Тамара Трифонова
Конспект занятия «Весна» с элементами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по теме «Весна».
Задачи:
1. развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
2. увеличения словарного запаса
3. воспитание звуковой культуры речи
4. развитие фотографической памяти ребёнка
5. развитие памяти ребёнка, развитие моторики
6. умение изобразить графически
7. развитие сенсорных возможностей.
Материал и оборудование:
. магнитофон с записью «звуки весеннего леса»;
. иллюстрации о весне;
. игрушки заместители;
Публикация «Конспект занятия „Весна“ с элементами мнемотехники» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
. коллаж;
. мнемотаблица.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы пойдём путешествовать по весеннему лесу. И послушаем, какие же звуки он нам дарит. Звучит музыка, дети прислушиваются. Магнитофон выключается, а детям задаётся вопрос, что вы услышали. Ответы детей.
- журчание реки
- пение птиц
- звон капели.
А теперь послушайте меня.
Рассказываю сюжет.
Мы пришли в лес, поглядеть на приближение весны. Хорошо в нём в предвесеннюю пору. Весна чувствуется ещё только в воздухе. Солнце так и слепит глаза. Небо уже по-весеннему голубеет и по нему, как льдинки в весенний разлив, плывут лёгкие, белые облака. Небесный ледоход ещё не тронулся, а земля всё ещё покрыта снегом. Мы идём по лесной тропинке, кругом тихо, только где-то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы – первая песня весны. Мы шли, шли, устали, замёрзли, но вдруг увидели домик лесника и решили в нём погреться.
Здесь есть всё необходимое для заблудившегося путника. Мы рассаживаемся, я зажигаю свечку и говорю, что огонь может быть добрым и злым, отслеживается техника безопасности. Предлагаю детям прищурить глазки и поймать солнечного зайчика на ладошку. Затем мы трём ладошку об ладошку, каждый пальчик, греем голову, лицо, руки, ноги. Идёт массаж каждого пальчика.
Спросить у детей какое настроение у них, готовы ли они запоминать слова. Дети отвечают, что готовы. Тогда я говорю: «Поиграем в слова».
Мы помним, что каждое словечко связано друг с другом, как альпинист одной верёвочкой и ни одно слово не должно потеряться.
Составляется сюжет для запоминания слов: солнце, дом, кошка, окно, дерево, мальчик, кораблик, ручей, птица.
Даётся установка запоминать только те слова, которые я произношу громко. Это выделенные слова.
Ярко светило солнце, на пригорке стоял дом, в нём жила пушистая кошка, которая любила смотреть в окно на красивое дерево. Около него играл мальчик. Он запускал кораблик по журчащему ручью, а рядом прыгала птица.
Дети называют выделенные слова в том порядке, в каком они стояли.
Воспитатель.
Ой, ребята тут нам какое-то письмо, наверно от хозяина избушки. Из конверта достаю коллаж и говорю: "Какая интересная картинка, давайте её рассмотрим"
Составляется сюжет. Например: "Жил-был Чебурашка. Однажды собрался он к своей подруге белочке в гости, чтобы поздравить её с 8 Марта. Белочка жила в лесу и была очень запасливая, она приготовила шишки и грибы на праздничный обед. Стал Чебурашка одеваться, надел шапку, взял букет цветов из тюльпанов, шарфик и заметил дырку на нём. Решил Чебурашка дырку зашить. Взял он нитки, а весёленькие иголки разбежались. Тогда он обратился к ёжику, который проснулся от зимней спячки: «Дай мне иголочку» – но ёжику было больно, и он предложил ему иголочку с веточки сосны. Коллаж содержит буквы и цифры.
Вопрос: "Почему здесь буквы "И"?" Дети говорят, что со звука "И" начинается слово "иголки".
Ассоциативные связки: иголки большие и маленькие, и буквы большие и маленькие. Большая иголка похожа на сосульку, а маленькие на капельки. Имеет значение цвет букв – он синий, холодный, как и иголки, т. е. проводится ассоциация на холод и колкость.
Устанавливаются связки с цифрой "5" Дети отвечают: «5 иголок, 5 деревьев, 5 грибов, 5 тюльпанов».
Спросить какое настроение было, у Чебурашки, когда он собирался идти к белочке, и какое стало у него, когда он увидел дырку на шарфике.
Дети отвечают было весёлое, а потом стало грустное.
Далее отрабатываются приёмы запоминания картинок на коллаже в течение 15-20 секунд, затем коллаж переворачивается.
Дети устно воспроизводят по памяти все картинки на коллаже с обозначением их месторасположения.
Воспитатель "Ребята мы погрелись, а теперь выйдем из домика на полянку и поиграем"
Даётся физкультминутка с имитацией движений.
Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зёрнышко
Скоро вырастет росток
Потянется на восток
Потянется на восток
Перекинется мосток
По мостику пойдём
В гости к солнышку придём.
Воспитатель
А теперь ребята давайте подойдём, сядем за стол и посмотрим, что нас тут ждёт. Что же лежит в "Чудесном мешочке". А там игрушки. Запоминаем видеоряд.
Упражнение на развитие зрительного внимания. "Что изменилось на столе?" Перед детьми выставляю набор игрушек из двенадцати предметов: солнце, цветок, дом, сосулька, лужа, кораблик, скворечник, птица, дерево, листок, зонтик, травка. Дети рассматривают их, называют. Затем я предлагаю детям сыграть в игру "Ночь и день" Скажу ночь, дети закрывают глаза, а я тем временем убираю две игрушки. Говорю день, дети открывают глаза. Дети говорят чего не стало. Игра повторяется 3-4 раза.
Усложнения: часть игрушек можно убрать, поменять местами, убрать, и поменять.
Дети восстанавливают видеоряд.
А теперь ребята будет другое задание более сложное, но интересное.
Вводится мнемотаблица.
Используя ассоциации и "сюжет", составляем рассказ о "жителях квартирок" мнемотаблицы.
Разбирается то, что на ней изображено:
Составляется сюжет.
Например: На небе ярко светило солнце, с крыши дома зазвенела капель. Услышав эту весеннюю песенку, из тёплых краёв возвращаются птицы. Они на ветках деревьев строят гнёзда. Пробудился муравей, и расцвёл подснежник.
Далее определяют ключ к вспоминанию информации. В этой мнемотаблице – это цифра "3".
Ответы детей:
3 лучика у солнышка; 3 птицы; 3 почки на ветке; 3 капельки; 3 геометрические фигуры; 3 стороны у треугольника.
Разбор идёт три минуты, затем даётся 10-15 секунд для запоминания. Мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.
Затем рассматриваем, анализируем.
И вдруг слышим музыку.
Я говорю: "Какая красивая музыка? Тут какая-то шкатулочка. Ой, ребята это лесник прислал нам посылку, что же там такое, наверно это для вас сюрпризы, давайте посмотрим"
Потом детям раздаются жетоны за хорошую работу.