Розалия Мухтарова
Конспект музыкального занятия «На бал к Скрипичному ключу»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия:
музыкально-ритмичнеское
Тип занятия:
эмоционально-развивающее
Тема: «На бал к Скрипичному ключу»
Возраст:
6-7 лет (подготовительная группа)
Способ организации детей на занятии:
общегрупповое
Предварительная работа:
беседа воспитателя с детьми о бальных танцах с показом иллюстраций бальных костюмов;
показ портретов композиторов;
разучивание элементов движений бальных танцев (вальса, польки);
Публикация «Конспект музыкального занятия „На бал к Скрипичному ключу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
выступление профессиональных танцоров на праздниках и вечерах развлечениях.
Наглядный дидактический материал:
1) демонстрационный:
• план-схема с заданиями «На бал к Скрипичному ключу»
• музыкально-дидактическая игра «Поём по нотам»
• музыкально-дидактическая игра «Сложи песенку»
• фланелеграф
• ширма, музыкальные инструменты
• магнитофон
2) раздаточный:
• карточки по числу играющих к музыкально-дидактической игре «Три кита»
• карточки по числу играющих к игре «Угадай, на чём играю?»
Музыкальный репертуар:
«Вальс» И. Штрауса,
«Полонез» М. Глинки,
«Итальянская полька» С. Рахманинова,
«Поём по нотам» О. Романовой,
«Лесная песенка» Ю. Чичкова.
Словарь новых слов:
полонез, полька, вальс.
Педагогические задачи
Задачи обучения:
* продолжать знакомить детей с музыкой бальных танцев: польки, вальса, полонеза;
* способствовать обогащению и углублению представлений об особенностях музыки бальных танцев (размер, музыкально-выразительные средства: динамика, использование музыкальных инструментов, ритм).
Задачи развития:
* развивать у детей тембровый слух: различение звучания тембров музыкальных инструментов;
* развивать у детей звуковысотный слух: выкладывание нот звукоряда на нотоносце и интонирование его вверх и вниз (от до-1 до до-2 октавы);
* развивать у детей музыкальную память: составление структуры куплетной формы песня Ю. Чичкова «Лесная песенка», различение музыкальных жанров: марша, песни, танца.
* развивать ритмический слух: различение 2-х дольного и 3-х дольного размера бальных танцев и воспроизведение его в движениях.
Задачи воспитания:
•воспитывать у детей желание выразительно исполнять движения бальных танцев.
Ход занятия
Дети заходят в зал и становятся в круг.
Муз. рук. Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним с вами движения вальсового шага. Кто может показать эти движения?
Ребёнок показывает движения вальсового шага, а потом все дети повторяют вместе с воспитателем.
Муз. рук. А теперь вспомним движения шага польки. Кто желает показать?
Ребёнок показывает, потом все дети повторяют вместе с воспитателем.
Муз. рук. Молодцы, вы старались, и поэтому у вас получилось хорошо.
На прошлых занятиях мы с вами говорили о размере польки и вальса.
Кто может сказать?
Дети. Вальс имеет трёхдольный размер, а полька двудольный.
Муз. рук. Правильно. А сегодня мы с вами познакомимся с шагом полонеза.
Музыкальный руководитель показывает шаг полонеза, дети повторяют без музыки.
Муз. рук. Скажите, какой же размер у полонеза?
Дети. Трёхдольный.
Муз. рук. С каким же танцем по размеру он совпадает?
Дети. С вальсом, потому что у вальса тоже трёхдольный размер.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Муз. рук. Сегодня мы с вами выполняли элементы танцев не случайно.
Где же танцуют эти танцы?
Дети. На балу.
Муз. рук. Наша встреча с музыкой сегодня посвящена бальным танцам. Мы живём с вами в XXI веке, но бальные танцы не потеряли свою популярность. Раньше балы устраивались во дворцах, замках, а сейчас они проходят в Кремле, в Высших военных училищах. На бал приглашают достойных, самых лучших девушек и юношей. Сегодня мы с вами совершим маленькое путешествие на бал. Все балы всегда начинаются с торжественного и величественного полонеза. В переводе на русский язык название танца звучит просто как слово «польский». Этот танец пришёл к нам из Польши. В старину этот танец исполняли воины-рыцари. Позже он стал считаться бальным.
