Марина Нетудыхата
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие на морское дно».
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие на морское дно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: формировать представление детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о морских обитателях.
Программное содержание: расширять и уточнять представления о животном и растительном мире океанов; формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; воспитывать у детей потребность соблюдать правила речевого общения: не перебивать говорящего, быть внимательным слушателем, заинтересованным и вежливым собеседником, тактично задавать вопросы, вежливо отвечать на вопросы; развить внимание и интерес к сообщениям взрослого и сверстников, понимания их содержания, уважительного отношения к мнению других.
Материалы и оборудование: распечатка на каждого, карточки с изображением рыб, птиц, зверей, знакомых и незнакомых детям: скат, летучая рыба, морской конёк, касатка, дельфин, пингвин, утка, морж, рыба- игла, камбала, морской ёж, рыба-клоун, тюлень; терема с обозначением символа рыб, птиц, звере; несколько картинок с лесными зверями: лиса, заяц, и ёж.
Планируемый результат: сформированы представления детей о природе как о едином целом уточнены и расширены их представления о морских обитателях.
Структура занятия.
Iч. Вводная часть. 3м.
IIч. Основная часть. 24м.
1. Игра. «Птица, рыба или зверь» в пособии
2. Беседа. Кит.
3. Беседа. Дельфины.
4. Беседа о рыбах.
5. Физкультминутка. «Море волнуется-раз».
6. Работа в пособии. Задания.
IIIч. Итог занятия. 3м.
Длительность занятия 30 минут.
Ход занятия.
Iч. Вводная часть.
- Доброе утро! А что это значит?
Значит, по-доброму новый день начат!
Доброе утро! Как добрая птица - ласково, нежно в окно к нам стучится!
Ребята возьмем в ладошки свою любовь, нежность, хорошее настроение и будем пересаживать свою «любовь» как птичку из гнёздышка в гнёздышко, чтобы она погрелась у каждого в руках, тихонечко приговариваем: «Я люблю тебя».
Вот последнее гнёздышко – моё. Мы выпустим любовь в воздух, пусть летает вокруг нас! Пусть царит везде доброта!
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Да!
- А где мы с вами уже путешествовали?
- Путешествовали по Европе, Азии, в Северной и Южной Америке, Африке, Австралии, Антарктиде.
- Каких птиц и зверей мы встречали в Антарктиде?
-Мы встречали пингвина, касатку, моржа, тюленя.
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин?
Д: Да!
- Тогда присаживайтесь и начнём работу.
IIч. Основная часть.
1. Игра. «Птица, рыба или зверь» в пособии (задание 1) .
– Сегодня мы с вами снова поиграем в игру «Рыба, птица, зверь».
Вам надо разойтись по группам, иначе вас поймают браконьеры.
- Дельфин и акула очень похожи: они оба ныряют на дно. А кит, как и морж, прячется на суше. Скат дышит воздухом и поэтому уплывает подальше от берегов. Верно?
Дети: нет.
1. Беседа. Кто живёт в море.
- Давайте вместе рассуждать. Многие из вас думают, что в море живут только рыбы. Но это не так. В море живёт много зверей, хотя внешне они очень напоминают рыб. Вспомните моржа и тюленя. Чем они отличаются от рыб?
Дети: они живут на суше в море только охотятся.
- Есть ещё одно отличие: они не могут долго находиться под водой, поэтому дышат воздухом. Первые живые существа появились на Земле и могли дышать только в воде. Но, вскоре вода стала отступать, появилась суша, и некоторые животные приспособились дышать воздухом. В море, кроме тюленя и моржа, таких животных много. Это касатка, с которой мы встречались в Антарктиде, и кит, и дельфин.
2. Беседа. Кит.
