Шелевая Оксана Александровна
Конспект занятия «Мы — с Оренбургской земли!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Мы — с Оренбургской земли!»
конспект, разработанный по социально-личностному направлению развития старших дошкольников в рамках образовательной области «Социализация» и предполагающий развитие интегративных качеств личности детей через расширение и обогащение знаний о родном крае — Оренбургской области.
Конспект представлен педагогом МБДОУ №6 г. Оренбурга О. А. Шелевая.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия „Мы — с Оренбургской земли!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оренбургская область
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
— расширить их знания об уникальных природных объектах области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховязальном промысле, о Свято-Троицкой обители.
Воспитательные:
— воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
— способствовать тендерному воспитанию детей.
Развивающие:
— развивать навыки учебной деятельности;
— способствовать развитию логического мышления, связной речи;
— продолжить обучать умению работы с картой области.
Методы и приё мы: наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр презентации, словесный (беседа, чтение стихов, отгадывание загадок, практический (работа с картой, исследование свойств полезных ископаемых).
Виды детской деятельности : игровая; коммуникативная; продуктивная; познавателно-исследовательская; музыкально-художественная; чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
— развитие у воспитанников интереса к истории русской культуры, к миру предметов и вещей;
— умения детей действовать самостоятельно;
— проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
— воспитание нравственных качеств;
— умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;
— формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
— расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии :
1. Ребенок задает вопросы.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Оборудование: коллекция минералов и полезных ископаемых; оренбургские паутинки и палантины; пух оренбургских коз; иллюстрации и фотографии с изображением: Бузулукского бора, нефтяной вышки, газоперерабатывающего завода, металлургического завода, озера Развал; карта Оренбургской области, музыкальный центр, компьютер, записи песен «Оренбургский платок», «Мы — с Оренбургской земли»
Словарная работа:
активный словарь: бор, шахтёры, металл, газ;
пассивный словарь: нефть, руда, металлурги.
Предварительная работа: разучивание стихов о паутинке, о профессиях; разучивание танца с пуховыми платками, марша; поделки флажков Оренбурга и Оренбургской области.
Интеграция с образовательными областями: коммуникация, познание, музыка, безопасность, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.
План ОД
1. Вводная часть (3 минуты) : мотивация детей, постановка цели.
2. Основная часть (23 минуты) : беседа, отгадывание загадок, работа с иллюстрациями, познавательно — исследовательская деятельность, чтение стихов, просмотр презентации, исполнение танца, слушание музыки.
3. Заключительная часть (4 минуты) : подведение итогов, музыкально-патриотический финал.
Ход :
Воспитатель:
«Люблю тебя, мой край родной,
Твои широкие просторы.
Здесь неба синь, хлеб золотой,
И степь, и реки, и озёра…
Люблю тебя, мой край родной,
За всё твоё богатство:
За газ, за нефть, за хлеб ржаной,
За дружбу и за братство.
Люблю тебя, мой край родной,
Степное Оренбуржье,
За твой простор, за твой покой,
За всё самое лучшее!»
Это стихотворение написал оренбургский школьник, шестиклассник Андрей Шнякин. О чём в нём говорится?
Дети: О любви к родному краю.
Воспитатель: Как называется наш родной край?
Дети: Оренбуржье, Оренбургская область.
Воспитатель: Как называются люди, которые живут в Оренбургской области?
Дети: Оренбуржцы.
Воспитатель: Мы с вами уже многое узнали о нашем крае, а хотите узнать о нём ещё больше? Тогда я приглашаю вас в путешествие по нашей славной Оренбургской области. Вот это — карта области, город Оренбург находится в самом центре. Покажите его на карте. (Ребёнок показывает) Я предлагаю флажками отмечать те места, где мы сегодня побываем. (Ребёнок отмечает флажком). А на каком виде транспорта мы будем путешествовать?
Дети: На поезде.
Воспитатель: Предлагаю назвать наш поезд «Поездом дружбы», потому что все вы — друзья, согласны? Ну тогда — в путь!
(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)
Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Бузулук! (Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Бузулук»)
Воспитатель: Город Бузулук находится на западе нашей области. Отметьте его на карте флажком. (Ребёнок отмечает флажком). Бузулук является центром Бузулукского района. Что вы уже знаете об этом районе?
Дети: Там находится Бузулукский бор.
Воспитатель: А что такое бор?
Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.
Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. (Работа с иллюстрациями)
Любой лес — дом для многих животных и птиц. Давайте вспомним жителей Бузулукского бора, отгадав загадки.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув высоко. (Лось, олень)
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Я по дереву стучу, червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
Под кустами, под ёлками, катится клубок с иголками. (Ёж)
Серый зверь по лесу рыщет и себе добычу ищет. (Волк)
Не ворона, не синица, как зовётся эта птица?
Примостилась на суку, раздалось в лесу «ку — ку».(Кукушка)
Днём — молчит, а ночью — кричит. (Сова, филин)
Воспитатель: Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что в 1961 году здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Посмотрите, в этой капсуле находится нефть. Давайте выясним, что же она из себя представляет? (Вместе с детьми выясняют, что это жидкость темно — коричневого цвета, маслянистая) А ещё нефть обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей. Ребята, а для чего нам нужна нефть?
Дети: Из неё делают бензин, керосин.
Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из — под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
(Работа с иллюстрацией)
Ребята, в природе там, где есть нефть, обычно встречается и другое полезное ископаемое — газ. Скажите, для чего людям нужен газ?
Дети: Им заправляют автомобили, отапливают дома, на нём готовят пищу.
