Приложение МААМ

Мнемотехника в детском саду

Анна Коннова
Мнемотехника в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

1. Введение

Мнемоника, мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Публикация «Мнемотехника в детском саду» размещена в разделах

До того, как изобрести письменность, люди использовали простейшие способы запоминания, позволяющие им запоминать большие объемы информации. Это различные виды символики, всем знакомые узелки на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и прочее.

Одним из таких способов запоминания является "мнемоника". "Мнемоника"- представляет собой область прикладных аспектов психологии памяти, это всего рода связующее звено между теоретическим и практическим изучением памяти.

По мнению Р. Солсо "использование мнемонических приемов наиболее эффективно, при хранении и кодировании, а так же при воспроизведении информации".

Первые упоминания о мнемотехнике можно встретить в трудах древне- античных философов и ученых. Среди людей которые обладали этим искусством можно встретить очень много великих людей: это и поэт Симонид (556-468г. г. до н. э., кстати изобретение мнемотехники приписывают именно этому поэту, и великие ораторы Цицерон и Квинтилиан (86-82 гг. до н. э., именно им принадлежат первые работы описывающие этот метод,так же в разработке и преподавании мнемотехнике участвовал и великий ученый Джордано Бруно, а Аристотель используя приемы мнемотехники обучал данному искусству, знаменитого, полководца Александра Македонского. Благодаря мнемоники феноменальной памятью обладали Юлий Цезарь и Бонапарт Наполеон и многие другие.

Впервые понятие "мнемоника" был введен Пифагором Самосским (6 веке до н. э., названная в честь древнегреческой богини Мнемозины, матери девяти муз (покровительниц искусств и наук). Понятие "мнемотехника" - произошло от древнегреческого слова «мнемо» - память, а так же от слова «мнемоникон» - искусство запоминания.

Основой мнемотехники являются естественные механизмы памяти, использование которых позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Владение мнемотехническими приемами это, прежде всего овладение инструментальными навыками, которые приобретаются через систематическое и планомерное обучение.

С развитием педагогики, как науки, а особенно в 20-х г. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей. Ученые исследователи изучали влияние памяти на становление и развитие ребенка, а так же исследовали и разрабатывали методы и приемы, позволяющие эффективно облегчить и усовершенствовать образовательный процесс.

К данному периоду в России появилось множество пособий и руководств по улучшению памяти. Одним из таких руководств была работа В. Фармаковского "Педагогическая Мнемоника", именно с его исследований начинается период расхождения взглядов мнемонистов. Одни считали, что работу памяти можно увеличить, через усиление искусственных ассоциативных связей при запоминании больших не связанных по смыслу объемов информации, по средствам использования различных методов, и техник, использование мнемотехники, как основного метода развития памяти. Другие пошли по пути создания условий для лучшего процесса запоминания; это и учет возрастных особенностей и предмета деятельности, способов переработки информации, формирование и осознание цель запоминания, создание благоприятных эмоциональных установок, систематизированное повторение, педагогическая мнемоника по М. А. Зиганову.

В нашей стране данную тему изучали лишь отдельные ученые психологи: Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лури. На проблему изучения и практического применения мнемотехники в образовании, наш отечественный профессор Г. Челпанов, основатель и директор Московского психологического института, в своей книге "О памяти и мнемонике" указал на то, что в России на тот период, мнемотехники, как целостной системы и учебной дисциплины не существует.

Цель мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

Задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;

развитие зрительно – пространственных функций;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

развитие связной речи

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи.

Применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

Мнемотехникой можно заниматься с детьми раннего возраста, но рациональней начинать с 4-5 лет, когда у детей сформирован достаточный словарный запас.

2. Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

3. Структура мнемотехники.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

4. Какая польза от мнемотехники для детей?

Преимуществ от данной техники множество, например:

Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.

Развивается речь, увеличивается словарный запас.

Представления об окружающем мире расширяются.

Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.

Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.

Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.

При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.

Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.

Раскрываются творческие способности детей.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.

4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.

5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.

6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как применять мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

5. Результаты обучения детей с использованием мнемотехники

Приемы мнемотехники были использованы во всех видах деятельности воспитательно-образовательного процесса, основываясь на интересах детей.

Самое ценное – это самостоятельно придуманные детьми символы. Таким образом, мнемотехника повлияла не только на развитие памяти, речи, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Результатом обобщения опыта стала картотека мнемотаблиц сказок, рассказов, стихотворений, загадок, а также авторские разработки мнемотаблиц стихотворений совместно с детьми и авторских конспектов непосредственной образовательной деятельности.