Кит- самое крупное животное в мире. Он весит больше 50 слонов, и пищи ему необходимо огромное количество. Чем же питаются киты? Если на 10ки километров вода океана окрашена в одинаковые розоватые и фиолетовые цвета, опытные китобои говорят: «Китовая вода. Ищи китов». Зачерпнув ведро воды и процедив её через мелкую сетку, можно установить, что в ведре содержится густая фиолетово-коричневая каша. Она состоит из мелких рачков. Кит плавает в самой гуше этой каши. Сквозь пластины, которые свисают с верхней челюсти кита, он процеживает воду, оставляя во рту кашу из рачков. В русских сказках говорится: «Чудо-юдо рыба-кит». Какая это сказка?
Дети: Конёк-Горбунок.
- Такое выражение только в сказке он дышит не жабрами, а лёгкими. И хотя кит может находиться долго под водой, ему необходимо подниматься на поверхность чтобы вдохнуть воздух. В воздухе который он выдыхает много паров. Бывает так: кита ещё не видно, а над морем уже появился фонтан. Иногда и мы можем заметить, что у нас изо рта идёт пар. Когда это бывает. Когда это заметно?
Дети: в холодную погоду.
- У самки кита рождается один ребёнок, которого мама кормит молоком. Делать это не просто. У них нет губ. Мама впрыскивает молоко ему прямо в глотку. За одну кормёжку он получает 15-20 вёдер молока, жирного, как сметана.
3. Беседа. Дельфины.
- А что вы слышали дельфинах. Они с удовольствием играют с человеком, подаются дрессировки. Спасают людей когда они тонут. Они самые сообразительные. Во время войны они могли донести мины к кораблям врага, жертвуя собой ради других. Их можно по праву назвать другом человека.
- Таким образом, все эти животные: и касатка, и кит, и дельфин-морские звери.
Как вы думаете, могут ли они уплыть на дно в ураган и спокойно его переждать?
Дети: нет им нужен воздух, чтобы дышать.
- Конечно, поэтому они просто уплывают подальше от непогоды. А вот рыбы прекрасно дышат под водой, поэтому прячутся на дне.
4. Беседа о рыбах.
- Рыбы очень разнообразны и по цвету, и по размеру, и по форме. Самые опасные рыбы считаются акулы. Они самые большие хищники из рыб. У них есть интересные родственники. В отличии от акул, скаты живут в более глубоких местах, поэтому их тело приобрело плоский вид- так лежащие на дне скаты становятся не заметны. Другие скаты с помощью электрического заряда могут охотиться на свою жертву. Называются такие скаты электрическими. На большие глубины солнечный свет проникает мало, поэтому есть рыбы, которые сумели этим воспользоваться, -они имеют усики, кончики которых светятся в темноте, как лампочки. Рыбёшки подплывают ближе к свету, и рыба-удильшик их ловит: даже никуда не плавая, добыча сама заплывает ему в рот.
В море встречаются рыбы, на рыб вовсе не похожие. Это, например, морской конёк. Изгиб его шеи напоминает изгиб шеи у лошади, поэтому его так и назвали. Но когда он плывёт, он вытягивается и становится больше похожим на иголку, чем на коня.
Есть ещё одно животное в море, в названии которого упоминается название одного зверя лесного. Посмотрите и догадайтесь, на кого он похож?
Дети: морской ёж.
- В названиях многих морских и океанических зверей присутствует слово «морской» : морская звезда, морской огурец, морская черепаха. И. т. д. По этим названиям можно сразу догадаться, на кого похоже животное.
5. Физкультминутка. «Море волнуется-раз».
Дети показывают животных, воспитатель отгадывает.
6. Работа в пособии.
Задание 2.
- Кто на рыб на что похож? Найдите пару.
Задание 3.
Подумайте и расскажите, что между этими парами общего.
Задание 4.
- Без чего не могут жить рыбы?
IIIч. Итог занятия.
Можете ли вы теперь дать ответ в задании 1, кто где прячется?
Дети: морж-на суше, кит и дельфин уплывают далеко в море, рыбы прячутся на дно.
Давайте придумаем герб для Мирового океана-так же, как мы это уже делали. Вспомните всё о чём мы сегодня говорили, все отличия. Животных которые там живут.