Наталья Курочкина
Конспект музыкального занятия с инновационными технологиями «Как дети подружили принцессу Софию с ритмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально - ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представление об элементарном музыкальном понятии «ритм», «короткие и длинные звуки;
2. Закреплять умение петь выразительно, четко проговаривать слова;
Публикация «Конспект музыкального занятия с инновационными технологиями „Как дети подружили принцессу Софию с ритмом“» размещена в разделах
3. Закреплять навык исполнения музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах;
Развивающие:
1. Развивать звуковысотный, ритмический слух, музыкальную память, чувство ансамблевой игры;
2. Развивать творческое воображение, активность, детскую инициативу;
Воспитательные:
1. Содействовать проявлению самостоятельности, инициативы и творческому выполнению заданий.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться и сообща добиваться общего результата, стремление оказывать помощь всем, кто нуждается.
Предварительная работа:
1. Беседа «Что такое Ритм», «Короткие и долгие звуки», «Средства музыкальной выразительности» (характер произведения, форма).
2. Разучивание песни В. Старокадомского «Веселые путешественники»;
3. Игра на детских музыкальных инструментах (ложки);
4. Музыкально-дидактическая игра «Прохлопай также».
5. Закрепление ритмических рисунков, названия звуков.
6. Первичное знакомство с произведением П. И. Чайковского «Сладкая грёза».
Формы работы:
Сказочное путешествие
Методы и приемы:
Наглядные:
• Показ слайдов;
• Картинки «Ритмические загадки», «Короткие и долгие звуки»;
• Русские народные инструменты – ложки;
Словесные:
• Художественное слово;
• Вопросы к детям;
• Объяснение.
• Рефлексия собственной деятельности.
Словесно-слуховые:
• Пение песни В. Старокадомского «Веселые путешественники»
• Коммуникативный танец «Здравствуй, друг»
Словесно-наглядная
• Пальчиковая игра «Лодочка»
Игровые:
• Имитационная игра «Поезд», «Плывем на лодке», «Летим на воздушных шариках»;
• МДИ «Прохлопай ритм».
• «Лего – конструирование в музыкальной деятельности»
• Логоритмика с помощью звучащих перчаток с пуговицами
• МДИ «Угадай что за песенки»
Инновационные технологии, используемые на занятие :
1. Звучащие перчатки с пуговицами.
Дети в интересной форме, с помощью перчаток могут разучить слова песни, пальчиковую игру, логоритмическое упражнение. Развивается ритм, темп. Технология была применена в логоритмических упражнениях. Дети отстукивали ритм дождя, часов, марширующих солдат.
2. «Лего – конструирование в музыкальной деятельности».
Практика внедрения в детском саду конструктора ЛЕГО показывает, что этот вид игры можно использовать не только традиционно как конструирование, но и совмещать с различными видами музыкальной деятельности дошкольников (МДИ, пение и т. д.)
Чтобы музыкальная деятельность стала не только занимательней для ребёнка, но и способствовала его разностороннему развитию, я попробовала внедрить конструктор ЛЕГО в музыкальное занятие, раздел «Слушание – Восприятие». Дети старшего дошкольного возраста на занятие смогли соотнести цвет и размер кирпичиков с характером музыки, частями музыкального произведения. В этом виде деятельности ребенок может свободно проявить свое воображение, творчество и фантазию, пробует в интересной форме сделать анализ музыкального произведения. На занятие звучало произведение П. И. Чайковского «Сладкая греза».
Виды детской деятельности:
1. Игровая
2. Коммуникативная
3. Конструирование
4. Музыкальная - художественная
5. Двигательная
6. Познавательно - исследовательская
7. Чтение художественной литературы
Индивидуальная работа:
Выполнение задания по ритмическим картам
Материалы и оборудование:
- Презентация по теме занятия
- ноутбук,
- музыкальный центр;
- аудиозапись «Голос Софии», «Шум моря, чаек», «Гудок поезда, стук колес»,
- «Ритмические загадки» ИКТ, ритмические формулы (карточки)
- воздушные шары,
- мешочек,
- музыкальный инструменты - ложки,
- Лего
- звучащие перчатки с пуговицами
- маркеры ( цвет: синий, красный)
- мягкие подушки
- столик
Предполагаемый результат:
Улучшение ритмических способностей каждого ребенка.
