Татьяна Токарева
Конспект мультимедийного занятия по духовно-нравственному воспитанию «Таинственная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 365» городского округа Самара
(МБДОУ «Детский сад № 365» г. о. Самара)
адрес: 443042, Самарская область, г. Самара, ул. Флотская, д. 15 а
тел/ факс: 2212831, e-mail. :mdou_365@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы на тему
"Таинственная гжель"
Подготовила: воспитатель
Токарева Т. С.
Самара 2015
Тема недели:
Публикация «Конспект мультимедийного занятия по духовно-нравственному воспитанию „Таинственная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Тема НОД: "Таинственная гжель"
Разработчик: Токарева Т. С.
Возрастная категория детей: 5-6 лет
Цель:
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие основ художественной культуры через народное декоративно - прикладное творчество.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством Гжели : историей возникновения. (ОО "Познание")
2. Освоить простые элементы росписи (прямые и волнистые линии различной толщины, точки, сеточки, капельки). (ОО "Художественное творчество")
3. Воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеров. (ОО "Социализация")
Организация образовательной среды:
Для мотивации к НОД:создание миниатюрной выставки, подготовка презентации
Для проведения НОД:
• демонстрационный материал: иллюстрации, картины, наглядные пособия
• звуковое сопровождение занятия
• кисточки, гуашь белая и голубая, шаблоны-заготовки, вода, салфетки
Предварительная работа:
-педагога:создание презентации, оформление выставочного уголка
- с детьми: беседа на тему "что такое гжель", рассматривание иллюстраций
Формы организации совместной деятельности: беседа, продуктивная деятельность, динамическая пауза
Проведение НОД:
Мотивация
Воспитатель приглашает детей рассмотреть предметы на выставке (звучит легкая музыка). Затем приглашает детей занять места за столом и проводит беседу, сопровождаемую демонстрацией слайдов.
В-ль: Ребята, сегодня мы познакомимся с вами с таким народным промыслом как "Гжель". Давайте посмотрим на экран.
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «гжель», т. е. «жечь» или «обжечь». (демонстрация 1и 2 слайдов).
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни. Гжельская волость в к 18 веку в одной из ревизских сказок описывалась так: «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…» (демонстрация слайдов 4 и 5).
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли! (зачитывание ст-ий со слайдов 6 и 7).
Самые первые упоминания о гжели можно встретить в завещании царя Ивана Калиты в 1328 г (слайд 8).
Основными элементами гжели являются бордюры, цветы, капли и знаменитая сетка (слайды 9 и 10)
Вот мы и познакомились с вами с народным промыслом. Кто напомнит, как же он называется? (ответы детей).
А сейчас давайте превратимся с вами в гжельских мастеров и сотворим свое чудо. Посмотрите, пожалуйста, перед собой. На ваших столах лежат заготовки посуды из картона. На них вы можете создать свой собственный уникальный узор. Давайте возьмем в руки кисточки и приступим к работе. Но что же это? ручки нас не слушаются! Что же делать? Кто подскажет? (ответы детей)
Верно, ребята. Нам нужно разогреть наши ручки, чтобы они хорошо потрудились. (слайд 11)
Динамическая пауза "Дом"
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")
Дети берут кисти и на предложенные шаблоны наносят узоры по своему усмотрению. (играет тихая и спокойная музыка).