Данный опыт работы может использоваться в полном объеме воспитателями, логопедами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений в процессе организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста и родителями.

Область применения опыта: по возрасту воспитанников, в соответствии с психо-физическими особенностями развития.

8. Примеры мнемотаблиц

При работе с мнемотаблицами выделяются следующие этапы:

• Рассматривание таблицы и разбор изображений.

• Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

• Пересказ с опорой на символы.

• Графическая зарисовка мнемотаблицы.

• Воспроизведение информации, пересказ.

Предлагаю следующие виды работ с данной группой мнемотаблиц :

• Заучивание материала по готовой мнемотаблице.

• Раскрашивание мнемотаблицы в соответствии с содержанием текста, дорисовывание недостающих элементов, символов с последующим заучиванием материала.

• Восстановление нарушенного порядка рисунков-символов (с помощью педагога, самостоятельно, заучивание материала.

• Составление мнемотаблицы из готовых рисунков-символов в соответствии с содержанием (с помощью педагога, самостоятельно, заучивание материала.

• Рисование рисунков-символов, придуманных самостоятельно или с помощью педагога, заучивание материала.

Кроме того, следует отметить, что при работе с мнемотаблицами успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

• Установка на запоминание.

• Заинтересованность, так как легче запоминается то, что интересно.

• Яркость восприятия. Лучше запоминается то, что вызывает определенные эмоции.

• Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо прочнее механического запоминания.

Возможные направления работы по обучающим мнемотаблицам :

• Запоминание материала по лексическим темам.

• Обучение рассказыванию

• Заучивание стихотворений, пословиц

• Обучение грамоте (запоминание букв, правил)

• Коррекция нарушений звукопроизношения, работа по дифференциации звуков.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей и уровня их развития.

Для дошкольников среднего возраста – таблицы на 6 клетках;

Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 9-12 клетках;

Для подготовительного к школе возраста – таблицы на 12-15 клетках.

При работе с мнемотаблицей :

1. у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

2. появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

3. появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

4. словарный запас выходит на более высокий уровень;

5. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Метод пиктограмм

Этот приём поможет, когда потребуется выучить длинный текст — презентацию для инвесторов или речь на корпоративе. Он основан на визуальных образах:

Выпишите из своего текста основные тезисы.

Нарисуйте простую иллюстрацию к каждому из них — пиктограмму. Это должна быть ваша ассоциация, которая поможет быстро вспомнить зашифрованную фразу.

Запомните, с какими фрагментами доклада связаны картинки.

Выучите последовательность рисунков.

Такую шпаргалку удобно брать с собой на выступление, она не занимает много места.

«Дворец памяти», или метод локусов

Этот метод был популярен среди греческих ораторов, которые произносили многочасовые речи перед публикой. Его ещё называют умственной прогулкой или чертогами разума.

Суть заключается в привязке информации, которую вы хотите запомнить, к хорошо знакомой локации (locus (лат.)«место»). Чаще всего в «дворец памяти» превращают собственный дом. Вы точно знаете, что где лежит, как выглядят предметы и какой узор на обоях в спальне. Если место в доме «закончилось», можно добавлять в свой «дворец» новые места, например любимую кофейню, офис или двор. Тут всё зависит от вашего воображения.

«Локусами» могут выступать любые предметы — письменный стол, дверь, книжный шкаф. Если вам нужно будет запомнить какое-то слово, событие или факт, просто создайте ассоциацию между этим фактом и объектом в доме. Например, представьте, что вам нужно купить подарок маме на день рождения. Вообразите, что она сидит за вашим обеденным столом и разворачивает коробку с красивым бантом.

Эта одна из самых известных мнемонических техник, которая нашла отражение и в современной культуре. Если вы смотрели сериал «Шерлок» с Бенедиктом Камбербэтчем, то наверняка обращали внимание на то, как главный герой вспоминал что-то, словно гуляя по комнатам с воспоминаниями у себя в голове. Это отличный способ запоминать большие объёмы данных.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду»Фотоочет о семинаре-практикуме с педагогами «Мнемотехника в детском саду» В рамках муниципальной опорной площадки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду»Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника в детском саду» Мнемотехника и эйдетика – это работа с образами, запоминание информации через образы. Сегодня мы просто поиграем, так как мы это делаем.

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенкомМнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком Есть несколько способов заучивания стихотворений. Самый простой и эффективный способ выучить стихотворение – это зарисовать его, а потом.

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания»Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника в детском саду
Опубликовано: 20 ноября 2023 в 20:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Анна Коннова (УИ 3169103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД