ольга кузьмина
«Путешествие в мир рабочих профессий». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект на тему «Путешествие в мир рабочих профессий»
Задачи:
1) познакомить детей с трудом взрослых на заводах;
2) уточнить представления детей о профессиях гончара и стеклодува;
3) формировать представления о профессиях шахтера, доменщика, сталевара, прокатчика;
4) расширять представление о многообразии профессий и их взаимосвязи;
5) развивать умение ориентироваться в мире профессий;
6) обогащать словарь словами: гончар, стеклодув, шахтер, доменщик, сталевар, сталь, прокатчик.
Развивающие задачи:
1) содействовать формированию учебно-информационных навыков;
2) развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
1) воспитывать уважительное отношение к рабочим профессиям;
2) помогать осознавать ценность совместной деятельности;
3) воспитывать коммуникативную культуру.
Предварительная работа :
составление коллекции предметов из разных материалов (из глины, стекла, металла, чугуна); чтение и разучивание стихотворений о профессиях; отгадывание загадок; разучивание пословиц и поговорок о труде; дидактические и сюжетно-ролевые игры о профессиях; беседа о том, где работают родители детей; сбор наглядного материала о профессиях, экскурсия в библиотеку им. В. Чаплиной по теме «Профессии», чтение сказки Е. Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».
Материалы, оборудование:
Подборка слайдов с изображением профессий, аудиоаппаратура, слайды, звук – шум завода, посуды из глины, стекла, металла и чугуна; образцы природных материалов (песок, глина, железная руда).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, поздороваемся с ними:
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте мы всем,
Сразу станет веселей.
Включается фонограмма со звуком завода.
Воспитатель: Слышите шум? Как вы думаете, откуда этот шум?
Слайд с надписью: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ»
Воспитатель: Сегодня я вас приглашаю на экскурсию по заводам, где мы познакомимся с новыми профессиями. Какой завод ждет нас первым?
Слайд с надписью: «КЕРАМИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где написано «Керамический завод».
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из глины: горшок для цветов, ваза, кувшин.
Воспитатель: Посмотрите, какая продукция выпускается на этом заводе! Из чего сделаны эти предметы? Из какого природного материала?
Дети: Из глины. (Демонстрация)
Воспитатель: Да, эта посуда сделана из глины. Мастер, который работает с глиной, называется гончар. Посмотрите на экран!
Дети смотрят на слайд, где изображен гончар.
Воспитатель: Гончары создают разные предметы, которыми мы пользуемся в быту.
Теперь я предлагаю поиграть.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрем,
до тепла их разотрем.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
Выставляется слайд с процессом работы над глиной.
Воспитатель читает стихотворение:
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.
Воспитатель: Вот и узнали мы про профессию гончара. Важная эта профессия? (Да). Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: Кроме керамического завода в нашей стране есть и другие предприятия. Теперь мы отправимся на другой завод.
Стекольный завод.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какие предметы выпускают на стекольном заводе? (ответы детей).
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из стекла: салфетница, стакан, сахарница.
Воспитатель: Что за предметы лежат на столе?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Вы знаете из чего делают стекло? Угадайте загадку.
Из него делают куличики,
Замок или просто комок,
Он на каждой площадке,
Незаменимый наш.
Дети: Песок. (Демонстрация)
Воспитатель : Если песок сильно нагреть до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить.
Показ слайда со стеклянными предметами.
Воспитатель: Из жидкого стекла делают разные предметы. Например, посуду, сувениры, новогодние игрушки и много других вещей.
Показ слайда других стеклянных предметов.
Воспитатель: Из жидкого стекла выдувают разные формы, как из мыльного пузыря. Профессия этих людей называется стеклодув.
Показ слайда с изображением стеклодува.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть на экран как стеклодувы опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму.
Показ слайда с изображением труда стеклодува.
Воспитатель: Жидкое стекло можно резать специальными ножницами и вырезать разные украшения.
Воспитатель: Вот и вспомнили мы про профессию стеклодува. Важная эта профессия? (Да). Чем? (Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас поиграем в превращения.
Встанем в круг и крутимся как глина на гончарном круге
(дети крутятся вокруг себя)
Представьте, как из глины получается кувшин
(дети берутся за руки и выгибают голову и спины – получается кувшин)
Теперь поднимаем руки вверх, и двигаем ладошками, как будто чистый песок сыпется в карьере.
Опускаем руки, превращаемся в стеклянный стакан
(дети плотно друг к дружке встают и стоят прямо)
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию по заводам. И следующий завод, который мы посетим металлургический завод.
Слайд с надписью: «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
Воспитатель открывает коробку, под которой находятся предметы из чугуна, стали и металла: чугунная кастрюля, кусок стали, металлические кружка и ложка и пр.
Воспитатель: Ребята, перечислите предметы, которые вы видите на столе.
Дети перечисляют.
Воспитатель: Все эти предметы сделаны из металла. присаживайтесь на стулья. Я вам расскажу, как делают эти предметы, что нужно сделать сначала, что потом.
Показ слайда о добыче камня.
Воспитатель: Сначала нужно найти и добыть из-под земли камень, в котором содержится много железа, — железную руду. Железную руду добывают шахтеры. (Демонстрация)
Показ слайда (труд шахтера)
Воспитатель: Затем железную руду расплавляют в больших жарких печах – домнах. Это делают рабочие - доменщики. Как называются печи? Как называется профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Повторим: доменщик.
Дети повторяют хором, затем – индивидуально.
Воспитатель: Жидкий тяжелый металл разливают в нужные формы. Когда этот металл, который называется «чугун», застынет, из него получатся разные изделия. Как вы думаете, что делают из чугуна? (ответы детей)
Показ слайда с предметами из чугуна.
Воспитатель: Давайте посмотрим, на изделия, которые делают из чугуна.
Воспитатель: Большую часть чугуна отправляют к сталеварам. Они варят сталь.
Воспитатель: Повторяем: сталевар.
Как вы думаете, почему сталевар одет в специальную одежду: плащ, рукавицы, каску? Для чего на лице защитная маска? (ответы детей)
Воспитатель: Сталевары нагревают чугун в печах и разливают готовую сталь в слитки.
Воспитатель: Из таких слитков затем раскатывают как тесто стальной лист. Рабочих, которые это делают, называют «прокатчики».
Повторим: прокатчик (хором и индивидуально)
Воспитатель: Давайте посмотрим на изделия из стали. Ребята, а еще из стального листа делают кузова для автомобилей, лезвия для ножей, стальные двери, заборы и много других полезных вещей.
Воспитатель: Итак, с какими профессиями вы познакомились на металлургическом заводе? (ответы детей) Важные эти профессии? (Да). Чем? (ответы детей)
Воспитатель: Мы закончили экскурсию по заводам.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.
А теперь я начну предложение, а вы его закончите.
Проводится игра «Закончи предложение»
Горшки делает … гончар.
Стекло выдувает … стеклодув.
Камень, содержащий железо из-под земли, добывает … шахтер.
Чугун нагревает в печах и разливает готовую сталь в слитки … сталевар.
Из слитков раскатывает как тесто стальной лист … прокатчик.
Воспитатель: Наша экскурсия в мир рабочих профессий завершилась. Что вам больше всего понравилось?
А теперь нам пора возвращаться в группу. Попрощаемся с нашими гостями.