Ольга Мордвинова
«Путешествие в страну Математики». Непосредственно-образовательная деятельность по ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
(первые шаги в математику) в старшей группе (5-6 лет)с использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша (по ФГОС)
воспитатель Мордвинова Ольга Сергеевна
Тема:
«Путешествие в страну Математики»
Цель: упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке, упорядочении палочек Кюизенера по длине, высоте, закреплять умения выкладывать блоки Дьенеша по заданной схеме.
Публикация «„Путешествие в страну Математики“, Непосредственно-образовательная деятельность по ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Задачи
Образовательные: повышать уровень развития мыслительных способностей, логического мышления, расширить словарный запас детей новыми понятиями «вольер», «знак вопроса или вопросительный знак». Закрепить умения быстро находить нужные геометрические фигуры в блоках Дьенеша, располагать их в соответствии со схемой, упражнять в правильном порядковом и количественном счете до 10.
Воспитательные: воспитывать целеустремленность, чувство взаимопомощи, умение работать в команде.
Развивающая : развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Здоровьесберегающие: в ходе НОД учить детей следить за своей осанкой, чередовать виды деятельности.
Методы обучения: практические, наглядные, учебные, игровые.
Приё мы обучения : вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми.
Предшествующая работа: игры и упражнения с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша в кружковой работе; загадывание и отгадывание математических загадок, беседы о жизни диких животных в зоопарке.
Материалы и оборудование : палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, фигурки диких животных, карточки с цифрами от 1 до 10, для царицы Математики корона и накидка с цифрами и математическими знаками, карточка со знаком вопроса, мольберт с прикрепленной схемой для блоков Дьенеша, запись песенки С. Михалкова «Мы едем, едем, едем!».
Ход НОД
Дети заходят в музыкальный зал под веселую, маршевую музыку. На портьерах и на стенах в зале развешены цифры и математические знаки, примеры по математике. Столы расставлены по 2 с правой стороны, у окна и с левой стороны, у стены. На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 10, коробочки с блоками Дьенеша и с палочками Кюизенера по 2 коробочки на каждый стол. Дети, пройдя по залу, останавливаются и стоят в круге.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься в музыкальном зале? (ответы детей). Я сейчас предлагаю вам закрыть глаза и произнести волшебные слова. Какие вы знаете сказочные волшебные слова? (Крэкс, пэкс, фекс! Крибле, крабле, бумс! И т. д)
Пока дети стоят с закрытыми глазами, воспитатель превращается в царицу Математики, накинув накидку и одев корону.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, в кого я превратилась? Я – царица Математика и я приглашаю вас в свою волшебную страну. Давайте отправимся в необычное путешествие. Только сначала отгадайте на чем мы туда доберемся?
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
-Угадали? Конечно, это поезд. А угадайте на чем мы ещё поедем?
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет,
Что же это? -. (самолет)
-Совершенно верно, это самолет. А на чем еще мы можем добраться до моей страны. Отгадайте?
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
- Молодцы, ребята! Вы правильно угадали все загадки. А теперь выбирайте, кто на чем поедет со мной в путешествие. Приготовились? В путь!
Под песенку «Мы едем, едем, едем!» дети проходят по залу и останавливаются.
Воспитатель: Это наша первая станция. Может быть, кто-нибудь догадается как она называется? (выслушиваются ответы детей). Эта станция «Веселые цифры», но что-то здесь случилось!
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
Поможем цифрам помириться?
Цифры поссорились и перепутались. Скажите мне, ребята, чем мы сможем им помочь? (ответы детей). Но здесь цифры разложены на столах с двух сторон. Как же мы разделимся, чтобы получилось две команды? (подвести ответы детей к тому, что нужно рассчитаться на «первый, второй»).
Дети встают в шеренгу и рассчитываются на «первый, второй» и делятся на 2 команды.
Воспитатель: «первая» команда подойдет к столу с правой стороны, а «вторая» команда – к столам с левой стороны зала. Каждый возьмите себе карточку с любой цифрой и поиграем в игру «По порядку становись!»
Когда дети выстроились в числовой ряд, воспитатель задает вопросы:
- Правильно ли выстроились цифры?
