Эльвира Михеева
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по ОО Познавательное развитие
для подготовительной к школе группы
на тему:
«Чудеса и превращения»
Подготовила: воспитатель Михеева Э. В.
Цель: учить детей проводить эксперименты, используя предметы ближайшего окружения
Задачи:
• Обогащать знания детей о том, что вода может иметь разные состояния
• Учить детей классифицировать камни по двум и более признакам
• Углубить знания детей о свойствах магнита
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Познавательное развитие“» размещена в разделах
• Развивать у детей память, мышление и умение проводить самостоятельный анализ после проведения того или иного эксперимента
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
Демонстрационный материал: презентация, карта с указанием зеленой коробки, перевязанной лентой, варежка, кусочки льда в формочках, 4 стакана, термос с водой, кусок пластика, загадка про камень на картоне, таблица со свойствами камней, 4-5 лупы, камень из моря, камень из реки, 2 магнита разной силы, скрепки, иголка, масло в масленке, емкость с водой, компас.
Раздаточный материал: камни разной формы, величины, прозрачные, шершавые, гладкие, магниты, скрепки, лупы
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об экспериментах и попробуем их провести. Что же такое эксперимент? Эксперимент – это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в своих предположениях.
Ребята, вчера я в автобусе услышала спор двух мальчиков. Один из них говорил, что превращения возможны только в сказках или в цирке. Как фокусы и в жизни они не нужны. А второй был убежден, что превращения в жизни происходят постоянно и могут быть очень полезны. Мне надо было выходить, и я не узнала, чем же окончился их разговор. И решила с вами обсудить эту проблему. Так как вы думаете, встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и кино, цирке?
1 ребенок: Я думаю, что чудеса встречаются в нашей жизни.
2 ребенок: А я считаю, что чудесные превращения бывают только в сказках
Воспитатель: Вот видите, мнения разделились, значит, чтобы ответить на этот вопрос, нам надо самим совершить превращения, которые смогут помочь найти правильный ответ.
Ребята, очень давно превращениями и экспериментами начали заниматься сказочные герои. А так как мы еще только начинаем заниматься волшебством и экспериментированием, я решила всех их позвать нам на помощь и разобраться, какие же бывают эксперименты и в чем их польза.
Звучит музыка (вьюга)
Воспитатель: Ребята, а вот уже первый гость спешит к нам в гости. Кто же это? Послушайте загадку:
Эта женщина прекрасна,
Красота ее опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Ведь она полна коварства,
В ледяное ее царство,
Если кто-то попадет,
То, пожалуй, пропадет.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
(Королева Снежная)
Появляется изображение Снежной Королевы на экране
Воспитатель: Правильно, это Снежная Королева!
Заходит Снежная Королева: Здравствуйте, ребята! Слышала, что вы задумали взяться за эксперименты и опыты. Сразу говорю. Вряд ли вы сможете с ними справиться без меня.
Воспитатель: Наша гостья считает, что только она может совершать превращения с водой. А мы попробуем это опровергнуть. Ребята, вы все зимой носите варежки. А знаете, для чего это нужно?
1 ребенок: Чтобы руки не мерзли
2 ребенок: Чтобы не заболеть
Снежная королева: Многие из вас считают, что варежки греют руки, и зимой рукам не холодно. Я хочу вам показать эксперимент с варежками.
Эксперимент 1: Я беру два стакана, в оба стакана кладу по маленькому кусочку льда, на первый стакан надеваю варежку. Что произойдет с кусочками льда?
Дети: Кусочки льда растают!
Снежная королева: Правильно, лед растает, другими словами твердый лед превратится в жидкую воду. Сейчас проведем еще один маленький эксперимент.
Возьмем два кусочка льда и два стакана. Первый стакан пустой, а во втором – теплая вода. Кладем в каждый стакан по одинаковому кусочку льда. Как думаете, где лед растает быстрее? А вот в каком стакане это произойдет быстрее – ваши предположения?
1 ребенок: Я думаю, что лед быстрее растает в первом стакане
2 ребенок: А я думаю, что лед быстрее растает во втором стакане, потому что вода теплее льда.
Снежная королева: Мнения разошлись. Давайте посмотрим на льдинки и узнаем!
Ребята, во втором стакане лед тает быстрее, потому что вода была теплая и она помогла льдинке растаять. А в первом стакане лед тает медленнее.