Повышение эмоционального настроя детей.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Вводная часть
Дети входят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.
Муз. рук-ль: Проходите ребята в музыкальный зал. Я рада видеть вас на музыкальном занятие.
-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро».
-Доброе утро, ребята!
Дети : Здравствуйте!
Муз. рук-ль: Я с вами поздоровалась, теперь вы поздоровайтесь друг с другом не простым «здравствуйте», а музыкальным.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»
Вступление. Дети в паре стоят напротив друг друга по кругу.
1. Здравствуй, друг!
Здравствуй, друг!
Становись скорее в круг.
Мы пойдем с тобой по кругу.
Улыбнемся мы друг – другу.
Топнем бойко мы ногой,
Покачаем головой
По ладошкам хлопнем друга.
И опять пойдем по кругу.
Основная часть
Муз. рук-ль: Ребята, я приглашаю вас в музыкальную гостиную. Присаживайтесь поудобнее.
Дети садятся на ковер перед экраном, на котором изображен камин с горящими поленьями, педагог присаживается вместе с детьми.
Горит камин уютно и светло,
Покоем обволакивая душу,
И хочется укутаться в тепло,
Глядеть в огонь и треск поленьев слушать.
- На улице прохладно, за окном осень, а нам с вами, друзья, так уютно в музыкальном зале, у камина. Послушаем вместе красивую музыку осени. Но только тому откроется удивительный мир музыки, кто будет очень внимательно слушать.
Слушание «Сладкая греза» П. И. Чайковский
(На экране слайд - шоу из картин известных художников на тему «Осень»)
Муз. рук-ль: Ребята, вам знакомо это произведение? Кто его написал?
Дети : П. И. Чайковский.
Муз. рук-ль: Определите характер музыки, какие чувства и настроение она передаёт?
Дети : Она спокойная, светлая, нежная, тихая, вызывает спокойствие, под нее хочется отдыхать.
Муз. рук-ль: Все время музыка звучит спокойно, или ее характер меняется?
Дети : В середине музыка звучит не так спокойно, а тревожно.
Муз. рук-ль: Сколько частей в музыкальном произведении?
Дети : Три части.
Муз. рук-ль: Какие части похожи друг на друга?
Дети : Первая и третья.
Муз. рук-ль: Я предлагаю вам немного пофантазировать, включить свое воображение, проявить творчество. У меня есть конструктор Лего. Прослушав сейчас произведение П. И. Чайковского что, бы вы смогли построить из Лего? Давайте попробуем, может вы поселите три части произведения в домики, а может быть вы придумаете что – то интересное, необычное. (Включить еще раз фрагмент музыки. Разделить детей на 2 подгруппы. Раздать конструктор Лего разных цветов. Напомнить, что произведение состоит из 3-х частей, что музыка меняет свой характер. Дать возможность детям проявить воображение с помощью конструктора – Лего (Характер пьесы, музыкальная форма).
«Лего – конструирование в музыкальной деятельности»
Слышится видеозвонок (скайп).
- Интересно, кто это нам пытается дозвониться? На экране - мультипликационный персонаж Принцесса София.
Дети : Это принцесса София!
Муз. рук-ль: Давайте узнаем, что она хочет нам сказать.
Видео слайд на экране
София : Здравствуйте, ребята! Я так рада вас видеть. Я хочу поделиться с вами радостной новостью, теперь я учусь не только в волшебной школе, но и в музыкальной. Ребята, мне дали задание сочинить песню, вот послушайте, что у меня вышло.
София поет песню, но песня получается не ритмичная.
София : Ой! По-моему, моя песня не красивая и в ней чего – то не хватает!
Муз. рук-ль: Ребята, как вы думаете, чего не хватает в песне Софии?
Дети : В ней нет ритма.