- Какое число первое, какое последнее?
- Назовите соседей цифры 3, цифры 5, и т. д?
- Молодцы, мои друзья! Вы помогли моим веселым цифрам помириться и выстроиться по порядку. Спасибо! За это каждой команде я даю награду – волшебную геометрическую фигуру! (блок Дьенеша). А теперь снова в путь! Все заняли свои места! Поехали! А пока мы едем, чтобы не скучать отгадайте мои математические загадки.
- В гараже стояло 2 машины, одна уехала. Сколько машин осталось в гараже?
- На яблоне висело 3 яблока, 2 упало. Сколько яблок осталось висеть?
- У кошки 2 котенка белых и 2 серых. Сколько всего котят у кошки?
- Молодцы! Вы отлично справились с моими загадками! За это я даю вам награду – волшебную геометрическую фигуру! Мы добрались до следующей станции. (у царицы Математики раздается звонок телефона).
- Извините, мне кто-то звонит! Алло, кто это? Зоопарк? Что случилось? Звери остались без жилья? Конечно, мы поможем! До свидания! Ребята, мне позвонили из зоопарка и сказали, что звери остались без жилья. Давайте мы им поможем! А как? (ответы детей). В зоопарке звери живут в вольерах, так называется их жилье. Давайте повторим это слово. Вольер. Итак, мы построим для животных вольеры, а из чего? У вас на столах лежат волшебные палочки. Можно ли построить вольеры из них? Возьмите себе любое животное и постройте ему вольер из волшебных палочек. (дети садятся за столы)
В ходе выполнения задания воспитатель задает вопросы:
- Какие палочки по высоте? По цвету?
- Какая палочка выше, какая ниже?
- Что выше животное или вольер?
Воспитатель: Очень хорошо! Спасибо вам, ребята! Вы помогли животным, теперь зимой им не страшны будут холода! За это каждая команда получает награду! (блок Дьенеша). Опять отправляемся в путь. (дети перемещаются по залу и останавливаются у знака вопроса). Ещё одна станция «Вопросительная». Как вы думаете, как называется этот знак? Что он означает? Мы с этим знаком ещё не знакомы. Это знак вопроса или вопросительный знак. Если вы увидели этот знак, это означает, что кто-то о чем-то хочет спросить. Сейчас я задам вам несколько вопросов.
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько спинок у трех свинок? (3)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько углов в треугольнике? (3)
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
-Что бывает раньше: утро или вечер?
-Молодцы, вы правильно ответили на все мои вопросы и получаете заслуженную награду!
- Ребята, мы не можем дальше двигаться в путь. Впереди разрушен мост. Нужно его починить. Это необычный мост. как вы думаете из чего он сложен? (из геометрических фигур). А где же мы возьмем геометрические фигуры для ремонта? (подвести ответы детей к тому, чтобы они догадались что надо выложить мост из блоков Дьенеша). Совершенно верно, вот и пригодились вам волшебные геометрические фигуры, которые я вам дарила. Давайте, опять разделимся на 2 команды. Каждая команда на своих столах выложит мост по схеме. (идет выполнение задания, дети по желанию могут сесть за столы или выполнять задание стоя).
Воспитатель: Отлично, вы правильно выполнили все мои задания! А теперь, когда мост починен, пора и в обратный путь. А пока мы с вами едем, вспомните, где мы с вами были? Что вам понравилось? Что помогло вам справиться с моими заданиями? Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей). Ребята, у меня в корзине разноцветные шарики. Выберите себе шарик такого цвета, какое у вас настроение. (дети выбирают любой шарик).
Воспитатель: вот и подошло к концу наше необычное путешествие в страну математики. Мне очень понравилось с вами. И надеюсь, мы скоро с вами ещё раз встретимся! До новых встреч!
Дети под веселую музыку выходят из зала.
встреча с царицей Математики
дети по-разному выполняли задания, на столе
и держа цифры в руках
выкладывание вольеров из палочек Кюизенера тоже разными способами (на плоскости и стоя)
ремонт моста
релаксация с шариками
вот такое открытое занятие мы показали!