Светлана Ковалевская
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Наши зимние развлечения»
▼ Скачать +Заказ
Игровая образовательная ситуация (далее – ИОС) разработана воспитателем как итоговая часть группового проекта «Зимние забавы».
Содержание ИОС построено на ситуации «письменного» общения с любимым мультипликационным героем – Львёнком. Пятилетние дети очень активно откликаются на просьбы или предложения разных персонажей, озвучиваемые в письмах (на листах бумаги, в виде аудио- или видеозаписи). Такая форма проведения ИОС позволяет заинтересовать даже малоактивных детей, а возможность рассказать свой рассказ на видеокамеру (применение ТСО) привлекает детей тем, что потом этот рассказ можно увидеть и послушать.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Наши зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Основной образовательной областью является «Речевое развитие», т. к. данная ИОС предполагает активную речевую деятельность детей в виде монологических высказываний – рассказов о зимних играх и забавах детей, активизацию импрессивного словаря дошкольников.
Интегрируемыми образовательными областями выступают :
- «Познавательное развитие» (систематизация представлений о сезонных (зимних) погодных явлениях,
- «Социально – коммуникативное развитие» (чтение загадки и стихотворения известного детского автора, закрепление знаний о своеобразии литературного жанра – рассказа, развитие интереса детей к игровой деятельности, расширений представлений о многообразии зимних игр и развлечений).
Задачи.
«Речевое развитие».
Развивать познавательно-речевую активность детей, желание участвовать в диалоге со взрослым.
Продолжать развивать у детей умение понимать символическое значение схем, использовать их при составлении рассказа.
Продолжать учить: составлять короткий рассказ на заданную тему с опорой на сюжетную картину или по воображению, правильно строить простые и сложные предложения, связно отвечать на вопросы (в том числе и по стихотворению).
Активизировать словарь детей по теме (существительные, глаголы).
Воспитывать культуру диалогического общения.
«Познавательное развитие»
Систематизировать представления детей о зимних изменениях в природе, приметах зимы.
«Социально – коммуникативное развитие»
Закреплять знания детей о структуре рассказа (название, начало, середина, конец).
Развивать : умение детей внимательно слушать литературные произведения, желание их обсуждать.
Развивать интерес детей к зимним играм и развлечениям, желание высказывать свои игровые предпочтения.
Методы и приёмы.
- Игровой метод: в содержание ИСО включены словесные дидактические игры «Снежный ком» и «Доскажи словечко», игра с элементами подвижности и пантомимы «Мы не скажем, а покажем».
- Метод моделирования: в качестве опоры для составления рассказа детям предлагаются карточки-схемы «Структура рассказа».
- Словесный метод: литературные произведения, различные по содержанию вопросы к детям, направленные на развитие у детей диалогической речи, умений составлять простые и сложные предложения, доказательные высказывания.
- Наглядный метод: сюжетные картины из серии «Зимние забавы».
- Приё м неожиданности: получение письма от Львёнка.
Оборудование: «снежный ком» (мяч, обшитый белой блестящей тканью, большой конверт с «письмом» и рисунками, ТСО (видеокамера, сюжетные картины из серии «Зимние забавы», карточки-схемы «Структура рассказа».
Ход ИОС:
Воспитатель приглашает детей встать в круг, заинтересовывая их:
- Ребята, я для вас сегодня приготовила очень интересную загадку. Попробуйте её отгадать!
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Ребята, о чем эта загадка? (ответы детей) По каким словам вы догадались? (ответы детей) Кто из вас любит зиму? (ответы детей)
Раз вы все зиму любите, тогда для вас – интересная игра! Называется она «Снежный ком». Правила: это снежный ком мы будем передавать друг другу по кругу. У кого в руках окажется снежный ком, тот скажет «Я люблю зиму за то, что …». Все вы любите разные зимние игры и забавы, поэтому постарайтесь о них вспомнить и составить интересное предложение. Можно, я начну игру? Я люблю зиму за то, что можно кататься на лыжах! (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)
Вы составили интересные предложения! Сейчас садитесь на стулья и послушайте стихотворение «На коньках», которые написал поэт Саша Черный.
«Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
Раз, два! Вот и поскользнулся.
Раз, два! Чуть не кувыркнулся.
Раз, два! Крепче на носках!»
Ребята, о чём говорится в стихотворении? (ответы детей) Как вы думает, мальчику нравится катание на коньках? (ответы детей) Конечно, ведь даже падение его нисколько не пугает!
Знаете, у меня для вас есть новость! Сегодня утром в детский сад принесли необычное письмо. Посмотрите, какое оно! На конверте написано «Детский сад № 25. Детям средней группы». Это вам? От кого же оно? Читаем – «От Львёнка из Африки». Хотите узнать, о чем нам пишет Львёнок? Давайте откроем и прочитаем!
Письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Львёнок из солнечной и жаркой Африки. У нас в Африке круглый год – лето, и никогда не бывает зимы! Я ни разу не видел снег и лёд. Интересно, какая бывает зима? А снег – он горячий или холодный? На что он похож? Вам, наверное, очень скучно бывает зимой, ведь нельзя греться на солнышке и купаться в речке! Чем вы занимаетесь зимой на улице? Напишите мне, пожалуйста, и нарисуйте. Мне очень хочется узнать как можно больше о зиме и зимних развлечениях! Львёнок».
Ребята, вот это да! Как же нам помочь Львёнку узнать всё о зиме? (ответы детей) Написать вы ему сможете? Я написать смогу, но он просит, чтобы вы ему рассказали о зимних развлечениях. Давайте сначала на его вопросы ответим. Только не просто ответим, а поиграем! Игра называется «Доскажи словечко». Я буду предложение начинать, а вы слушайте внимательно и заканчивайте его нужными словами.
- Зимой на улице бывает … что? (снег, метель, гололед, сугробы, мороз, стужа,)
- Снег зимой … какой? (белый, пушистый,)
- Лёд зимой … какой? (скользкий, твёрдый,)
- Снег похож на … что? (на вату, на манку, на крупу, на пух,)
- Зимой можно кататься … на чём? (на коньках, на санках,)
- Из снега зимой мы делаем … что? (снеговиков, крепости,)
Молодцы, всё назвали верно! Ребята, я придумала, как мы сможем написать письмо Львёнку от нас всех. Давайте мы составим интересные рассказы о ваших любимых зимних развлечениях! Эти рассказы мы запишем на видеокамеру, потом я их перепишу на листы бумаги, а вы для своих рассказов нарисуете картинки. Это и будет наш ответ любознательному Львёнку. Все ваши рассказы и рисунки мы сложим в конверт и отправим в Африку! Согласны?
Динамическая пауза. Прежде чем начать придумывать рассказы, давайте поиграем в игру «Мы не скажем, а покажем»! Правила игры: поочередно группе девочек и мальчиков я буду шепотом говорить, какую зимнюю детскую забаву они будут показывать. Другая группа будет отгадывать и называть, что же они показывают. (Дети встают. Задания даются поочередно девочкам и мальчикам. Дети показывают движениями, как они играют в снежки, катаются на санках, лепят снеговиков, катаются на лыжах.)
А сейчас - самое главное! Для того чтобы у вас получились действительно интересные рассказы, я приготовила вот эти картины. (Картины (4 – 5) размещаются в группе накануне.) Они помогут вам придумать рассказ! Обратите внимание, что на этих картинах нарисованы самые любимые детские зимние забавы – катание на коньках, лыжах и санках, строительство горок и снеговиков, игра в снежки.
Помогут вам и эти карточки! Любой рассказ интересный тогда, когда у него есть … что? (название, начало, середина и конец). На этих карточках вам подсказки – о чём можно рассказать. (Выставить поочередно схемы и кратко напомнить их значение. Карточки детям знакомы.) Не забудьте, что авторы всегда придумывают для своих рассказов короткое и интересное название!
Внимательно посмотрите на все эти картины. Может, вы выберете себе ту, которая поможет вам придумать рассказ. Рассмотрите всё очень хорошо. Постарайтесь интересно рассказать о том, что нарисовано на картине и о том, что будет после того.
(Дети в течение нескольких минут придумывают свои рассказы, обмениваются мнениями по содержанию картин. Воспитатель активизирует детей, помогает составить предложения, подобрать нужное слово. Дети озвучивают свои рассказы.)
Ну что же, мы придумали 3 рассказа! Чей рассказ вам понравился? Что в нём было самое интересное? (ответы детей) (Воспитатель высказывает своё отношение к детским сочинениям, учитывая индивидуальные особенности и уровень речевого развития детей.) На видеокамеру мы рассказы записали, и сегодня обязательно запишем на этих листах. У нас уже есть, что отправить Львёнку в Африку. Все дети, кто сейчас не успел придумать свой рассказ, сделают это в течение дня. А может, дома ваши мамы и папы помогут вам придумать интересный рассказ? Предложите им дома записать ваши рассказы, а вы к ним картинки нарисуете!
Ребята, в конверте что-то еще есть! Смотрите, да ведь это Львенок прислал нам свои фотографии! (силуэтное изображение Львёнка) Только раскрасить их, наверное, не успел. Давайте их раскрасим и оставим в нашей группе на память о Львёнке. (Переход к самостоятельной детской деятельности.)
ОБЯЗАТЕЛЬНО! В течение нескольких дней воспитатель записывает рассказы детей, собирает их рисунки. Вместе с детьми рассказы и иллюстрации к ним складываются в большой конверт, который подписывается и «отправляется по почте» в Африку. «Письменное» общение со Львёнком будет продолжено, когда в группе будет разрабатываться и реализовываться проект «Животные жарких стран».
Воспитатель Светлана Олеговна Ковалевская.