Муз. рук-ль: София, у каждой песенки и мелодии есть свой ритмический рисунок. Без ритма трудно жить на свете. Ритм вносит порядок в музыку. Ритм везде. Солнце всходит и заходит – это природный ритм. Друг за другом приходят зима, весна, лето, осень. Ритмично стучат часы, капает дождь. Вот послушай. Картинка на экране: часы, дождь, маршируют солдатики.
Логоритмика с помощью звучащих перчаток с пуговицами
София : Помогите, друзья, а лучше приезжайте в гости. Вы найдете меня в музыкальной школе (экран выключается, «связь обрывается»).
Муз. рук-ль: Ой, связь оборвалась. Ребята, давайте подумаем, как же нам помочь Софии?
Дети : Мы можем помочь Софии подружиться с ритмом.
Муз. рук-ль: Как же нам добраться до Софии? Может музыка нам поможет?
(на экране аудиозапись приближающегося поезда, стук колес)
- Вы догадались, на чем мы поедем?
Дети : На поезде. Картинка на экране (поезд).
Муз. рук-ль: Прежде чем отправиться в гости давайте наведем порядок, уберем конструктор. С собой мы возьмем деревянные ложки и ритмические карточки. Покажем, как с помощью ложек можно научиться отстукивать ритм, как звучат песенки, когда у них есть ритм. Ну что, отправляемся? Готовы? Чтобы нам, было, нескучно споем песню, а помогут нам спеть наши ладошки.
Песня «Веселые путешественники» М. Л. Старокадомский
дети поют песню имитируя движения поезда.
1. Вот в поезде мы едем:
“Ура, ура, ура!
Стучат, стучат колеса:
«Та-та! Та-та! Та-та!»
Мелькают мимо сосны
И ели, и дома.
Стучат, стучат колеса
“Да-да! Да-да! Да-да!”
Припев:
Тра-та-та, тра-та-та,
В гости едем мы друзья
Проезжаем горы,
Речку, лес и море.
Поезд едет и гудит
И колесами стучит
И, колесами стучит.
Муз. рук-ль: Доехали. Где же мы с вами оказались? (На экране фоновая картинка, аудио шум моря, крик чаек). Посмотрите, лодка, на ней мы точно доплывем до сказочной страны (дети имитируют движения лодки под веселую музыку с помощью рук).
"Лодочка" (пальчиковая игра)
Две ладошки прижму, и по морю поплыву
Две ладошки друзья, это лодочка
Паруса подниму
Синим морем поплыву
А по бурным волнам, плывут рыбки тут и там
Муз. рук-ль: (на экране картинка моря, больших и маленьких лодок). Посмотрите ребята, как много лодок плавает в море, и большие, и маленькие. Давайте еще раз проплывем, но на этой большой лодке мы будем тяжело грести, вот так (педагог показывает, как ритмично нужно проговорить стихотворение. Проговаривает с детьми., а на этой маленькой лодочке будем грести чаще и быстрее (показывает пример, проговаривает с детьми).
- Молодцы! Как весело нам было плыть, правда, ребята? Посмотрите внимательно вдаль (дети изображают «бинокль» или «козырек»)
- Кажется, я вижу королевство Софии и даже ее музыкальную школу.
Картинка на экране «Волшебное королевство и музыкальная школа Софии).
- А вот и сама София нас встречает. (Картинка на экране София).
София : Я так рада, что вы приехали. Помогите сделать мою песенку красивой и ритмичной.
Муз. рук-ль: София, мы тебя научим, как добавить ритм в твою песенку с помощью этих ритмических загадок.
София : А это сложно?
Муз. рук-ль: Присоединяйся и у тебя все получится. Ребята, нам нужно разделиться на 2 команды. Каждая команда должна дружно прочитать свой ритмический рисунок, и прохлопать его. А что же это за непонятные кружки?
Дети : Это звуки, короткие и длинные. С помощью них получаются красивые, ритмичные песенки.
Муз. рук-ль: А какие же названия у долгих и коротких звуков?
Дети : Долгий звук «Та», короткий звук «Ти».
