Елена Широлапова
Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери.
▼ Скачать + Заказать документы
«Мама – это прекрасно!»
Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД)
в подготовительной группе
автор: музыкальный руководитель Широлапова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 114» г. Саратова
Публикация «Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери,» размещена в разделах
- День Матери, ноябрь
- День матери. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Цель: воспитывать нравственные качества (любовь, бережное, заботливое отношение к маме) через интеграцию различных видов искусств – поэзию, музыку, живопись.
Программные задачи:
1. Слушать и узнавать инструментальную музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять характер музыки.
Соотносить характер музыки цветовому спектру (музыкальная палитра).
2. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации. Развивать выразительность речи, используя прилагательные, синонимы. Развивать цветовое восприятие – различать и называть многообразие оттенков цвета.
3. Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о ней, доставлять радость. Воспитывать интерес к восприятию произведений изобразительного искусства.
Словарная работа:
Обогащение словаря – инструментальная музыка, пьеса, фортепиано, музыкальная палитра, картинная галерея, художественный образ.
Активизация словаря – поэт, композитор, художник, портрет, палитра красок, светлые тона цвета, оттенки.
Материалы, оборудование:
• мультимедийное оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация;
• музыкальные инструменты (треугольники, колокольчики, металлофоны, барабан, деревянные ложки, бубен);
• музыкальные произведения: пьеса «Мама» П. И. Чайковского, «Вальс» И. Брамса, песни: «Здравствуйте, мамы!» сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова, «Мамы есть у всех» в обработке Т. Боровика, «Добрые слова» сл. и муз. Т. В. Бокач, «Самая счастивая» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
• мольберты, фланелеграф, дидактическая игра «Разноцветные лепестки»;
• поделки детей.
Предварительная работа: знакомство с произведениями П. И. Чайковского (слушание, разбор характера музыки, разучивание с детьми стихотворений о маме, рассматривание иллюстраций художников, посвященных образу матери, упражнения на цветовые ассоциации, составление цветовых палитр по настроению, изготовление поделок детьми в подарок мамам.
Ход занятия
Дети входят в зал под запись песни (диск): «Мама –ты на свете лучше всех»(муз. В. Плешак,на экране слайд № 2, садятся на стулья, расположенные полукругом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, сегодня, у нас необычное занятие. К нам пришли гости – ваши мамы. Поприветствуем гостей песней.
Дети исполняют песню «Здравствуйте, мамы!»
(сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова)
(Приложение 1, слайд № 3)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы будем говорить о празднике, посвящённый маме, который отмечается в последний день осени – «День Матери». Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплаченном долгу – это мама. (слайд № 4)
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба. (Р. Гамзатов)
Слова «мама», «мать» – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих матерей. Все лучшее, что в человеке, достается ему от матери. Любовь к Родине, так же начинается с любви к матери. Словом «мать» называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по-матерински относится к своим детям.
Воспитатель: Во многих странах отмечается «День Матери»(слайд № 5) Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости. Но сегодня мамы сами пришли к нам в гости и мы тоже поздравим своих мам. Как можно поздравить маму?
Дети: устроить для них праздник, подарить подарки.
Воспитатель: Что мы можем подарить маме?
Дети: Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок и т. д.
Музыкальный руководитель: Во все времена поэты, композиторы, художники, скульпторы прославляют матерей в своих произведениях.
Ребята, скажите, как называется человек, который сочиняет стихи?
Дети: Поэт.
- Вы тоже учили стихи о маме. Давайте подарим нашим мамам стихи.
Дети читают стихи
Ребенок Милым нашим мамам посвящаем
Мамам, самым близким в мире людям,
Мило улыбаемся подчас,
Но сказать о том, что мы их любим
Не хватает времени у нас.
Ребенок О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
Ребенок Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви
С чем сравнить ее? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи?
Доброты материнской прекрасной
Ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет.
Ребенок Люблю тебя, мама, за что я не знаю,
Наверное, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу, и светлому дню.
За это тебя я родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг
Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг.
Музыкальный руководитель: Какое у вас настроение, ребята, в минуты общения с мамой
Дети: Радостное, весёлое, прекрасное, душевное, спокойное и т. д.
Музыкальный руководитель: А когда мамы нет дома, что вы испытываете?
Дети: печаль, тоску, скуку, грусть, неуютно.
Музыкальный руководитель: Грустно было и маленькому Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах. Наконец сочинил музыку. Пьеса получилась немного грустной, но ведь и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку.
На экране появляется портрет Чайковского (слайд № 6)
Музыкальный руководитель: А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь?
Дети: Это композитор Пётр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П. И. Чайковским специально для «Детского альбома» и тоже посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. «Мама» – так и называется эта пьеса. (слайд № 7)
Звучит пьеса «Мама» из детского альбома
П. И. Чайковского (диск (Приложение 2)
Музыкальный руководитель: Какой характер у музыки?
Дети: Музыка нежная, спокойная, задумчивая.
Музыкальный руководитель: Да, она звучит плавно, спокойно, нежно, ласково, задумчиво. Ребята, какие чувства выразил композитор в своём произведении к маме? Как он относился к своей маме?
Дети: Пётр Ильич Чайковский любил свою маму, не огорчал её, относился к ней с нежностью, любовь.
Музыкальный руководитель: Музыка Чайковского без слов, как называется такая музыка?
Дети: Инструментальная.
Музыкальный руководитель: Какой инструмент исполняет пьесу?
Дети: Фортепиано.
Музыкальный руководитель: Ребята, здесь на столе есть различные музыкальные инструменты, подойдите к ним и выберете тот, который подходит к пьесе «Мама».
