Татьяна Александровна Иваненко
Конспект музыкального занятия для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в игровой форме продолжить знакомить детей с изобразительными свойствами музыки.
Программное содержание:
учить детей различать средства музыкальной выразительности;
уметь передавать характер музыки в движениях, изобразительность музыки на детских музыкальных инструментах;
уметь сравнивать контрастные музыкальные образы;
Публикация «Конспект музыкального занятия для старшей группы» размещена в разделах
через эксперимент уметь находить характерные по звучанию музыкальные инструменты и предметы, соответствующие конкретному музыкальному образу;
развивать творческое воображение каждого ребенка;
воспитывать у детей культуру слушания музыки.
Ход занятия
Дети свободно заходят в музыкальный зал, рассаживаются.
Музыкальный руководитель : (поет) Здравствуйте, дети!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель : (поет) Доброе утро!
Дети: (поют) Доброе!
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на карнавал. А вы знаете, что такое карнавал?
Дети: Карнавал — это праздник, где все поют, танцуют, веселятся, наряжаются, как в Новый год.
Музыкальный руководитель : Правильно. Но карнавал наш будет необычным. Сегодня состоится музыкальный карнавал животных, они скоро к нам придут, а поможет нам в этом музыка. А вот и первый гость.
Музыкальный руководитель играет вступление к песне «Сорока» А. Лядова.
Вбегает сорока — девочка подготовительной группы, исполняет песню «Сорока».
Музыкальный руководитель : Кто вы такая?
Сорока: Я сорока — белобока, прилетела из далека. Вам посылку принесла. Полетела, мне пора. Пока!
Девочка передает музыкальному руководителю посылку-сундучок, убегает.
Музыкальный руководитель : Узнали, ребятки, это же сорока- белобока, лесной почтальон. Она хлопотливая, суетливая, разносит новости по всему лесу и песенка у нее такая же быстрая и прыгучая. Сорока принесла нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней.
Достает сундучок.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, какой чудесный сундучок. Слышите, что это…
Голос на магнитофоне: Я, волшебный сундучок, вам, ребята, я дружок. Очень хочется мне знать, любите ли вы играть?
Музыкальный руководитель : Ребятки, это же наш сундучок разговаривает. Он спросил вас, любите ли вы играть?
Ответ детей.
Голос: Сундучок я не простой, музыкальный, вот какой.
Крышка открывается, загадка начинается.
Музыкальный руководитель : Ребята, это же волшебный музыкальный сундучок. Как только мы откроем его крышку, прозвучит музыкальная загадка. А вы умеете загадки разгадывать? Тогда откроем крышку.
Звучит вступление к песне «Курочка-Рябушечка» Г. Лобачева.
Музыкальный руководитель : Ребятки, вы узнали, из какой песни я сыграла вступление?
Дети: Это вступление из песни про Курочку-Рябушечку.
Музыкальный руководитель : Правильно! А вот и сама курочка.
Входит воспитатель в костюме Курочки.
Воспитатель: Ко-ко-ко, куд-куда,
Все узнали вы меня.
Я Курочка — Рябушечка, пришла к вам на музыкальный карнавал. А вы знаете про меня песенку?
Музыкальный руководитель : Конечно, знаем и сейчас ее исполним для тебя. Но сначала вспомним, что изобразила музыка в этой песне?
Наиграть на инструменте отрывки, передающие кудахтанье кур, плеск воды, пение цыплят, попросить детей рассказать об этих отрывках.
Музыкальный руководитель : Молодцы, ребятки, вы услышали все, что изобразила эта музыка. А сейчас мы с вами эту песенку исполним. А поможет нам волшебный сундучок. Я подсмотрела, что в нем лежат музыкальные инструменты (выложить на стол металлофон, колокольчики, трещотку, треугольник). Ребята, выберите себе инструменты, которые, по вашему мнению, смогут изобразить кудахтанье курицы, плеск воды, писк цыплят (дети самостоятельно выбирают инструменты) Наш оркестр готов, можно начинать.
Песня «Курочка-Рябушечка» Г. Лобачева.
Курочка-Рябушечка: Какие вы замечательные исполнители, молодцы.
Музыкальный руководитель : Курочка-Рябушечка, будь гостьей на нашем карнавале.
А мы отправляемся дальше. Построили паровозик, поехали.
Дети под песню «Поезд», дробным шагом двигаются к столу, на котором расположился домик.
Музыкальный руководитель : Кто же в этом домике живет? И снова нам поможет волшебный сундучок, Крышка открывается ….
Звучит пьеса «Ежик» Д. Кабалевского на фортепьяно.
Музыкальный руководитель : Узнали, ребята, как называется эта музыкальная пьеса? («Ежик»).
Курочка «выводит» из домика маленького ежика-игрушку, здоровается от его имени с ребятами.
Музыкальный руководитель : Ежик маленький, пугливый и как его изобразила музыка, как она звучала?
Дети: Музыка звучала быстро, отрывисто, остренько, она как будто бы сама колючая.
