МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Животные степной зоны Поволжья»

Алевтина Смирнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Животные степной зоны Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы

Департамента образования администрации городского округа Самара

Октябрьского района.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 160" Городского округа Самара

Конспект непосредственно образовательной деятельности

подготовительной группе на тему :

"Животные степной зоны Поволжья".

Выполнила:

Смирнова

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе „Животные степной зоны Поволжья“» размещена в разделах

Алевтина Леонтьевна

Воспитатель коррекционной группы

МБДОУ№160

Городского округа Самара

Цель: воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Задачи:

1. Расширять знания детей о природе родного края - Поволжье, средней полосы России.

2. Продолжать знакомить детей с животными, обитающими на территории Самарской губернии степной и лесостепной зоне (волк степной, лисица степная, заяц, барсук, местом обитания, чем питаются, пользой.

3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями внешнего вида и условиями жизни.

4. Воспитывать желание оказать посильную помощь в охрану животных, желании узнать больше о природе родного края.

Интеграция образовательных областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Материалы:

• Презентация (Степной волк)

• Аудио — запись звучания народного инструмента рожка;

• Карточки с рисунками животных

• Шапочки волка, овечек

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций с изображением животных степи,

• картин цикла «животные лесостепной зоны»;

• беседы о животных, обитающих в степи;

• беседы о посещении зоопарка, особенностях в повадках животных.

• Просмотр видеоматериалов о жизни животных в группе.

Словарная работа: волк степной, корсак, барсук, суслик, сурок, выть, скулить, тявкает, лает.

1. Краткая беседа о животных, обитающих в степной зоне Поволжья.

Педагог читает отрывок стихотворения И. Сурикова

Вот и степь с своей красою" (Иван Захарович Суриков)

Вот и степь с своей красою -

Необъятная кругом -

Развернулась предо мною

Зеленеющим ковром.

Взглянешь влево, взглянешь вправо -

Всюду ширь, и тонет взор.

Степь, тебе и честь и слава

За могучий твой простор!

Разнообразен мир животных, обитающих в степях Поволжья.

Волк степной

В нашем регионе, обитает типичный степной волк.

Степные волки, сравнительно с лесными, меньше размерами.

Шерсть у них светлая тускло желтого цвета.

Зимой она становится белесо-серой. Эти хищники очень выносливые.

Они имеют сильные лапы и острые зубы, приспособленные, для того чтобы резать животных. В степях волки питаются копытными (антилопы, сайгаки). В наших краях степные волки охотятся на зайцев, лисиц, куропаток и гусей.

Во время охоты волки подают голосовые сигналы. Они умеют: выть, фыркать, рычать, скулить, повизгивать.

Волки зимой в степи объединяются в стаю. В стае главный – вожак. У волков развита взаимовыручка, распределение обязанностей, умеют передвигаться бесшумно, ходить цепочкой, у них хорошо развито обоняние.

В рацион волка входят лось, олень, косуля, кабан, заяц, енотовидная собака, барсук. Волки часто нападают на домашний скот.

Они охотятся на телят и овец, могут загрызть даже ослабевшую лошадь. Раньше стаи волков нападали в голодное зимнее время и на людей. Поэтому популяция их была сильно истреблена человеком.

Волков в области осталось не более 50 особей.

Для такой крупной территории как Самарская обл. это чрезвычайно малая численность зверя.

Признано, что люди лишили волков нормального существования, уничтожая их кормовую базу и истребляя, ставя вид на грань уничтожения.

(Кинельский район, Самарская Лука и др).

Волки выполняет важную роль в экосистемах. Регулятором численности пищевых объектов

Лисица степная - корсак

Обитает по югу области, в степях. Отмечена в Самарской и Саратовской обл., в пойме р. Большой Иргиз.

Если сравнивать корсака с рыжей лисицей, то по телосложению они весьма схожи, у обеих лис туловище вытянуто и приземисто, только корсак меньшего размера. Уступает рыжей плутовке он не только в габаритах, но и в протяженности хвоста. К тому же, хвост у обыкновенной лисицы выглядит гораздо богаче и пушистее. Отличием корсака от рыжей хищницы выступает и темный кончик его хвоста. Конечно, и окрас его, по сравнению с рыжей хитрой красавицей, не так ярок и выразителен. Но эта расцветка служит хищнику верой и правдой, помогая ему оставаться незамеченным на открытых степных просторах, которые часто покрывает высохшая от знойного солнца трава.

Поскольку Самарский регион в целом расположен в зоне (или подзоне) лесостепи. На большей территории нашего края - Поволжье, обитают в основном это звери южных широколиственных лесов: сони лесная, садовая и полчок, мышовка лесная, мыши лесная и желтогорлая, полёвка рыжая, хорь лесной, кабан, косуля.