Дети подходят к столу и выбирают музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: Какие музыкальные инструменты вы подобрали к пьесе «Мама»? (слайд № 8)
Дети: Колокольчики, треугольники, металлофоны.
Музыкальный руководитель: А почему вы не взяли барабан, бубен, ложки?
Дети: Потому, что эти музыкальные инструменты не подходят из-за своего громкого, глухого звука.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы станем музыкантами, и исполним пьесу «Мама» для наших гостей.
Дети играют на музыкальных инструментах, сопровождая пьесу «Мама» в аудиозаписи.
Воспитатель: Музыкальные инструменты вы подобрали, а сейчас мы попробуем подобрать цвета к этой пьесе? В этом нам поможет музыкально-цветовая палитра.
Проводится дидактическая игра «Разноцветные лепестки»
Цель игры: закрепить знаний об основных цветах и их оттенках, развивать умение соотношения цвета.
Ход игры: под «Вальс» И. Брамса (диск) дети подбирают лепестки с подходящими цвета из цветовой палитры, обосновывают свой выбор. Находят лишний цвет, объясняют, почему именно выбранный цвет считают лишним.
Во время игры слайд № 9
Воспитатель. Какие цвета вы выбрали? Почему?
Дети: Розовый, зелёный, голубой, светло-фиолетовый, потому что они светлые, нежные, приятные.
Воспитатель: Вот какая у нас получилась цветовая палитра. Это очень нежные, ласковые, приятные оттенки, такие же, как мамины руки, мамина забота, мамины сказки, песенки на ночь.
Воспитатель обращает внимание на оставшиеся цвета.
Воспитатель: Почему вы не выбрали чёрный цвет? Коричневый, серый?
Дети: Чёрный, серый цвет или коричневый печальные, мрачные, не ласковые, злые, а мамы злыми не бывают.
Воспитатель: Вы верно подобрали цвета для мам, а теперь давайте сложим для них красивые цветы.
Дети на мольбертах выкладывают цветы из разноцветных лепестков.
Музыкальный руководитель: Вы читали стихи о маме, слушали инструментальную пьесу, посвящённую Маме, а теперь подарим песню маме. А для начала распоёмся. В этом нам поможет попевка – «Мамы есть у всех».
Исполняется попевка: «Мамы есть у всех» в обр. Т. Боровик.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы очень любим своих мам, но в этот бурный и быстрый век нам не хватает времени, чтобы посидеть в тишине обнявшись с мамами и рассказать, какие они у нас хорошие, как крепко и сильно мы их любим. Давайте это сделаем сейчас с помощью песни «Добрые слова» и посмотрим на фотографии где вы рядом с мамой.
Дети исполняют песню «Добрые слова» сл. и муз. Т. В. Бокач (приложение 3, слайд №10)
Воспитатель: Ребята, мамам посвящали свои произведения не только поэты и музыканты, но и художники во все времена. Как называются картины, на которых изображен человек?
Дети: Портрет.
Музыкальный руководитель: И я приглашаю вас в картинную галерею. Здесь мы с вами увидим, как же художники разных стран и в разные времена изображали образ матери. Один из первых – это образ мадонны с младенцем. (слайд № 11)
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках! (Сергей Островой)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картины (слайд № 12). Они все разные, но их что-то объединяет? Что их объединяет? Какие чувства объединяют эти лица?
Дети: Доброта, нежность, любовь, ласка, радость, счастье.
Воспитатель: Любовь, счастье, доброта – вечны. Люди испытывают эти чувства и их изображают на своих картинах. Эти чувства проходят через века, они всем понятны, на каком бы языке ни говорили люди.
- Всмотритесь в их лица. Какие они? Почему хочется на них смотреть? Чем прекрасны эти лица?
Дети: Добрая улыбка, ласковый нежный, любящий взгляд.
Воспитатель: Как художник изобразил мать и дитя?
Дети: Мама держит ребёнка на руках, нежно прикасаясь к нему, мама и дитя находятся близко друг к другу.
Музыкальный руководитель: Всё прекрасное на земле связано с именем женщины, матери. Она рождает новую жизнь. Кто согреет теплым словом, нежно погладит, ласково посмотрит, расскажет добрую сказку, споёт колыбельную песню?
Дети: Мама, мамочка.
Музыкальный руководитель: И, конечно, мы хотим, чтобы наша мамочка была самая счастливая. Так давайте подарим нашим мама танец «Самая счастливая». (Слайд № 13)
Исполняется танец под песню (диск) «Самая счастливая»
(сл. К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова)
Воспитатель: Мы ещё маленькие и купить подарок не можем. Зато можем изготовить его сами. Эти подарки дети выполнили в подарок для своих мам с большой любовью и нежностью!
Дети дарят мамам поделки, выполненные под руководством воспитателя.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами подарили нашим мамам праздник! (слайд № 14.) Мы читали для них стихи, пели песни, подарили подарки, сделанные своими руками с любовью, нежностью и добротой! Пожелаем нашим мама быть всегда здоровыми, счастливыми, а нам не огорчать их.
Спасибо всем, кто пришёл на наш праздник и разделил с нами прекрасное настроение!
Список использованной литературы
1. Журнал «Колокольчик» - 2004г., № 32
2. Педагогический опыт «Маленькая страна: детский сад и семья» - 2010г. Выпуск 12
3. Музыкальный руководитель – 2004г., № 1.
4. Музыкальный руководитель – 2008г., № 1.
5. Доронова Т. Н. «Дошкольникам об искусстве», учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста – М. : «Просвещение», 2000г.
6. Ресурсы интернет: http://do.gendocs.ru
http://stihotvorenija.ucoz.ru
http://dohcolonoc.ru
Презентация опубликованная на сайте, не соответствует, по оформлению, действительной. Для просмотра настоящей презентации ее нужно скачать.