Любовь Cасакина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей эмоциональное отношение к миру природы. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка. Познакомить с народными названиями растений (Бальзамин - огонек, ванька мокрый; алоэ-столетник; колеус – крапивка - комнатные растения; лекарственные растения: подорожник – семижильник, след белого человека; пижма – рябинка)
Закреплять представление о значении лекарственных трав для человека.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Мир природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Расширять представление о растениях ближайшего окружения, учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение (сравнение рябины и пижмы) активизировать словарь (водоем, мята, кувшинки) Развивать мышление детей.
Материал: Комнатные растения – бальзамин, алоэ, колеус; картинки с лекарственными травами – подорожник, пижма – гербарий этих растений)
Иллюстрации с изображениями подорожниками, пижмы, кувшинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что нас окружает очень много растений и растут они повсюду: в лесу, в саду, в озерах… а еще есть растения, которые растут дома (в группе)
Воспитатель: Как они называются?
Дети: Это комнатные растения.
Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые растения.
А для чего они нам нужны?
Как называются цветы, стоящие на столе?
Дети: Бальзамин, колеус, алоэ
Воспитатель: Бальзамин, колеус, алоэ это научное названия.
А вот в народных названиях отражается те или иные свойства растений, их признаки. Например, как еще можно назвать бальзамин? (огонек) Почему? (Потому что у них яркие цветы, похожие на огоньки.)
Воспитатель: А почему его еще называют Ванька мокрый (Потому-что он любит воду.)
Дети, а алоэ в народе называют столетником, потому что он очень редко цветет – раз в сто лет.
Воспитатель: А вот еще одно растение – колеус.
На какое растение оно похоже?
Дети: Это растение похоже на крапиву.
Воспитатель: Какие у него листочки?
Воспитатель: Как бы вы его назвали?
Дети: Крапивка!
Воспитатель: Ребята. А давайте мы с вами вспомним о лете. Вокруг зелено, красиво, и вот сейчас мы с вами пойдем в гости к растению, которое индейцы назвали следом белого человека:
Как называется это растение? (показ)
Дети: Подорожник.
Воспитатель: Здравствуй подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать, почему индейцы назвали тебя следом белого человека.
Воспитатель: А почему индейцы назвали тебя следом белого человека?
Дети: Оно растет по дорогам.
Воспитатель: Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растет. Рассмотрите внимательно растение. (рассматривание)
Может быть догадаетесь?
Дети: У него листья на земле лежат.
Почти нет стебля. Если бы был стебель, он бы сломался, когда люди прошли по нему.
Они выступают наружу. Их можно пощупать, а у других трав нет.
Воспитатель: У подорожника жилки выпуклые, если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться, они придают листикам прочность.
Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожником семижильником.
Воспитатель: Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?
Послушайте:
Лег пластом у дороги,
Разметал руки-ноги.
Его бьют сапогом,
Его бьют колесом
Ему все нипочем.
Воспитатель: Давайте вспомним, как цветет подорожник.
На что похожи их семена
Дети: На султанчик, на стрелку.
Воспитатель: Ведь у них нет крылышек, как у плодов клена, нет парашутиков, как у семян одуванчика.
Дети: Их переносят на ногах.
Воспитатель: А как переносят семена? Как они к нам пристают?
Дети: Когда дождь пройдет, семяна смешиваются с грязью, их переносят на лапках кошки, собаки, человек на ботинках.
Воспитатель: Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались?
Дети: Белые люди на обуви с грязью принесли семена.
Воспитатель: В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали индейцы это растение следом белого человека.
Где применяется это растение?
Дети: Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, что бы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала.
Воспитатель: Как же вы назовете это растение?
Дети: Царапник. Он царапины лечит. Лечебник. Сильные листья Силач. Потропник.
Воспитатель: А в народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.
Ребята, а еще подорожник заваривают и пьют как чай, давайте заварим.
Воспитатель: Дети, а вот здесь у нас есть веточки рябины. Я очень люблю рябину.
Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного.
Где чаще всего можно встретить рябину?
Дети: Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
Воспитатель: Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?
Дети: Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой.
Воспитатель: А еще за что любят рябину?
Дети: Из ее ягод варенье варят, чай заваривают.
А кто еще любит ягоды?
Дети: Птицы, снегири, вороны.
Дети, рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте эту веточку рябины с гроздями, обвяжем ленточкой; пусть она оберегает наш дом.
(дети пробуют рябину)
Воспитатель показывает растение – пижму
Как называется это растение?
Дети: Пижма
Воспитатель: В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи?
Дети: Листья такие же.
Воспитатель: Опишите цветки пижмы.
Дети: Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины.
Воспитатель: А теперь понюхайте пижму и рябину.
Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль.
Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы.
Вот и перекладывают одежду пижмой, чтобы защитить ее от моли.
Воспитатель: Почему пижму назвали рябинкой?
Дети: У нее листья похожи на листья рябины.
И цветы расположены так же как ягоды рябины – в виде зонтика!
Воспитатель: Ребята, а какие вы еще лекарственные растения знаете?
Дети: Мята, мать- и – мачеха, мята…
Воспитатель: Вот у нас и получилась целая зеленая аптека.
А вы чувствуйте, какой у нас в группе появился аромат, это уже заварился наш чай.
(чаепитие)