Елена Бодунова
Конспект НОД по познавательному развитию «Хищники леса — волк и сова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
Обобщить знания детей о жизни хищных животных в лесу, об их значимости в лесном сообществе.
Задачи
Уточнить представления детей об образе жизни волка и совы. Закрепить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.
Продолжать формировать представление о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга. В природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе.
Продолжать закреплять умение составлять пищевые цепочки леса, по ходу объясняя свои действия.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Хищники леса — волк и сова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сова. Конспекты занятий
- Темочки
Обозначить важность охраны природы.
Продолжать добиваться полных ответов, контролировать правильность произношения поставленных звуков.
Продолжать учить составлять предложения, согласовывая между собой его члены в роде, числе и падеже.
Расширить словарный запас: бесшумный (полёт); парит; ловкий; неутомимый; неприхотливый; затаиваются; маскировочная (окраска).
Воспитывать интерес к изучению жизни леса, бережное отношение к нему.
Продолжать развивать интерес к комплексным занятиям. Воспитывать умение выслушивать товарищей, не перебивая.
Оборудование
Ноутбук, экран, проектор; набор картинок для составления пищевых цепочек; мяч; маска совы; магнитофон; заготовка (корочка) «Красной книги»; оборудование для аппликации; фланелеграф.
Предварительная работа
Беседа на темы: «Волк умный и неприхотливый хищник», «Зачем лесу совы и мыши», «Маленькие хищники леса», «Олени и хищники», «Когда животных становится много или мало», «Кто главный в лесу», «Цепочки в лесу», «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу». Чтение художественных произведений:
«Волки» - Д. Зуева
«Тайны лесной трагедии» - И. Витякова
«Волчьи хитрости» - В. Бианки
«Лиса Патрикеевна» - И. Толоконникова
«Куница за белкой» - В. Бианки
Из книги «Экология в картинках» - В. Танасейчук
«Невидимые весы»
«Цепочки в лесу»
«Олени и хищники»
«Взрыв без шума»
Ход
Слайд №1 (фото леса)
Предложу детям встать полукругом. Проведу игру с мячом «Назови животное» (самый крупный хищник; пятнистый хищник» самый ловкий охотник за белкой; детёнышей выводит в логове, в норе; не боится змей; идут след в след; охотник за мышами, легко пробирается в нору; мышкует; во время охоты сидит в «засаде»; во время охоты неслышно парит; охотятся стаей). Затем спрошу, каким одним словом можно назвать всех этих животных? Кто они? (хищники). Скажу, что сегодня мы еще раз вспомним и поговорим об очень красивых и сильных животных – хищниках.
Предложу детям сесть на стулья (стулья стоят полукругом). Предложу отгадать: «Самый выносливый хищник леса?» (волк).
Слайд №2 (фото волка)
Спрошу: «Скажите, а легко ли хищнику добывать себе пищу?» (нет). Расскажите, почему? (растительноядные, мелкие хищники ведут себя осторожно: прячутся в норках, дуплах, гнездах, просто спасаются бегством, имеют маскировочную окраску). Правильно, поэтому требуется особое поведение на охоте, особое строение всех частей тела, хорошо развитые органы чувств. Скажите, а что помогает охотиться волку? Ответы детей:
1) Острый слух;
2) Острое зрение;
3) Острый нюх;
4) Сильные ноги;
5) Острые зубы;
6) Сильное гибкое тело;
7) Подшерсток, который подрастает к зиме;
8) Охота стаей;
9) Умение передвигаться след в след.
Спрошу, что является главным охотничьим средством волка? (его нюх).
Предложу рассказать, как охотится волк.
Примерный рассказ
Сначала волки поднимают мордочки и принюхиваются. Если чувствуют запах добычи, встают друг за другом и начинают преследовать добычу. Впереди старая, мудрая волчица. Идут волки друг за другом, след в след. Потом два или три волка затаиваются в засаде, а вся стая гонит добычу на них (на ловцов, (индивидуальное закрепление слова «затаиваются», выражения «след в след»).
Физкультминутка
Вышли зайцы – скок, скок, скок
Да на беленький снежок
Приседают, слушают, не идет ли волк
Оглянуться, оглянуться
Ушки быстренько поджать
И бежать, бежать, бежать.