В рацион питания лисицы входят грызуны (мыши лесная и желтогорлая, полёвка рыжая, зайцы, суслики, сурки, тушканчики, степные пеструшки,

Различные пресмыкающиеся, некрупные пернатые, птичьи яйца, всевозможные насекомые, ежи (нечасто).

Лисицы издают традиционные для лис звуки: скулят, визжат, лают, тявкают, рычат. Когда животные воспитывают молодняк, то часто лают - так они остерегают своих детенышей.

Корсак нуждается в защите человека. Остается надеяться, что охранные меры дадут положительный результат, и численность корсаков хотя бы стабилизируется.

Корсак необычен своей миниатюрностью и некоторыми особенностями жизнедеятельности, которые отличают его от обыкновенных лис, показывая самобытность и неординарность этого небольшого хищника. Поедая огромное число грызунов, степной лис приносит несомненную пользу, поэтому и людям стоит более бережно и заботливо относиться к маленьким и, порой беззащитным, лисичкам.

2. Педагог предлагает детям познакомиться с коробкой.

Предлагает подумать, что может находиться в этой коробке?

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Однажды утром звери в степи проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий.

Вот еще волчий хвост рыжий поменьше «Чей это хвост?» -степного волка.

А это хвост рыжий пушистый с белым кончиком. «Чей это хвост?» - лисий.

Этот хвост похож на предыдущий, но посветлее с темным кончиком.

«Чей это хвост?» - это хвост корсака.

А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.

А это чей такой хвост — маленький, желтый, пушистый – Степного зайца.

И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Что общее у зверей, обитающих в степи?

Их шерсть имеет желтовато-серую окраску.

Игра «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький).

Волк – сильный, а белка - … (слабая).

Волк лесной серый, а степной бурый.

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

Дидактическая игра «Пятый лишний»

Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.

Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.

Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Посмотрите на картинки и назовите лишнее животное.

Карточки для игры:

1. Кошка, волк степной, корсак, суслик, еж.

2. Олень, кабан, собака, лиса, барсук.

3. Свинья, овца, собака, волк, кошка.

4. Лошадь, зебра, корова, ослик, коза.

3. Подвижная игра.

«Волк и стадо»

4. Логическая задача

Текст рассказа — логической задачи для детей:

«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.

— Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой нечего есть будет.

Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».

Задание для детей: А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?

Выслушайте ответ ребенка, спросите, почему он так решил. Если малыш не отгадал эту логическую задачу, то напомните ему, что ежик всю зиму спит. А значит… и ничего не ест. Поэтому осенью он на своих иголках грибы не носит, как это показывается в мультфильмах. Ведь мультик – это сказка, и в нем многое придумано.

Назовите какие животные, обитающие в степи, зимой спят?

- суслик, сурок, барсук, ежи, змеи.

5. Педагог

Каждое животное в природе значимо и несет свою пользу.

Человек должен бережно относиться к природе, оставляя животным возможность жить в привычной для них среде обитания.

Степной волк, Корсак внесен в список Международной Красной книги, а также находится под охраной, как редкий исчезающий вид.

Литература

1. Ригина Е. Ю. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (MAMMALIA) СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ С ПЛЕЙСТОЦЕНА ДО СОВРЕМЕННОСТИ // Научное обозрение. Биологические науки. – 2016. – № 4. – С. 52-77;

2. Сайт Дикие животные

3. Ясюк В. П. Реликты в фауне Самарской области. — Самара: ПГСГА, 2009.

4. Красная книга Самарской области. — Тольятти: «Кассандра», 2009. Том 2. Редкие виды животных.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего возраста «Животные в лесу» Цель: формирование ценностного отношения к животному и растительному миру природы. Задачи: -выявить уровень представлений детей о животном.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной к школе группе Программные задачи: Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе на тему «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Вид деятельности: коммуникативная. Возрастная группа: младшая группа Продолжительность: 15 мин. Программное содержание:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Домашние и дикие животные» Тема занятия: «Домашние и дикие животные» Цель: уточнить и закрепить знания детей о домашних и диких животных. Обучающие задачи: закрепить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «По следам осени» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «По следам осени». Образовательные области: познание и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы»Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Жостовские цветы» Цель: знакомство с жостовской росписью.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной группе Цель: Обобщить и систематизировать у детей знания и представления о домашних животных. Программные задачи: Образовательные: - Учить детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Лето» Цель: закрепить представления о лете. Коррекционно-образовательные задачи: - расширение и уточнение словаря по теме «Лето»; - учить согласовывать.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Дикие животные» для детей второй младшей группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Занятие по экологии «Природные зоны. Условия жизни, растения и животные» в подготовительной к школе группе Цель: Закреплять полученные знания детей о природных зонах, взаимосвязи растительного и животного мира с климатическими условиями. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Животные степной зоны Поволжья»
Опубликовано: 1 ноября 2019 в 07:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной группе «Животные степной зоны Поволжья»» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД