Татьяна Дерябкина
Конспект занятия в старшей группе «Наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект "Наши имена" старшая группа
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, художественное развитие.
Задачи:
обучающие:
учить детей использовать в обращении ласковые обороты речи, разные формы имен, понимать, как образуется имя и отчество;
закрепить представление о портрете, как жанре живописи;
закрепить называть свое полное имя, фамилию и отчество.
развивающие:
развивать навыки коммуникации, речь, мелкую моторику.
Темочки:
воспитательные:
воспитывать уважение к именам других людей.
Предварительная работа: беседа с детьми и родителями «Почему меня так назвали?» «Что обозначают наши имена», чтение Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», Э. Успенский «Ты и твое имя»
рассматривание портретов разных художников, Д/и «Узнай по голосу», «Назови имя ласково».
Материал: портреты художников, картины художников Шишкина, Левитана, Саврасова, Айвазовского, мяч, листы А4, кисти, краски.
Ход НОД
1. Вступительная часть
Дети сидят на ковре читают стихотворение
Соблались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
Мы друг дружке улыбнемся.
Воспитатель: Ребята давайте подарим друг другу улыбку и начнем наш день с хорошего настроения.
Воспитатель берет в руки мяч и предлагает детям поиграть.
Воспитатель: Я вам сейчас буду кидать мяч, но ловит его тот, кого я назову.
Воспитатель кидает ребенку мяч не называя его имени
- Эй ты лови, теперь ты лови.
Почему вы не поймали мячик?
Дети: Вы не сказали кому именно вы кидаете.
Воспитатель: А как я должна была сказать?
Дети: Вы должны назвать имя того, кому кидаете мяч.
Воспитатель: Все верно. Ребята, хорошо так обращаться к человеку (эй, ты).
Дети: Нет, это некрасиво, человек может обидеться.
Воспитатель: Но иногда вы хотите к кому-нибудь обратится, а имени не знаете. Что делать в таком случае?
2. Основная часть.
Проводится игра
«Давай знакомится»
Передаем друг другу по кругу мяч, у кого мяч в руках, тот должен четко назвать свое имя.
(Меня зовут Маша, меня зовут Катя и тд.)
А еще ребята наш мячик он необычный, кто его в руки возьмет становится добрым и ласковым.
Проводится игра «Скажи ласково»
Дети бросают мяч друг другу и называют имена уменьшительно-ласкательно (Дима-Димочка, Варя-Варенька и тд.)
Воспитатель: Вот видите какими вы стали добрыми и нежными.
А теперь послушайте стихотворение.
И догадайтесь, сколько имен у девочки Светы?
Сколько же имен у моей подружки Светы?
Можем мы с вами запутаться тут.
Светой зовут эту девочку в школе
Светочкой мама и папа зовут.
Светуликом тетя ее называет.
Светка-пипетка кричит мальчуган во дворе.
Ну ка скорее, кто посчитает,
Сколько имен у подружки моей?
Воспитатель: Ну, что посчитали?
Дети: У девочки одно имя Света, а все остальные называли ее имя по разному.
В школе Света, дома Светочка, тетя называла Светулик, а мальчишка дразнился и говорил Светка-пипетка.
Воспитатель: Это некультурное обращение, никому не понравится если его будут называть, Колька, Женька, это может обидеть человека.
Давайте поиграем еще в одну игру «Назови по другому»
Дети должны подобрать разные варианты имен
Катя-Катенька-Катюшка
Саша-Сашенька-Санек
Маша-Машенька-Машуля и. тд.
Воспитатель: Назовите свое имя так, как вы хотите, чтоб вас называли.
Как вас дома зовут? Вам нравится ваше имя? У вас есть друзья, родственники с таким же именем как у вас?
-А вы знаете, что людей с одинаковыми именами называют тезками. А в нашей группе есть тезки?
Ответы детей.
-Всем людям дается имя сразу после рождения. Наши имена растут вместе с нами. Сейчас вы маленькие и имена у вас маленькие. Вот когда я была маленькая меня звали Танечка, танюша, я выросла и вместе со мной выросло и мое имя, сейчас меня зовут Татьяна, Таня.
Если девочку зовут Маша, она станет Марией, а мальчик Саша-Александром.
-А сейчас вы попробуете назвать свое полное имя
Проводится игра «Назови полное имя»
Дети сидя на ковре друг напротив друга катят друг другу мяч ребенок катит мяч и называет имя Лена, Лена ловит мяч и называет свое полное имя Елена, дальше Лена отталкивает мяч другому ребенку и называет имя Саша, Саша ловит мяч и называет также свое полное имя и так пока все дети не назовут свои полные имена.
-Когда вы вырастите вас будут называть по имени и отчеству. Например как зовут меня?
Дети Татьяна Анатольевна.
Моего папу звали Толя, полное его имя Анатолий, значит и я Анатольевна. Если например папу зовут Коля-Николай, у девочки Светы отчество будет Николаевна, а полностью Светлана Николаевна, у мальчика Васи отчество будет Николаевич, а полностью Василий Николаевич.
-Ксюша, как зовут твоего папу.
- Саша.
-Значит как твое полное имя и отчество?
Воспитатель спрашивает несколько детей и слушает ответы.
-Вы знаете полное имя и отчество своих родителей?
Ответы детей.
-Вот мы и разобрались, как кого зовут, а теперь отдохнем.
Встанем в круг и поиграем.
Игра «Угадай чей голос?»
Дети стоят в кругу. В середине ребенок с завязанными глазами. Дети по одному зовут его по имени, ребенок должен отгадать кто его позвал.
Кого узнали, тот становится в круг.
-Отгадайте загадку
Брата я изображу,
Хоть ему пять лет
С акварелью я дружу
Делаю….
(Портрет)
-Правильно. Найдите среди картин портреты. Как вы догадались? Как правильно нарисовать портрет? Как правильно нужно расположить его на бумаге?
-Давайте и мы на время превратимся в художников и нарисуем портрет папы или мамы, а может вы захотите нарисовать портрет бабушки или дедушки, либо своего лучшего друга.
-Закройте глаза и представьте выбранного вами человека. Вспомните какие у него глаза, волосы, нос, рот и тд. Представили?
Дети называют, имена родственников кого хотят изобразить. Маму Светлану, папу Юру, бабушку Александру, друга Серегу и тд.
Воспитатель показывает последовательность изображения.
Дети садятся за столы и приступают к работе.
Итог
Молодцы ребята, вы все сегодня себя хорошо проявили на занятии. Что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
После занятия воспитатель с детьми оформляет выставку работ.