Светлана Попова
Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Народная культура и традиции» (подготовительная группа)
Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.
Публикация «Конспект занятия „Народная игрушка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. Развивать интерес к культуре русского народа : быт, одежда, устное народное творчество. Вспомнить историю русской народной игрушки, разнообразие материалов при её изготовлении.
Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним как можно приветствовать друг друга. (Дети предлагают свои варианты). А прослушайте, как я вас буду приветствовать.
Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!
Дай Бог тому,
Кто в этом дому –
Пусть наделит вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена.
Воспитатель: Посмотрите к нам пришли Маша и Ваня. Какая необычная у них одежда. Кто-нибудь может рассказать о ней? (Ответ).
Воспитатель: Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками (поликами и ластовицами их называли).
Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной - одинаковой. Рубаху - косоворотку и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами (кушак). Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Ребята полюбуйтесь, как красиво! Одежду делали своими руками. Ткань сами ткали, выбеливали, кроили, шили, вышивали. Отсюда и пошли пословицы «Труд кормит, а лень портит» или «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Пословицы – это народная мудрость. А наши предки были очень трудолюбивы.
Воспитатель: Всякое житьё начинается с дома.
- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)
- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)
Воспитатель: Вот перед нами деревянное жилище. Как по-другому называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка). Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)
-Что внутри этой избы? (Русская печь)
Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».
- Почему так говорили? (Она и накормит, и напоит, и обогреет, на ней спали.)
Воспитатель: Ребята, взрослые в старину, чтобы прокормить семью, трудились от зари до темна. А что делали дети? (Ответ) А вечером детки залезали на печь. Прежде чем уснуть, родители рассказывали им сказки. Вспомните, какие русские народные сказки вы знаете? (Ответ) А чтобы позабавить, пели плачущим малышам народные песенки. Перечислите их. («Жили у бабуси», «Жил-был у бабушки.»). Пели взрослые колыбельные народные песенки, назовите. Вспомните потешки. (У богатого Ермошки). Ребята, сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки – всё это народный фольклор. Слово «Фольклор» иностранное, английское, обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Поэтому мы бережем нашу культуру.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать в какие русские народные игры дети играли в старину. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки. Вот первая загадка:
Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она… Ответ детей - Жмурки!
Воспитатель: Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день… Ответ детей - Прятки!
Воспитатель: Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру : «Шла коза по лесу».
Забава: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.
В центре круга - коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной. Под музыку начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;
Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;
И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.
Воспитатель: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. А землю называли кормилицей. Этим они очень дорожили и охраняли. Ребята, а в старину охранял свой народ, свою землю от недруга. (Ответ)
Воспитатель: А кто на такой печи долго пролежал один из русских богатырей. Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)
- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)
- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).
Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»
-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.
Дидактическая игра «Назови доспехи богатыря»
На доске картинки с богатырскими доспехами. (Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)
Воспитатель: С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)
1. Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
2. Но срубил ему Илья буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
- Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Какими должны быть все богатыри? (Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)
Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»
Дружно встали
Раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо…
Воспитатель: Ребята, это игрушки- «самоделки» .Почему так их называют? (ответы детей)
- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого. Это называется народный промысел.
- Из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей). Игрушки отличаются друг от друга формами, узорами, цветами. О промысле мы поговорим в следующий раз.
Воспитатель: Сегодня мы поговорили о чем?
подготовительной группе