Краснова Надежда
Конспект НОД по формированию финансовой культуры в старшей группе «Бюджет семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию старших дошкольников посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить.
Задачи:
1Формировать у воспитанников понятия об основных расходах семьи (питание, ЖКХ, налоги и др.).
2Закрепить понятие бюджет и из чего он складывается.
3Воспитывать интерес к миру финансов.
Ход:
Организационный момент
(Дети встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД по формированию финансовой культуры в старшей группе „Бюджет семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Здравствуйте, ребята!»
Мотивация
Воспитатель: ребята, каждый из вас часто ходит в магазин с родителями в магазин и что-то покупаете. А на что?
Дети: родители платят за это деньги.
Воспитатель: откуда родители берут деньги?
Дети: они работают и получают зарплату.
Воспитатель: правильно, ваши родители работают и получают за свой труд заработную плату. Из зарплаты родителей складывается семейный бюджет вашей семьи. Кто из вас знает, что такое «Семейный бюджет»?
Дети: ответы детей
Воспитатель: сегодня, ребята, мы узнаем, что такое «доходы и расходы» и «семейный бюджет».
Основная часть
Воспитатель: семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. Доходы семьи – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи. Но семьи бывают разные. Кто-то живет только с мамой и папой, кто-то с мамой, папой, с дедушкой и бабушкой, а у кого-то есть старшие брат или сестра которые учатся в институте. Мама и папа работают и получают зарплату – это деньги, получаемые за работу. В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают, но они получают пенсию. Детям платят детское пособие. Дочка или сын учатся в училище, институте и за хорошую учебу получают стипендию.
Расходы – это затраты денежных средств на товары и услуги. Каждая покупка – это расход. Предлагаю вам поиграть в игру: «Доходы и расходы».
-Жила-была семья, которая записывала свои доходы и расходы в блокнот. Однажды этот блокнот разлетелся на отдельные листочки и теперь они запутались, где записаны доходы, а где расходы. Поможем им разобраться?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: Я буду вам читать записи на листочках из блокнота, а вы говорить, какая это часть бюджета– доходы или расходы, и разложим все листочки в две стопочки.
Получили зарплату– доход
Купили арбуз – расход
Истратили на продукты –расход
Бабушка получила пенсию –доход
Заплатили за свет –расход
Купили билеты в кино –расход
Продали старый автомобиль дедушки-доход
Заплатили за ремонт холодильника –расход
Заплатили за воду-расход
Порвалась куртка-расход
Воспитатель: Молодцы, вы помогли семье правильно разложить листочки из блокнота с расходами и доходами.
Динамическая пауза
Воспитатель: ребята, а сейчас немного отдохнем. Встаем в круг. Повторяем движения за мной.
Раз, два, три, четыре, пять
Дети учатся считать,
Экономить, управлять.
Что считаем? Наш бюджет,
Экономим газ и свет,
Управляем мы деньгами –
Это наша помощь маме.
Шесть, семь, восемь, девять, десять-
Экономить будем вместе.
Всей семьей доход считаем
И расходом управляем!
Воспитатель: А сейчас послушайте еще одну историю, которая однажды произошла с другой семьей. Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Каждая покупка – это расход, поэтому прикрепляем на мольберт один синий кружок
-маме очень хотелось купить новую шубку,
-папа вступил в союз охотников- нужно ружье,
-бабушка заболела – нужны лекарства,
-у дедушки сломались очки – нужны новые
-брат начал заниматься боксом - ему нужны перчатки боксерские,
-сестре - новую куклу.
Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Домой пришли все довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен, а в почтовом ящике квитанции об оплате за услуги.
Воспитатель: правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?
Дети: нет, семья поступила неправильно.
Воспитатель: на что в первую очередь нужно было потратить деньги семье, как вы считаете?
Дети: сначала надо было заплатить за свет, за воду, …
Воспитатель: правильно, конечно, ребята, молодцы. Сначала нужно было оплатить квитанции за услуги. Эти расходы называют основными - плата за свет, воду, отопление, квартиру. А как вы думаете, какие еще покупки мы можем отнести к основным расходам, без чего человек не может обойтись?
Дети: продукты, одежда, …
Воспитатель: молодцы, ребята, к основным расходам мы также отнесем покупку продуктов, необходимой одежды, деньги на проезд в транспорте, плата за детский сад.
А еще есть расходы неосновные — это покупки, без которых можно обойтись или купить их в другой раз, когда будут лишние деньги. Например, новые игрушки, сладости, мебель. Какие неосновные расходы совершила семья?
Дети: новая шуба, перчатки, новая кукла ружье.
Воспитатель: хорошо. Без всех этих покупок семья могла бы пока обойтись, и тогда хватило бы денег на оплату услуг и необходимые товары. Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? Как сделать так, чтобы не только хорошо зарабатывать деньги, но можно было откладывать деньги на крупные покупки.
Дети: можно всей семьей распределить деньги, сначала купить необходимое, а потом отложить на другую покупку.
Воспитатель: таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
– Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: важно, чтобы расходы не превышали доходы.
Воспитатель: кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – мама, папа, бабушка, вся семья.
Воспитатель: а вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети: несколько человек поднимают руку.
Воспитатель: семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи, очень хорошо, когда дети тоже принимают участие в планировании семейного бюджета.
Рефлексия
Воспитатель: а теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово.
Р С
О З А Т Д
С П А С И Б О
Н Е Р Х П Ю Х
О Н П О Е Д О
В С Л Д Н Ж Д
Н И А Е
Ы Я Т Я
Е А
1Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)
2Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)
3Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)
4Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)
5Как называется доход студента. (Стипендия)
6Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)
7Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)
Воспитатель: молодцы! Вы правильно разгадали кроссворд и у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!