».
Анализ занятия: - Что вам больше понравилось?