Музыкальный руководитель : А вы можете пальчиками изобразить, как ходит ежик? Давайте постучим пальчиками по столу и прислушаемся.
Дети стучат пальчиками.
Музыкальный руководитель : А как еще можно изобразить движение ежика? Посмотрите, что лежит у нас на столе? (карандаши) Давайте возьмем в руки по карандашу и теперь постучим карандашами по столу и прислушаемся.
Дети стучат карандашами по столу.
Музыкальный руководитель : Какой был звук?
Дети: Громкий, резкий.
Музыкальный руководитель : Звук ваших пальчиков или карандашей изобразит бег нашего маленького ежика?
Дети: Звук пальчиков, он звучит тише, легче.
Музыкальный руководитель : Давайте потанцуем пальчиками на нашем карнавале вместе с ежиком.
Музыкальный руководитель еще раз проигрывает пьесу «Ежик» на фортепьяно, дети стучат пальчиками по столу, Ежик танцует на столе.
Музыкальный руководитель : Вот мы и побывали в гостях у ежика, скажем ему до свиданья и отправимся дальше. Стройте паровозик…поехали.
Музыкальный руководитель : А сейчас к нам на карнавал придет артист цирка — слон Бемби.
Звучит отрывок из пьесы «Слон» К. Сен-Санса.
Музыкальный руководитель : А где же слон? Может — я неправильно сыграла, может под эту музыку бегает ежик?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель : А почему эта музыка не может изобразить ежика?
Дети: Потому что музыка звучит медленно, низко, тяжело.
Музыкальный руководитель : Правильно, под такую музыку ежик не сможет быстро и легко бегать. Я догадалась, что надо сделать. Вам самим непременно нужно превратиться в слонят. Выходите на полянку, а я вас буду превращать.
1,2,3,4,5, начинаю превращать.
Унды, фунды, чунды, гей,
Превращайтесь поскорей
И танцуйте веселей.
Звучит пьеса Сен-Санса «Слон». Дети исполняют творческую танцевальную композицию. Музыкальный руководитель отмечает наиболее удачные образы, хвалит всех остальных.
Музыкальный руководитель : А теперь превратимся обратно в ребят.
1,2,3, повернись, и в ребяток превратись.
Дети выполняют хлопки и кружение.
Музыкальный руководитель : А карнавал продолжается, стройте паровозик…поехали.
Дети «доезжают» до стола с аквариумом, наполненным водой.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, ребята, какой аквариум, и вода в нем такая прозрачная. Попробуйте воду, какая она теплая, нежная (дети опускают ладошки в воду). А теперь зачерпните ладошками воду и пролейте ее обратно. (Дети выполняют.) Послушайте, как плещется вода.
Но наш аквариум грустит, почему, чего в нем не хватает? (Рыбок.)
Давайте пустим туда рыбок (дети берут разноцветные пластмассовые рыбки и опускают их в аквариум).
А чем еще можно украсить аквариум? (Камешками, водорослями.)
Давайте опустим в аквариум камешки и послушаем, с каким плеском они опускаются на дно (дети опускают в воду камешки, прислушиваясь). Слышите, как плещется водичка. А теперь добавим в аквариум водоросли. Посмотрите, какими красками заиграл наш аквариум. А сейчас, давайте послушаем музыкальную пьесу композитора Камиля Сен-Санса, которую он так и назвал «Аквариум»
Послушайте и скажите, какую картину изобразил композитор звуками музыки? А чтобы вам было удобно представлять, давайте ляжем на коврик и закроем глаза.
Звучит пьеса К. Сен-Санса «Аквариум».
Музыкальный руководитель : Открывайте глазки, и садитесь на коврик. Что же композитор изобразил в музыке?
Дети: Как ласково плещет вода, плавают рыбки, как поднимаются пузырьки воздуха.
Музыкальный руководитель : Правильно, молодцы. Музыка была нежная, ласковая, спокойная и очень изобразительная; не видя аквариума можно по звучанию определить картину плеска воды, «услышать» как солнечный лучик проходит сквозь воду, согревая ее и окрашивая. У композитора нет красок, но звуками музыки он сумел нам нарисовать картину аквариума.
— Ребята, у нас сегодня получился настоящий карнавал животных. И встретится с ними, нам помогла музыка.
— Музыка изображающая каких животных прозвучала на нашем карнавале? («Сорока», «Ежик», «Слон», «Курочка и цыплята», «Аквариум».)
Музыкальный руководитель : Молодцы, всех запомнили. Вы все сегодня были внимательными слушателями и исполнителям, молодцы! А наш карнавал подошел к концу. Мы пели, играли в оркестре, танцевали, рисовали и, не заметили, как прошло время. Вы хорошо потрудились, а на память о нашей встрече у вас останутся картинки с изображениями всех наших животных, выбирайте…
А под какую музыку вы бы хотели выйти из зала? В кого мы превратимся? (выбрать музыку по желанию детей)
Музыкальный руководитель : (поет) До свидания!
Дети: (поют) До свидания!
ДЕТИ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА ПОД ЛЮБИМУЮ МУЗЫКУ.