МДИ «Прохлопай ритм».
Дети распределяются по группам. Обе команды, глядя на рисунки с ритмическими рисунком, поочередно проговаривают и прохлопывают свой ритм.
- Молодцы, друзья! Ты видела, София, как наши ребята дружно и правильно прочитали ритмические карточки.
София : Спасибо большое, я все запомнила. Вы настоящие друзья.
Муз. рук-ль: София, мы помогли тебе подружиться с ритмом? Чтобы твои песни были красивые и ритмичные мы привезли тебе в подарок музыкальные инструменты. Ребята, что это за инструмент?
Дети : Это русский народный инструмент – ложки.
Муз. рук-ль: Наверняка в твоем дворце тоже они есть. (достает из мешочка). Ребята, ложки — это какой инструмент?
Дети : Деревянный, ударный. Мы ударяем ложками друг об друга и получается звук.
Муз. рук-ль: Благодаря ложкам, наши ребята умеют слышать и отбивать нужный ритм. А еще простукивать ритм нам помогают наши природные инструменты. Ребята, назовите их.
Дети : Ручки и ножки.
Муз. рук-ль: Что можно сделать с помощью них?
Дети : Хлопать, щелкать, шлепать, топать.
Муз. рук-ль: При ударе природными инструментами мы тоже можем слышать звук. Сейчас ребята тебе это покажут.
(На экране картинка «Ложки»)
ДМИ Детский оркестр ложкарей
София : «Спасибо, ребята, за помощь!». Я тоже постаралась сочинить красивые песни. Сейчас вы увидите ритмические загадки, в них спрятались мои песенки. Попробуйте их отгадать.
МДИ «Угадай, что за песни»
(На экране картинка ритмических цепочек, в которых спрятались песенки). Дети проговаривают звуки и угадывают что за песни. Если правильно, то звучит мелодия угаданной песни).
Муз. рук-ль: Ребята, ритмичные песенки получились у Софии?
Дети : Да.
Муз. рук-ль: София, у тебя получились очень красивые песенки. Мы рады что смогли тебе помочь. Но нам пора возвращаться в детский сад. Только на чем же мы отправимся в детский сад?
София : А перенестись вы сможете с помощью волшебных воздушных шаров, посмотрите, какие они красивые. (На экране картинка – анимация вылета воздушных шаров). Мне пора прощаться с вами ребята. До новых встреч. Приезжайте еще в гости.
Дети : До свидания, София.
Муз. рук-ль: Отправляемся домой. (Дети берут воздушные шары и под легкую музыку двигаются по залу).
Упражнение для рук. Польская народная мелодия обр. В. Иванникова
Раз, два, три, покружись, в музыкальном зале снова окажись. (На экране картинка «камин»). Мы снова в нашей музыкальной гостиной.
В музыкальный зал входит педагог – психолог.
Педагог – психолог: Ребята, у вас уже закончилось занятие?
Муз. рук-ль: Ребята, расскажите Олесе Викторовне, что же с нами сегодня произошло на занятие.
Дети : Мы сегодня путешествовали.
Муз. рук-ль: Кто нам позвонил?
Дети : Нам позвонила София и попросила нас помочь сочинить ей ритмичную и красивую песню. Мы ехали к ней на поезде, потом на лодке. В подарок мы подарили ей музыкальные инструменты – ложки. Мы смогли подружить Софию с ритмом, и она сочинила очень красивые, ритмичные песенки. Для того чтобы мы вернулись назад в садик София подарила нам воздушные шарики.
Заключительная часть – рефлексия
Муз. рук-ль: Ребята, сегодня вы все молодцы. Посмотрите, наши воздушные шары необычные, они с глазками, но чего у них не хватает. У меня разноцветные фломастеры – красные и синие. Если у вас хорошее настроение, и вам было интересно путешествовать возьмите красный фломастер и нарисуйте радостную улыбку шарику, а если настроение немного грустное возьмите синий фломастер и нарисуйте грустную улыбку. Посмотрите, какие красивые шарики у вас получились. Предлагаю вам с веселым настроением отправиться в группу.