Звучит «Полонез» М. Глинки.
Муз. рук. Какой же характер у этого танца?
Дети. Торжественный, величественный, праздничный.
Муз. рук. Какой же бальный танец пришёл к нам из Чехии»?
Дети. Этот бальный танец называется полька, а ещё в переводе с чешского языка он означает «половина».
Муз. рук. Давайте вспомни его звучание и какой характер у этого произведения.
Звучит «Полька» С. Рахманинова.
Дети. Характер польки весёлый, радостный, лёгкий.
Муз. рук. А какой танец является «королём» бальных танцев.
Дети. Это вальс.
Муз. рук. Давайте послушаем его и вспомним, какой у него характер.
Звучит «Вальс» И. Штрауса.
Дети. Этот танец плавный, спокойный.
После звучания вальса появляется Фея музыки.
Муз. рук. Ребята, посмотрите, услышав красивую музыку, к нам в гости пришла Фея музыки. Но почему-то, она чем-то озабочена. Наверно ей нужна наша помощь. Ребята,Фея музыки хочет попасть на бал к своему другу Скрипичному ключу, но для этого ей необходимо выполнить сложные задания.
Вы хотите помочь ей в этом?
Дети. Да.
Муз. рук. Нашим помощником в пути будет план-схема «На бал к Скрипичному ключу» (Приложение № 1).
План-схема сделана по подобию магнитной доски и поэтому Фея музыки легко перемещается по схеме, имея с обратной стороны картинки магнит.
1 задание. Музыкально – дидактическая игра «Три кита» (Приложение № 2).
Детям раздаются карточки с изображением танцующих, поющих, шагающих детей (по числу играющих). Дети слушают музыку и кладут в большие конверты те карточки, которые соответствуют трём жанрам.
Репертуар:
«Алтайская полька» а. н. м.,
«Полька» М. Глинки,
«Марш» Д. Шостоковича,
«Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского,
«Песня о папе» И Рыбкиной,
«Дорогие бабушки и мамы» И Бодраченко.
Муз. рук. Молодцы, вы справились с заданием, и мы можем двигаться дальше.
Плоскостная фигура Феи музыки переходит к следующему конверту с заданием.
2 задание. Музыкально – дидактическая игра «Угадай,на чем играю?" (Приложение №3).
Воспитатель сидит за настольной ширмой и играет на музыкальных инструментах. Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов (по числу играющих). Необходимо послушать звучание тембра музыкального инструмента и правильно показать соответствующую картинку.
Муз. рук. Вы замечательно справились с этим задание и продолжаем наш путь.
Плоскостная фигура Феи музыки переходит к следующему конверту с заданием.
3 задание. Музыкально – дидактическая игра «Поём по нотам» (Приложение № 4).
Необходимо правильно расставить ноты на нотоносце, назвать их. Для этого вызывается ребенок, который выполняет это на фланелеграфе. Если задание выполняется с ошибкой, вызывается другой ребёнок для исправления этих ошибок. Потом все дети поют звукоряд вверх и вниз.
Муз. рук. Молодцы, вы справились с заданием. А теперь давайте вспомним песню, в которой говорится о том, что же нужно, чтобы петь красиво и споём её Фее музыки.
Песня «Поём по нотам» О. Романовой.
Муз. рук. В каком же ритме написана эта песня?
Дети. В ритме вальса, потому что размер трёхдольный.
Муз. рук. Чтобы Фея музыки могла двигаться дальше,мы должны выполнить следующее задание.
4 задание. Музыкально – дидактическая игра «Сложи песенку» (Приложение № 5).
Дети слушают знакомую песню «Лесная песенка» Ю. Чичкова. Необходимо выложить геометрическими фигурами на фланелеграфе строение куплетной форы данной песни и правильно объяснить. Если задание выполняется с ошибкой, вызывается другой ребёнок для исправления этих ошибок.
Муз. рук. А теперь, давайте для Феи музыки, исполним эту песню выразительно.
«Лесная песня» Ю. Чичкова.
Муз. рук. Посмотрите, ребята, вот мы и оказались на балу у Скрипичного ключа, и Фея музыки приглашает нас потанцевать.
Исполняется «Полька» (автор неизвестен).
Муз. рук. Понравилось вам наше путешествие?
Что запомнилось?
Что нового вы узнали?