Светлана Белова
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: «Оренбуржье — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Оптимизировать двигательную активность воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- развивать физические и нравственно-волевые качества, творческое воображение, учить придавать предметам образ.
- упражнять детей в лазанье, в сохранении равновесия, в прыжках в мешках, развивать координацию движений,
- совершенствовать кувырок вперед с сохранением группировки,
- учить детей расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки,
- закреплять знание ранее изученных народных игр Южного Урала.
Развивающие:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста: „Оренбуржье — наш общий дом!“» размещена в разделах
- развивать интерес к совместной деятельности со сверстниками,
- продолжать обогащать двигательный и познавательный опыт детей через подвижные игры и народные танцы,
- закреплять навыки самостоятельного выбора действий,
- развивать креативность, ловкость, чувство взаимовыручки.
Воспитывающие:
- расширять представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе и ценностях,
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
- воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ,
- воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма, взаимовыручку,
- прививать детям любовь к родному краю.
Интеграция:
«Социализация», «Труд», «Музыка», «Познание», «Коммуникация»,
«Безопасность», «ЧХЛ».
Дети заходят в зал под музыку. Их встречает физ. воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас большая радость. Мы с вами отправимся в путешествие. В мире очень много красивых мест, но самые лучшие места, где ты родился и живешь. Мы в каком крае живем?/В Оренбургском крае/. В нашем крае есть степи, уникальные озера, саракташское холмогорье, каргалинские рудники, знаменитый Бузулукский бор, даже государственный заповедник, который так и называется «Оренбургский», но самое главное богатство Оренбуржья – это его люди. Наш край формировался как многонациональный. И сегодня здесь живут представители более восьмидесяти национальностей: русские и казахи, татары и башкиры. И мы с вами сегодня на занятии по физической культуре познакомимся с многонациональной культурой народов Оренбуржья!
- В путь?
№ Содержание Дозир. Метод. указания
1.
Дорога будет сложной, не боитесь?
Идем горами высокими,
долами глубокими,
переходим речку быструю,
переплываем озера чистые.
Дети строятся в одну колонны, звучит мелодия.
Ходьба вокруг зала, на носках.
Легкий бег на носках «так бежит вода».
Ходьба, с высоким подниманием колена,
Бег с ускорением – «сильное течение»
Ходьба змейкой; речка извилистая.
Медленный бег.
Ходьба спокойная. Дышим носом.
Под ритмическую музыку дети занимают ориентиры в зале.
30 с.
25 с.
8-10 р.
30 с.
30 с
15 с Следить за осанкой, дышать носом.
Активно работаем руками и ногами, не наталкиваясь друг на друга.
И с первой нацией, с которой мы познакомимся это Башкиры.
(звучит башкирская мелодия)
- Слышите, ребята, это башкирская мелодия
выбегает девочка в национальном костюме, танцует танец.
- Ребята, давайте познакомимся с нашей гостьей.
- Меня зовут Гульнара! Хаумегез-здравствуйте!
- Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан!
Запах мёда, тысячи коней,-
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж -
Так раскинулся большой Нугуш.
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель - красавица бежит.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Усольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро -
Все тебе, Башкортостан, дано.
- Вам понравился мой танец? Хотите я и вас научу некоторым движениям?
(дети встают полукругом, гостья показывает пару танцевальных упражнений)
- Спасибо, а мы с ребятами знаем башкирскую народную игру «Юрта».
Беритесь за руки, вставайте в круг.
( Правила игры: На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.)
- А еще наши ребята знают стихотворение на Башкирском!
- Алтын аялы йондоар Чтобы спящих не встревожить
Йрй ккт тын ына. Не вспугнуть примолкших гнезд
Бала кеек йолаан ер, тихо по небу ступают
Сумып тн тынлыына золотые ножки звезд
- Ну вы молодцы. спасибо вам, Рахмат!
- И тебе спасибо. Всего тебе хорошего!
- Хуш!
- А мы отправляемся дальше в путь…
№ Содержание Дозир. Методические указания
2. Светит солнце, очень жарко, песок горячий: позагораем"
- руки вверх, идем на носочках,
перекатом с пятки на носок,
змейкой - "обходим большие камни на берегу".
"Солнце еще сильнее нагрело песок" - запрыгали, побежали обычным бегом по песку, поднимаем колени выше "перепрыгиваем через камушки".
Ходьба.
30 сек.
10-12 ш.
12-15 ш.
25 сек.
8-16х2р. ,
2-3 р.
спина прямая
дышим носом
ноги вместе, помогаем руками
Звучит казахская музыка. Входит девочка в национальном костюме. Танцует.
- Салем бердык- здравствуйте! Я- Айгуль, что означает лунный цветок!
Я казах, я по-своему тоже велик:
Я как будто бы новый седьмой материк
Между старой Европой и Азией древней,
Но со всеми людьми вместе быть я привык.
