Юлия Богалеева
Конспект родительского собрания «Кризис 3-х лет и как с ним справиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Кризис 3-х лет и как с ним справиться»
Цель:
- повысить сплоченность группы родителей;
- познакомить с психологическими особенностями развития 3 лет;
- информировать родителей о симптомах кризиса 3-х лет;
- выработать рекомендации по преодолению кризиса.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных особенностях детей 3-х лет и учитывать их в общении;
- сформировать представление о кризисе трех лет;
Публикация «Конспект родительского собрания „Кризис 3-х лет и как с ним справиться“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Психолог: Добрый день уважаемые родители! Мне очень приятно с Вами познакомится, меня зовут ЮН, я педагог-психолог. И мы приглашаем Вас к разговору о наших детях.
Необходимо знать об особенностях развития ребенка, возрастные проблемы. Сегодня мы поговорим о том, какими стали наши дети, что изменилось в их поведении?
Психолог: Наверняка Вы все заметили, что дети стали проявлять самостоятельность говорить: «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.
Психолог: Почему прежде нежный, послушный малыш вдруг превращается в упрямого, вредного и даже деспотичного ребёнка? А главное – что с ним теперь делать? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти сегодня. Вы отметили, что у детей стали проявляться капризы. Как вы думаете, что такое каприз?
Ответы родителей.
Психолог (обобщает ответы родителей): Каприз – это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает на своём. Каковы же причины возникновения капризов. Как вы думаете?
Ответы родителей.
Психолог : А могут быть причинами:
• Нарушение режима дня;
• Смена обстановки;
• Обилие новых впечатлений;
• Плохое самочувствие;
• Переутомление.
Психолог: Капризы – наипервейший признак «Кризиса трёх лет».
Возросшие потребности ребенка не могут быть удовлетворены прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.
Взрослым важно вовремя запомнить это и понять, что необходимо менять свои отношения с ребенком, тогда этот переходный период может пройти гладко и безболезненно.
Но если родители не осознают, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения с ним уже не актуальны, то ребенок может превратиться в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим и капризы.
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым. Возможно, он переживает кризис.
Для него характерен целый набор симптомов, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».
Психолог: Давайте свами подробно разберемся в этих симптомах.
(показываю презентацию)
«Негативизм»– это когда ребёнок не хочет что-то делать, потому что это предложил взрослый. И тогда негативизм вынуждает ребёнка поступать даже вопреки своему собственному желанию, хочет продемонстрировать свою самостоятельность.
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но, когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
Например, «Взрослый утверждает, что «эта игрушка хорошая» и слышит в ответ: «Нет плохая!», но тут же взрослый говорит: «Она плохая!», ребёнок опять возражает: «Нет хорошая!».
Что делать?
Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?»,
задайте вопрос: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?»
«Строптивость» – ребёнок выражает недовольство всем тем, что предлагает взрослый. Строптивость - она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех. Ребёнку ничто не нравится из того, что он делал раньше: он как бы отрицает тот образ жизни, который у него сложился. Нежелание идти с мамой за ручку, капризы по любому поводу - выражение этого симптома. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. Это ответ на давление со стороны родителей, и их желание всё решать за ребёнка («Не кричи!», «Не ломай», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).
«Упрямство» – ребёнок настаивает на чём-то не потому, что он действительно этого очень сильно хочет, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались.
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка. Малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!» Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.
Что делать?
Просто подождите несколько минут.
Малыш сам созреет, и сам примет
Решение – попросит книжку.
«Своеволие» – проявляется в том, что ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Например, ребёнок говорит: «Я буду одеваться сам!», но сам может и не умеет делать это, «Я сам!» ребёнок всё хочет делать сам.
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда.
Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т. д.)
Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишите его радости от процесса деятельности.
Что делать?
Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Опыт – сын ошибок трудных. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, что именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.
В этих случаях говорят о «Протесте – бунте».
Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).
Ребенку очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.
Что делать?
Если малыш заходится в истерике, необходимо переждать ее, соблюдать спокойствие, не идти на поводу желаний ребёнка, и только потом объяснить, как
«правильно» себя вести и почему. Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
«Пренебрежение, обесценивание» – ребёнком обесценивается всё то, что не вызывало раннее отрицательных эмоций и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди.
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, словами, которых ранее никогда не употреблял.
Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям.
А пока… Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если)
Что делать?
Направляйте энергию ребенка в мирное русло.
Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы. Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.
«Деспотизм» – ребёнок старается стать хозяином положения, проявляет власть над окружающими. Он хочет, чтобы всё было для него и больше не для кого – «Центр вселенной».
Ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует. Он изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над ними и другими.
По сути это- стремление вернуться к тому блаженному состоянию младенчества, когда каждое его желание исполнялось.
По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться. Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» - это хорошая черта характера, которая помогает человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми.
Что делать?
Уступайте ребенку в «мелочах». Но в том, что касается здоровья и безопасности самого ребенка и других людей – будьте непреклонны.
Вывод: основными признаками «Кризиса трёх лет» являются: капризы, негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание, деспотизм.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в само утверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей.
Во время кризиса нужно сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти, уважать его мнение и стремление к самостоятельности.
Постоянно предлагать выбор
(либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем).
Не заставлять, а просить помочь.
Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.