Людмила Горсткина
П. И. Чайковский. Сказка-балет «Щелкунчик». Конспект музыкального досуга с детьми седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей сопереживание образу.
2. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Обучающие:
1. Развивать умение воспринимать, чувствовать выразительность музыки.
2. Побуждать к творческой самореализации в выразительности
исполнения танцев.
Развивающие:
1. Развивать эстетическую потребность ребенка дошкольного возраста
в ознакомлении с прекрасными образцами классической
Публикация «П, И, Чайковский, Сказка-балет „Щелкунчик“, Конспект музыкального досуга с детьми седьмого года жизни» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
музыки, литературы.
2. Развивать творческое воображение;
3. Развивать у детей чувство уверенности в себе;
4. Побуждать к музыкально – творческим проявлениям в процессе
восприятия музыки и ритмике.
Предварительная работа:
На занятиях по изобразительной деятельности в рисунках, аппликациях дети отражали фрагменты сюжета и образы балета («Щелкунчик», «Заводные куклы», «Битва с мышиным войском» и т. д.)
Разучили «Арабский танец» («Кофе», «Китайский танец» («Чай», «Русскую пляску» («Трепак», танец –«Заводные куклы».
Родители помогали детям делать ёлочные игрушки, изображающие Мари, Щелкунчика, кукол, Мышиного короля и др., которыми затем украсили ёлку в зале; вместе с детьми придумали и изготовили сказочный город Конфеттенбург.
Оборудование: ёлка, карнавальные костюмы,
Ведущий: Ребята, сегодня я расскажу вам замечательную сказку. Она называется «Щелкунчик». Сказка эта необычная, она музыкальная. Сочинил её немецкий писатель Амадей Гофман. А музыку к ней написал П. И. Чайковский. Это сказка – балет. Кто из вас знает, что такое балет? Балет слово итальянское. Оно означает танец. Балет – это танцевальный спектакль, который играют на сцене. Именно в танце рассказывается обо всём, что происходит.
А сейчас мы с вами послушаем музыку, которая всегда звучит в начале спектакля. Это как бы вступление в спектакль. Как называется эта музыка? (увертюра). Да, она называется «Увертюра», т. е. вступление. Давайте послушаем и посмотрим на экран.
Звучит: «Увертюра" П. И. Чайковский.
Было это давным-давно. Жила была девочка, которую звали Мари, и был у неё маленький брат Фриц. Как и все дети, они очень любили праздники, а из праздников больше всего Новый год. Ещё бы! Ведь Новый год в их доме собиралось много гостей и все поздравляли друг друга, дарили подарки, веселились от души. Вот и сейчас гости: дамы и кавалеры и, конечно же, шаловливые ребятишки – друзья Мари и Фрица спешили в их дом на Новогодний праздник.
И вот, наконец, наступил самый торжественный момент праздника. Двери гостиной распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком: «Ах, ах!»- замерли на пороге. Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сладости. Отец Мари и Фрица взмахнул рукой: «Играйте, марш!» Грянула праздничная музыка, и вот уже Мари, Фриц и их гостей маршируют вокруг ёлки.
Исполнение Марша под муз. «Марш» Чайковский.
Весёлый новогодний праздник в самом разгаре. Мари с братом и гостями резвятся, играют, и танцуют. Но вдруг общее веселье смокло. На празднике появился новый гость – странный человечек, в чёрной маске, чёрном плаще и каком-то странном колпаке. Кто же это был?
Выход Дроссельмеера.
Мари первая узнала его. «Да ведь это наш Дроссельмеер!» - Закричала она. И тут все узнали крёстного Мари – великого искусника и выдумщика. Он всегда дарил детям подарки, сделанные его собственными руками. Вот и сейчас он принёс с собой огромную коробку, в которой находилось что-то необыкновенное. Это были заводные куклы, которые умели двигать руками и ногами и даже танцевать.
Танец «Танец кукол» муз. Чайковский. (исполняют дети из старшей группы)
Мари и Фриц пришли в восторг и хотели поиграть с такими замечательными игрушками, но родители не разрешили. Дети очень огорчились, и добрый Дроссельмеер, чтобы их утешить подарил им ещё одну игрушку: маленького человечка. Это была замечательная игрушка! Правда человечек был не очень-то складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Но, внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого взгляда, Мари заметила, что глаза его смотрели приветливо и доброжелательно.
- Как его зовут, и что он умеет делать? – спросил Мари.
- Его зовут Щелкунчик, и он умеет разгрызать твёрдые орехи.
Мари сразу же с ним подружилась. Девочка положила ему в рот маленький орешек. Раздался треск: «Щёлк – щёлк», и белое вкусное ядрышко упало на ладошку Мари.