- Здравствуй, Айгуль! Ты так красиво танцуешь!
- Хотите я также научу вас красиво танцевать?
(дети встают полукругом, повторяют движения за гостьей)
- Айгуль, а мы знаем, что казахских мальчиков еще с детства приучают к езде на лошадях, давайте мы с ребятами сейчас представим, что находимся в степи и будем скакать на лошадях.
(ОВД с гимнастическими палками)
- Спасибо тебе, Айгуль, что пришла к нам в гости, нам очень понравилось с тобой играть и наши ребята знают стихотворение на казахском языке :
Жаздыгїн шілде болєанда,
Кґкорай шалєын, бјйшешек,
Ўзарып ґсіп толєанда;
Кїркіреп жатќан ґзенге,
- Молодцы ребята, Рахмет, спасибо, до свидания!
- До свидания, Айгуль!
- Ребята, быстрее дальше в путь, нас ждет еще много интересного.
№ Содержание Дозир. Методические указания
3. По кочкам, по кочкам,
По пням и пенечкам.
По дорожке по прямой Полетели мы стрелой!
Тут горка, там овраг Покороче сделай шаг!
30 сек.
10-12 ш.
12-15 ш.
25 сек.
8-16х2р. ,
2-3 р. Ходьба на пятках, переступая
Легкий бег наносочках.
Ходьба по гимнастической палке, руки на поясе.
(звучит татарская мелодия)
Выходят мальчик и девочка в татарских костюмах.
- Исянмесез-здравствуйте! Меня зовут Тимербай, это старинное татарское имя означает- богатырь!
- А меня зовут Тамшугуль, что означает свисающий цветок!
Тары, бары, растабары
ВАС приветствуют ТАТАРЫ!
Мы татары, да татары,
этим мы гордимся!
Своего происхожденья
вовсе не стыдимся.
Языком родным владеем,
говорим, поем,
и забыть мы не посмеем
Родину свою.
- Здравствуйте, Тимербай и Тамшугуль! Мы с ребятами знаем национальную татарскую игру, сыграете с нами!
- С удовольствием.
(татарская игра «Тимербай» Правила игры: Играющие, взявшись за руки, делают круг. Тимербай становится в центре круга. Дети говорят, идя по кругу:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали,
В лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение (танцевальное). Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.)
- Хорошо! А вы знаете, что самые лучшие прыгуны -это татары!
(прыжки в мешках в две колонны)
- А еще мы знаем стихотворение на татарском языке
- Синем кунел бигрэк йомшак. ты так красива,спору нет,
Кара кузлэр. Керфек яфрак. излишни всякие слова,
Син бик чибэр. Сузлэр дэ юк. горят на сердце острава
Йорэгемдэ пожар, салют. да здравствует красота, Ура!
- Молодцы, ребята! Спасибо вам!
- До свидания, Тимербай и Тамшугуль!
- Хушыгыз.
- А нам пора в путь!
№ Содержание Дозир. Методические указания
4. На неведомых дорожках,
Где растёт дремучий лес,
Избушка там на курьих ножках
Да сосны вьются до небес
Кто в избушечке живёт?
Песню громкую поёт?
Там бабушка Яга-костяная нога. 30 сек. Скрестные движения рук перед собой вверх-вниз
Развести руки точно в стороны
Скрестные движения рук перед собой вверх-вниз Опустить руки вниз.
Звучит русская народная мелодия «Валенки».
Забегают две девочки и два мальчика, начинают танцевать.
После танца:
- Шумят пшеничные поля
И льется песня русская.
Милее в мире нет тебя,
Земля родная, Оренбургская!
- Я, Аленка,
- А я, Маша,
- Я, Ванюша,
- А, я Паша,
- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, как вы здорово танцуете!
- Хотите, мы и вас научит также красиво танцевать?
(дети встают парами, повторяют за гостями)
- Ребята, а мы знаем русскую народную игру «Бабка-Ежка). Поиграйте с нами.
- С удовольствием!
-Тогда играем:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
(русская игра «Бабка Ежка»)
Правила игры:
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу.
Пошла на базар — Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает)
(после игры дети убирают атрибуты)
- Русский народ любит веселиться, а какой веселей без кувырков! Покажем как мы любим кувыркаться!
(кувырок на мате друг за другом)
- Спасибо, вам друзья, очень весело было с вами. До свидания!
- Ну вот, ребята и закончилось наше знакомство с многонациольном Оренбуржье. И не важно кто ты :русский, казах, башкир или татарин, мы едины общей нашей родиной – Уралом. Мы – уральцы. и нам есть чем гордиться. Наш общий дом славен миром и добрососедству между представителями всех народов, живущих в нем. Оренбургский край- наш общий дом!
Танец «Росиночка - Россия!».