Затем скажу: «Чтобы выжить, волкам приходится очень не просто. Редко охота бывает удачной, поэтому, кроме копытных волки питаются множеством мелких животных и растений. Давайте поиграем в игру «На кого охотится волк»» (дети играют стоя, полукругом – с мячом). После игры предложу детям провести итог беседы: «Как можно сказать про волка? Какой он?» (сильный, умный, выносливый, неприхотливый).
Затем предложу угадать по описанию другого хищника: «Самый известный истребитель мышей» (сова).
Слайд №3 (фото совы)
Спрошу, что сове помогает охотиться?:
1) Острый слух (слышать возню мышей глубоко под снегом);
2) Острое зрение, как днем, так и ночью;
3) Острый крючковатый клюв;
4) Очень подвижная шея (может видеть позади себя – поворот шеи на 180о);
5) Большие крылья, покрытые мягкими, густыми перьями (это позволяет сове бесшумно летать, парить);
6) Мощные лапы с острыми когтями.
Спрошу, что является главным охотничьим средством совы? (её слух).
Предложу детям рассказать, как охотится сова.
Примерный рассказ
Сначала сова высматривает добычу, прислушивается. Делает это сидя на ветке или когда парит над участками леса. Затем падает камнем на добычу, вонзает в неё когти. Относит добычу в дупло, гнездо, или ест на ветке дерева.
Затем предложу игру «Совушка». Считалкой выберу ведущего, одену маску совы.
Стало светло (дети свободно бегают, изображая мышей,
Сова улетела в дупло ящериц, зайцев и т. д. )
Ночь вошла в свои права (дети замирают в разных позах – кто
В путь пускается сова пошевелится, того сова уносит в дупло)
После игры провести короткую беседу на тему: «Зачем лесу хищники?» (уничтожают, прежде всего, старых и больных животных, слабых – спасают от заражения; уничтожают огромное количество грызунов, спасая тем самым растительность).
Предложу составить несколько пищевых цепочек, по ходу объясняя свои действия. Закрепить понятие «Охотники на охотников».
Далее разберем с детьми следующие ситуации:
«Что произойдет, если из леса исчезнут волки?» (копытные начнут уничтожать растительность, умирать от голода и болезней).
«Что произойдет, если из леса исчезнут совы?» (мелкие и крупные грызуны размножаются в большом количестве, и будут уничтожать растительность, начнутся эпидемии).
Подвести детей к выводу: «Хищники – не враги природы, её помощники, спасают деревья, траву, и других животных от болезней».
Слайд №1
Дальше скажу: «К сожалению, сейчас многих хищных и растительноядных животных осталось не так много на Земле, и они нуждаются в охране. Как вы думаете, почему это происходит?» (вырубка леса, высыхают реки, люди охотятся в неограниченном количестве). Скажите, пожалуйста, а как называется книга, в которую занесены исчезающие виды животных («Красная книга»). Как вы думаете, почему она называется «Красной»? (цвет опасности. Люди! Будьте внимательны, берегите живую природу). Существует «Красная книга» России, а также «Красная книга» Московской области. А с сегодняшнего дня предлагаю вести книгу редких животных у нас в группе. Вы знаете, филин, и некоторые виды сов встречаются в природе крайне редко. Давайте первое животное в нашей «Красной книге» будет именно сова. Предложу закончить аппликацию «Лесной хищник».
Предложу детям взять стульчики и сесть за столы. Проведу пальчиковую гимнастику. Напомню о работе с ножницами. Аппликация проходит под «Звуки леса». После окончания работы предложу детям выбрать самую грозную, самую мудрую сову.
Подводя итог занятия, спрошу: «О каких животных мы сегодня говорили? (о хищниках). Возможна ли жизнь в лесу без них? (нет). Все животные и все растения нужны – им не прожить друг без друга».
Пальчикова гимнастика «Волк и лиса»
Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.
Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти.
Литература
Журнал «Древо познания».
«Зоология в картинках» - А. С. Барков.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» - Москва изд. «Новая школа» 1995 г.
Азбука «Звери и птицы России» И. Б. Шустова.