людмила пашковская
Создание кукол из капрона. Формы работы с дидактической чулочной куклой
Создание кукол из капрона. Формы работы с дидактической чулочной куклой
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
Конспект на тему
«Создание куклы из капрона».
Автор составитель:
Воспитатель Пашковская
Людмила Львовна
Гатчинский муниципальный район
п. Войсковицы 2022 г.
Введение:
Мир ребенка начинается с куклы.
Публикация «Создание кукол из капрона, Формы работы с дидактической чулочной куклой» размещена в разделах
- Куклы и игрушки из капрона
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Кукла - детская игрушка в виде человека или животного. Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, мультфильмов. В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю.
Кукла имеет большое значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают.
Играя, ребёнок использует воображение и творческие способности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведёт с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. Она не только игрушка, но и близкий друг, который сопровождает его всю жизнь. Кукла развлекает, учит, воспитывает, украшает дом, является объектом коллекционирования, хорошим подарком.
История куклы :
Первыми прообразами куклы можно считать древнейших идолов, олицетворявших богов, которые располагались в специальных ритуальных местах. Со временем небольшие куклы перебрались в дома и считались хранителями мира и достатка в семье. Помимо таких обрядовых кукол, существовали и куклы для игр, например, пучок соломы, завернутый в тряпицу, с которым играли маленькие дети. Историки полагают, что само слово «кукла» возникло как обозначение чего-то свернутого в круг.
Традиционной игрушкой для игр в крестьянских семьях была тряпичная кукла. Изготовлением их занимались бабушки. Сам процесс работы заключался в обмотке нитками туго набитых и скрученных кусков однотонной ткани. Из пестрых кусочков ткани делался наряд для куклы.
Разновидности кукол :
- сувенирные,
- игровые.
- интерьерные,
- обрядные
Куклы, изготовленные вручную, актуальны и в наше время. Собственную авторскую куклу может изготовить любой желающий, и не только из ткани. Модной тенденцией сегодня является изготовление кукол из капроновых колготок, трикотажа, чулок или носков.
Капрон по своим свойствам оказался более податливым, эластичным и прочным материалом для шитья кукол, чем другие ткани. Его можно подвергать многократным изгибам, сложной деформации - он не потеряет своей формы. Несколько десятилетий назад появилась техника изготовления самодельных цветов из капрона и проволоки. А вслед за этим народные умельцы освоили технику изготовления чулочных кукол. Во многом этому способствовало появление на рынке легкого, объемного (напоминающего вату, но в то же время упругого искусственного материала – синтепона. Он стал недорогой основой для всех частей тельца будущей куклы. Остальная работа основана на личной фантазии мастера: при помощи закладывания складок и изгибов на синтепоне он может сделать кукле нос любой формы, маленькие или большие губы, высокий или низкий лоб, оформить ямочки на щечках либо заложить носогубные морщины, чтобы придать игрушке возраста. Синтепон и капрон оказались настолько благодарными в работе материалами, что освоить технику изготовления кукол и создавать неповторимые и оригинальные игрушки может любой человек.
Чулочные куклы трогательные, забавные, смешные- самые живые из всех текстильных игрушек, с неповторимой мимикой и ярким характером. Только скульптурно-чулочная техника позволяет создавать морщинки, щечки, складочки, пухлые губки и нос картошкой, которые делают их такими милыми и теплыми.
Формы работы с дидактической чулочной куклой
Дидактическую чулочную куклу используем в непосредственно-образовательной деятельности в различных образовательных областях, в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах, а также в самостоятельной деятельности детей.
Основной принцип развивающих игр с чулочной куклой : совмещение элементов игры и учения, переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребёнка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности; единство обучающих и воспитательных воздействий.
Психологическое воздействие игр:
Развитие основных психических процессов, способностей ребёнка, волевых и нравственных качеств личности. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности межличностных отношений среди сверстников.
Цель игры с чулочной куклой;
- познавательный (обучение способам действия с предметами);
-воспитательный (обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми).
Материалы и инструменты необходимые для изготовления кукол :
-Нитки для пошива,
-синтепон или синтепух,
-ткань для одежды,
-глаза или пуговицы,
-вязальные нитки для волос.
-клей- «момент» или «клеевой пистолет»,
-ножницы.
- иглы ручные
-деревянные палочки, шляпные резинки.
Итог работы :
1. Простор для творчества и фантазии
2. Чувствуешь себя волшебником-творцом, т. к. лица получаются необычные, нет одинаковых, мимика как у живых.
3. Доступность большинства материалов
4. Приобретение навыков визажиста (нанесение макияжа) и модельера (изготовление одежды для куклы)