Воспитатель: В Бузулукском районе добывают газ, но самое большое газовое месторождение в нашей области находится возле Оренбурга, там сейчас выстроен огромный газоперерабатывающий завод. (Работа с иллюстрацией)
Нефть и газ — главное богатство нашей области. Но вы должны помнить, что они могут быть опасны, так как очень легко загораются и даже взрываются, если поднести к ним огонь. Поэтому обращаться с ними нужно очень осторожно.
Ну а мы прощаемся с Бузулукским районом и отправляемся дальше.
(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)
Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Саракташ!
(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Саракташ»). Посёлок Саракташ находится в центральной части области и является центром Саракташского района. (Ребёнок отмечает его флажком на карте).
В Саракташском районе есть большой православный комплекс — Свято-Троицкая обитель милосердия. Здесь много церквей, храмов, есть православная гимназия, есть колокольня или звонница. И сейчас мы с вами увидим этот комплекс, пользуясь компьютером. (Смотрим презентацию «Саракташская обитель», слушаем колокольный звон) А ещё в Саракташской обители живё т самая большая семья в России: священник Николай Стремский и его жена усыновили 53 ребёнка — сироты. (Смотрим слайд с изображением семьи Стремских) Ребята, как вы думаете, хорошее, доброе дело сделали эти люди? Почему?
Дети: Потому, что эти дети остались без родителей, а Стремские заботятся о них, воспитывают.
Воспитатель: Но Саракташский район знаменит ещё и тем, что в нём зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области.
Как вы думаете, о чём я говорю?
Дети: Об оренбургском пуховом платке.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всём мире?
Дети: Они красивые, нарядные, лёгкие, пушистые, тёплые.
Воспитатель: А ещё говорят, что оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и её можно протянуть через обручальное кольцо. Хотите проверить?
(С помощью детей проводится опыт)
А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Рассматриваем образец пуха) И конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души.
Вдохновлённый красотой оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко — музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». А мы с девочками разучили для наших мальчиков танец, который мы вам сейчас покажем. (Выходят 6 девочек с паутинками)
1-я девочка: Саракташский район шлёт глубокий поклон.
Затуманились зарницы, воют ветры — степняки, Вяжут, вяжут пуховницы оренбургские платки.
2-я девочка: Ах, платочек, мой платочек, весь в узорах уголочек!
В зимний день в студёну пору оренбургский наш мороз Расчудесные узоры на платочек перенёс! (Исполняется танец под песню «Оренбургский пуховый платок»).
Воспитатель: На этом мы прощаемся с гостеприимным Саракташским районом и отправляемся дальше.
(Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)
Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Орск!
(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Орск»)
Город Орск находится на востоке нашей области и является центром всего восточного Оренбуржья. (Ребёнок отмечает его флажком на карте)
Вокруг него расположены города Новотроицк, Гай, Медногорск. Все эти города известны тем, что в них находятся большие заводы, на которых производят металл. Ребята, а из чего делают металлы?
Дети: Из руды.
Воспитатель: В восточном Оренбуржье очень много месторождений различных руд: медных, железных, никелевых. (Вместе с детьми исследуем образцы медного колчедана и бурого железняка, выясняем, что они тяжёлые, прочные, твёрдые) Люди, которые добывают их из — под земли, называются шахтёрами.
Из руды на заводе в огромных доменных печах выплавляют металл (Работа с иллюстрацией). Люди, которые это делают, называются металлургами.
Ребята, как вы считаете, шахтёр, металлург — профессии мужские или женские?
Дети: Мужские.
Воспитатель: А почему?
Дети: Они требуют силы, выносливости, смелости.
Воспитатель: О том, какие ещё есть мужские профессии, нам расскажут наши мальчики.
1-й мальчик: Уголь рубить не устал в недрах гор, Чёрный от сажи отважный шахтёр.
2-й мальчик: Печь гудит, как самовар, Сталь в ней варит сталевар.
3-й мальчик: Пламя пышет жаром, льётся пот с лица, Звонко бьёт по стали молот кузнеца.
4-й мальчик: У станка он дни и ночи, всё умеет, он — рабочий.
5-й мальчик: Парень низенького роста и не очень — то силён,
А смотри — легко и просто управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу может кран остановить, Крановщик всегда обязан на работе зорким быть.
Воспитатель: Спасибо, мальчики, я надеюсь, что вы вырастете сильными, смелыми и сможете освоить любую из этих профессий. Ну а наше путешествие продолжается, отправляемся дальше. (Дети встают паровозиком и «едут» под музыку.)
Воспитатель: Внимание! «Поезд дружбы» прибыл на станцию Соль — Илецк.
(Дети встают полукругом возле стенда с надписью «Соль — Илецк») Воспитатель: Город Соль — Илецк расположен на юге нашей области. (Ребёнок отмечает его флажком на карте) Когда я произнесла слово Соль — Илецк, о чём вы сразу подумали? Дети: О соли, о солёном озере.
Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Её добывают здесь уже почти 500 лет, а она не заканчивается. А чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья 1906 года, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. (Рассматриваем иллюстрацию) Как вы думаете, почему люди со всех уголков нашей страны стремятся приехать сюда?
Дети: Отдохнуть, искупаться, полечиться.
Воспитатель: Правильно, солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. А ещё в Соль-Илецке растут наши знаменитые арбузы, которые называют «лекарственным лакомством», так как они очень полезны для почек. Я всем рекомендую каждое лето посещать Соль-Илецкий курорт, чтобы укреплять своё здоровье.
А нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подошло к концу. Но сначала давайте вспомним, о каких богатствах нашего края вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о нашей знаменитой пшенице, о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле?
Так давайте завершим наше путешествие праздничным шествием под песню нашего оренбургского автора Сергея Шмелёва «Мы — с оренбургской земли!» Возьмите флажки нашего города и нашей области, которые мы с вами изготовили.
(Дети проходят маршем по залу и уходят).