А сейчас пришло время посмотреть и узнать результаты первого опыта – опыта с варежкой! Проверим, что же изменилось в стаканах? Где же лед растаял быстрее? Ребята, лед растаял быстрее во втором стакане. А в первом стакане таяние льда происходит медленнее, потому что варежка помогает сохранить температуру предмета, а не согревает его. Поэтому, чтобы зимой не мерзли руки, надо сразу надевать варежки, не давая теплу уйти.
Воспитатель: Снежная королева, а ты сможешь нам ответить на вопрос: почему зимой на стеклах появляется вода?
Снежная королева: На этот вопрос у меня нет ответ. А ребята знают ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Мы тебе сейчас это объясним в ходе нашего эксперимента.
Эксперимент 2: Внимание! В термосе горячая вода – я его открываю и подношу к нему холодный, сухой пластик. Что происходит на пластике, ребята?
Дети: На пластике появляются капли воды!
Воспитатель: А откуда появились эти капельки?
Дети: Вода испаряется
Воспитатель: Капли воды при большой температуре превращаются в пар, то есть жидкая вода становится легким газом. А когда на пути пара появляется холодный пластик, он остывает и превращается опять в воду. Так как же появляется вода на нашем окне?
Дети: Жидкость в воздухе в теплой комнате превращается в легкий газ в виде пара. А оконное стекло холодное. Пар, задевая холодное стекло, остывает и снова превращается в воду. Вот и появляются капельки на окне.
Воспитатель: Верно, ребята! А кто может объяснить, как появляются узоры на окне?
Дети: Капельки воды, которые появились на окне, замерзают и превращаются в лед в виде узоров, когда температура воздуха понижается.
Воспитатель: Правильно, вода на стекле, замораживаясь, превращается в лед.
Снежная королева: Спасибо, ребята! Было интересно с вами поэкспериментировать. Я слышу, к вам спешит мой друг снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Эксперименты я не люблю, а вот размяться с вами не отказался бы. Ребята, повторяйте за мной слова и движения:
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает (продолжительный выдох ртом)
Молодцы, ребята!
Снеговик прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, вот мы и размялись благодаря Снеговику. А второй наш гость – веселый Гномик. Гномик прислал нам задание в коробке. Он спрятал коробку с заданием – коробка зеленого цвета и перевязана лентой. Нужно найти ее. Гном прислал нам и подсказку – карту, по которой мы должны найти коробку.
Дети ищут коробку, находят на коробке загадку
Воспитатель: Ребята, я вам зачитаю загадку, будьте внимательны:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким в ладошке лежать,
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Что же это? (Камень)
Воспитатель: Открываем коробку – правильно, это камень. А теперь главное задание от Гнома. Она хочет узнать, что мы знаем о камнях, и подготовил следующие задания. Для этого нам необходимо пройти за столы и составить описание наших камней.
Обратите внимание на таблицу, в которой указано, какие свойства камня вы должны описать (цвет, форма, величина, шершавый или гладкий, холодный или теплый). Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней, мы воспользуемся лупами.
Теперь предлагаю по очереди описать свой камень, используя таблицу.
1 ребенок: Мой камень по цвету - …
По форме - …
По величине - …
Шершавый (гладкий)
Холодный (теплый)
Дети по очереди описывают свои камни.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А что еще интересного вы увидели, ребята?
Дети: У камней бывают крапинки, углубления, ямочки, узоры…
Воспитатель: Верно, ребята. Вы очень внимательны.
А как вы думаете, можно ли нагреть холодный камень? Как это можно сделать?
Дети: Подержать в теплых ладонях, подуть, положить на солнце…
Воспитатель: А давайте проведем с камнем эксперимент!
Эксперимент 3.
Воспитатель: Возьмем в руки камень, попробуем его нагреть дыханием – вдох через нос и выдох через рот на камень. Повторим 4 раза. Попробуем его потереть в ладонях. Что происходит?
Дети: Камень нагревается!
Воспитатель: Правильно! Камень становится теплее, он забирает наше тепло. В жаркие дни камни нагреваются на солнце и потом могут отдать это тепло нам. Но долго сидеть на камне нельзя. Почему?
Дети: Можно получить ожоги, перегреться…
Воспитатель: Верно. Еще один вопрос: а чем отличаются камни из моря от камней из реки?
Дети: Они отличаются по форме и величине.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать различия давайте проведем эксперимент.
Эксперимент 4.
Воспитатель: Возьмите камень из моря в одну руку, из реки – в другую. Речные камни – шершавые, неровные с острыми углами. А морские камни – гладкие, округлые. Возьмите камешек в руки и представьте, что вы – море и перекатываете камни и песок. Перекатываем камни в ладонях – вперед и назад и произносим звук ШШШШ). Камешки трутся друг о дружку и постепенно становятся такими гладкими. А теперь положите камешек на стол и катите его как река (катим прямым движением со звуком СССС). Вот так два камешка, попав в реку или в море, превращаются в разные по виду камешки…
Итак, что мы узнали о камнях?
Дети: Камни имеют цвет, форму, величину. Камни нагреваются, меняют форму, когда трутся друг об друга.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, а вот еще кто-то к нам идет!
Карлсон: Здравствуйте, ребята! Мне сказали, что у вас тут очень весело и интересно. Я к вам прилетел с загадкой:
Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет
Прилипанием страдает (МАГНИТ)
Скажите, ребята, что делает магнит?
Дети: Магнит притягивает к себе железные предметы.
Карлсон: Правильно! А как вы думаете, чем магниты отличаются друг от друга?
Дети: Величиной, цветом и силой…
Воспитатель: Ребята, наш гость предлагает вам самостоятельно определить, чей магнит сильнее. Давайте вместе проведем эксперимент.
Эксперимент 5.
Воспитатель: Подойдите к столу, ребята. Вика, возьми этот магнит в руки, Кирилл – другой магнит. Прикрепите по одной скрепке к магниту. Держим аккуратно, прикрепляем к скрепке еще и еще по одной скрепке. У кого получится самая длинная цепочка, у того магнит и сильнее. Посчитаем скрепки.
Молодцы, ребята! Вы справились! Карлсон, вопрос есть для тебя: ты можешь превратить металлический предмет в магнит?
Карлсон: Конечно, могу! Если приложить скрепку к магниту. А потом эту скрепку приложить к другой скрепке – то первая будет и сама магнитом – притянет вторую скрепку.
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Карлсону, где еще можно использовать свойства магнита?
Дети: Магниты используются в бытовой технике, на магнитной доске, дома вешаем магнитик на холодильник…
Карлсон: Ребята, я тоже хочу вам показать одно превращение. Как вы думаете, если иголку опустить в воду, что произойдет?
Дети: Она утонет!
Карлсон: Проверим. Этот опыт требует осторожности, поэтому, ребята, встаньте вокруг стола, не касаясь его.
Эксперимент 6.
Карлсон: Я беру иголку, намагничиваю ее, затем кладу в масло. Потом беру емкость с водой и осторожно опускаю иголку на поверхность воды. Что происходит? Да, иголка лежит на поверхности, но сейчас это не просто игла, она нам указывает, где север. Я превратил иглу в компас. Вот компас и был изобретен таким образом. Проверим с помощью настоящего компаса. Всё верно!
Ребята, как вы думаете, а всегда ли магнит полезен?
Дети: Не всегда, он может приносить и вред.
Карлсон: Если поднести магнит к компасу, то компас перестанет точно работать, магнит нельзя прикладывать к дискам, сотовым телефонам, экрану компьютера, телевизора – это создает помехи и портит эти приборы. А еще ученые доказали, что сильные магниты плохо влияют на кровь человека, так как в ее составе железо.
Ребята, а сейчас мне пора прощаться с вами! Мне у вас очень понравилось. До свидания!
Воспитатель: Ребята, давайте ответим на вопрос, который я вам задала в начале нашей беседы: встречаются ли в нашей жизни превращения или это только в сказках и в кино?
Дети: И в жизни встречаются превращения и происходят настоящие чудеса!
Воспитатель: Что нового сегодня узнали?
Дети: Мы узнали, что под варежкой лед тает медленнее; узнали, как на стекле появляются капли воды; мы научились различать камни из моря от камней из реки, что камни нагреваются, меняют форму при трении; узнали о свойствах магнита; увидели, как иголка превращается в стрелку компаса.
Воспитатель: А какие эксперименты вам сегодня было интересно проводить?
Дети: Опыты со льдом, с камнями, с иглой, магнитом…
Воспитатель: А какое задание было для вас трудным?
Дети дают свои ответы.
Воспитатель: Ребята, спасибо вам! До свидания!
Литература
1) Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, 2002 г.
2) Т. Н. Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами» (подготовительная группа, Москва, 2008 г.
3) А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва, 2007 г.
4) Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет»