Любовь Хавалкина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Составление рассказов по опорным словам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Составление рассказов по опорным словам»
Программное содержание: поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание создать свои истории по опорным словам; развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, память, учить делать логические выводы; закрепить знания детей о животном мире леса; воспитывать культуру общения: сдержанность, умение слушать сверстника, не перебивать его.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Составление рассказов по опорным словам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Материал: письмо от Карлсона, проектор, шапочки для игры – драматизации (зайца, лисы, медведя, воробья, совы).
Предварительная работа: составление рассказов на зимнюю тематику, речевые игры «Закончи предложение», «Родственные слова», игровые ситуации «Что мне приснилось», «Как лесные звери собирались на ёлку», чтение сказок «Морозко», В. Даля «Старик – годовик», Н. Сладкова «Суд над декабрём», заучивание стихотворений о зиме.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Встали у доски красиво,
Поздоровались учтиво.
А теперь спокойно сели,
Дружно принялись за дело.
Воспитатель: Дети, вчера пришло письмо от Карлсона (читает надпись на конверте).
Детям подготовительной группы д/с «Родничок» от Карлсона, который живёт на крыше. И что же он пишет? Давайте прочитаем:
- Здравствуйте, дорогие дети! Мне очень понравились ваши истории, которые вы мне прислали. Молодцы, спасибо вам. Я тоже пробовал сочинить новогодний рассказ и столкнулся с трудностями. Ребята! Помогите, пожалуйста, составить историю со словами, а слова эти я спрятал в загадках.
Вот и загадки…
А чтобы легче нам было разгадать загадки, давайте поиграем в речевые игры, поговорим о времени года. Я уверена, мы вместе справимся с заданием Карлсона.
Дети, напомните, пожалуйста, какой сейчас месяц?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Как в народе называют декабрь?
Дети: Стужайло, студенец – за долгую стужу, ворота зимы – за то, что декабрь открывает, начинает зиму, лютень – за злые, лютые морозы.
Беседа о зиме.
Воспитатель: Красивые строки зиме посвятили многие поэты.
Как о зиме говорил А. С. Пушкин?
Дети: Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Сергей Есенин
Дети: Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С. Маршак
Деи: В декабре, в декабре все деревья в серебре…
Воспитатель: У зимы много звуков, один из любимых – звук [с]. Давайте поиграем в игру «Какой, какая, какое?» Условия игры – слова должны быть со звуком [с].
Первый игрок называет слово со звуком [с], передаёт волшебную палочку, а второй игрок называет признак.
Воспитатель: Для кого зима – самое трудное время года? Почему?
Воспитатель: Давайте разыграем сказку «Теремок на новый лад», узнаем, как лесные обитатели спаслись от декабрьского ветра.
Игра – драматизация «Теремок»
Заяц:
Ветер злее с каждым днём,
Очень зябко под кустом:
Как же быть мне зимой?
Замерзает хвостик мой.
Что за домик у дорожки,
В нём согреюсь я немножко.
Лиса:
Тук – тук – тук.
Домик здесь такой чудесный,
Нам вдвоём не будет тесно?
Заяц:
Забегай поскорей,
Хвост пушистый обогрей.
Медведь:
Я мохнатый, косолапый,
Сладко спал зимой в лесу.
Но ветрище выгнал из берлоги,
Застудил мне ноги.
Можно к вам в избушку влезть,
Нос и лапы обогреть?
Лиса:
Ой – ой – ой! Очень уж велик твой рост, ты помнёшь мой пышный хвост.
Заяц:
Ладно, хватит места всем.
И не тесно здесь совсем.
Воробей:
Целый день в лесу летал.
В шишках семена искал.
Крылышки отяжелели,
Я летаю еле – еле.
Звери:
К нам, воробышек, лети!
Сова:
Вот и ветер перестал.
Выходите поиграть,
Лапки, крылышки размять.
Дети (вместе) : 1,2,3,4,5 – будем лапки согревать (скользящие упражнения ладонями рук).
Воспитатель: Что помогло лесным обитателям одолеть холод и стужу?
Дети: Спастись от холода зверям помогло зимовье, доброта, согласие, дружба.
Воспитатель: Доброта, дружба – хорошие качества. Именно о них мы поговорим далее.
Дети, теперь не составит труда для вас разгадать загадки Карлсона.
Воспитатель загадывает загадки с показом презентации.
1. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды.
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (Мороз)
2. Не дерево, а суковато.
3. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш российский (вертолёт).
4. Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый
По деревьям может лазать,
Строит дом свой он в дупле
Чтоб зимою жить в тепле.
5. Что же это за девица?
В лесу выросла, из лесу вынесли.
На руках плачет,
А на полу скачут (балалайка).
6. Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт.
А в иголках круглый год (ёлка)
7. Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос как топор,
Хвост как упор (дятел).
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить слова, обратите внимание на слайд, где все слова собраны в картинки. Ребята, давайте сочиним с данными словами истории и отправим их Карлсону. Но сначала послушайте рассказ – образец.
Лесные друзья
В сказочном лесу стоял терем Деда Мороза. Возле терема росла высокая пушистая ёлка. На ней дружно жили дятел и белочка. Дятел приносил в клюве Деду Морозу письма от детей, а белочка помогала Деду Морозу выбирать подарки для ребятишек. А по вечерам слушали, как дед играет на балалайке.
Накануне Нового года собрался Дед Мороз на праздник в город. Надел праздничную шубу, взял большой мешок с подарками, вышел на крылечко. Увидела Деда Мороза белка:
- Дед Мороз, возьми меня, пожалуйста, на праздник, я никогда не видела ёлочки с игрушками.
Прилетел дятел. И меня возьмите, я впереди полечу, вам дорожку укажу. Позвал Дед Мороз своего верного помощника лесного оленя, сели они в сани и помчались в город. Да снега намело столько, что даже олень среди леса остановился – не одолеть ему сугробы. Что делать? А дети ждут подарков. Придумал Дед Мороз – отправил дятла к лесникам, у них есть вертолёт. Лесники с радостью помогли дедушке – доставили лесных гостей на представление.
Весело дети встретили Деда Мороза, слушали его музыкальные загадки, которые он исполнял на балалайке.
Но прежде, чем вы начнёте составлять рассказы, мы проведём небольшую разминку.
На дворе мороз и ветер (обнимают себя, машут поднятыми вверх руками).
Во дворе гуляют дети. (бросают снежинки).
Ручки, ручки согревают, (вращательные движения кистями рук)
Ручки, ручки потирают (скользящие движения ладонь о ладонь)
Чтоб не зябли наши ножки, (хлопки по коленям)
Мы потопаем немножко. (шагают на месте).
Нам мороз не страшен, (грозят пальчиком)
Вот как мы попляшем (приседают с выносом ноги на пятку).
Звучит музыка. Дети придумывают рассказы. Воспитатель напоминает детям о структурных частях рассказа.
Заслушиваются 2 – 3 рассказа, воспитатель их записывает «умной ручкой».
Воспитатель: Ребята, я «записала» ваши истории. Послушайте начало рассказа. (Заслушивается звуковое начало рассказа ребёнка). Все рассказы кладутся в конверт. Давайте все рассказы положим в конверт.
Итог. Вспомните, чем мы сегодня занимались. Чья история вам больше понравилась? Я думаю, Карлсон будет рад всем рассказам. Пойдёмте, приклеим марки к конверту и отправим письмо по почте.