- И я, и я, и мне – закричал Фриц и выхватил у мари Щелкунчика. Он совал ему самые большие и твёрдые орехи. Но вдруг раздался треск. Три зуба выпали у Щелкунчика, и нижняя челюсть отвисла и замоталась.
-Ах, бедный Щелкунчик», - закричала Мари и отобрала его у Фрица.
Но вот праздник закончился. Гости разошлись по домам, а дети отправились спать. Но Мари тайком пробралась в гостиную, где стояла ёлка. Ей захотелось ещё раз приласкать Щелкунчика.
- Милый, хороший, Щелкунчик, как больно было тебе! – сказала она. девочке показалось, что он улыбнулся ей в ответ. Часы пробили полночь. Но что это? Отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и тысячи крошечных огоньков глянули сквозь щели в полу. Мари увидела, что отовсюду выглядывают и выбираются из-под пола мыши. Всё ярче светились глаза мышей, всё несметнее становились их полчища. Рать двигалась прямо к ёлке. Во главе её шёл сам Мышиный король.
Щелкунчик смело вступил с ними в бой. Ему помогали оловянные солдатики, игрушечные гусары, пряничная гвардия.
- Трубачи, трубите сбор; Барабанщики, бей общее наступление! – командовал Щелкунчик.
Просмотр фрагмента балета «Битва» муз. Чайковский.
Ах, как быстро сражалась армия Щелкунчика. Сам Щелкунчик раненный и больной, тоже проявлял чудеса героизма. Но мышиный король вводил в бой всё новые и новые силы. Разбита пряничная гвардия, в беспорядке отступали солдатики, неприятельское войско окружило Щелкунчика со всех сторон. Вот уже Мышиный король с победным числом подскочил к Щелкунчику, ещё миг –
И тут мари словно очнулась. «О, мой бедный Щелкунчик!» - воскликнула она, рыдая, и, не отдавая себе отчёта в том, что делает, сняла с левой ноги туфельку и изо всех сил швырнула её в самую гущу мышей, прямо в короля. В тот же миг всё исчезло, пропали мыши. Опустела комната.
Но что это? Разве это Щелкунчик, маленький уродец? – Прекрасный принц протягивал руки своей спасительнице. Волшебная сила коснулась и Мари, она выросла, она больше не ребёнок. Молодая девушка оперлась на руку Щелкунчика, она готова следовать за ним повсюду.
Просмотр фрагмента из балета: «Превращение Щелкунчика в сказочного принца» муз Чайковского.
Колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку и пригласил её в волшебное царство сластей. Стены комнаты исчезли, и Мари с принцем оказались в зимнем еловом лесу. Большими хлопьями падал снег.
Просмотр фрагмента: «Вальс снежных хлопьев» муз. Чайковского.
И под звуки прекрасной мелодии они поплыли в золочённой ладье, сияющей звезде, которая зажглась на вершине ёлки, указывая им путь. И вот перед ними Конфетенбург – столица волшебного царства сластей, который широко раскинулся на усеянной цветами роскошной поляне. Он блестал не только радужными красками стен и башен, но и причудливой формой строений; совсем непохожих на обычные дома. Вместо крыш их осеняли искусно сплетённые венки, а башни были увиты такими пёстрыми прелестными гирляндами, что и представить себе нельзя. По случаю победы над злыми мышами и возвращения принца – Щелкунчика в сказочном городе был устроен замечательный праздник. А начался этот праздник танцем, который исполняли жители города. Он называется «Вальс цветов».
Просмотр фрагмента: «Вальс цветов» муз. Чайковский.
На празднике танцевали куклы – верные друзья Мари и Принца.
Танец: арабский танец «Кофе» муз Чайковский, в исполнении детей.
Потом свой танец «Чай» исполнил забавный китайский мальчик.
Танец: китайский танец «Чай» муз. Чайковский, в исполнении детей.
А сей час мы услышим и посмотрим забавный русский танец «Трепак»
Танец: русский танец «Трепак»муз. Чайковский, в исполнении детей.
А закончился бал финальным танцем Мари и Принца.
Просмотр фрагмента: «танец Мари и Принца» муз. Чайковский.
А хотите узнать, как закончилась сказка? Подошла к концу волшебная новогодняя ночь. Первый солнечный луч робко проскользнул в комнату и разбудил спящую Мари. Мари открыла глаза, с удивлением посмотрела вокруг. Ни сказочной страны, ни Принца не было. И только маленький игрушечный человечек – Щелкунчик загадочно ей
лыбался.
Просмотр заключительной сцены из балета.