Антонина Мокроусова
Конспект мастер-класса в подготовительной к школе группе «Мы — актеры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
мастер-класса в подготовительной к школе группе
на тему «Мы - актеры»
Программное содержание:
1. Дать представление о профессии актера
2. Формировать умение искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация.)
3. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
4. Развивать уверенность в себе, учить преодолевать трудности.
Публикация «Конспект мастер-класса в подготовительной к школе группе „Мы — актеры“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
5. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь, умение радоваться успехам товарищей.
6. Закрепить коммуникативные навыки: умение выразить ясно свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят.
7. Активизировать речь детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, ввести в активный словарь детей новые слова (актер, кукловод и др.)
Словарная работа: милосердие, древняя, бродячие, старина, мимика, жесты, пантомима, кукловоды
Методы и приемы: беседа, рассказ, тренинги, этюды, игры и игровые упражнения, проблемные ситуации, художественное слово, показ кукольного спектакля.
Материал и оборудование: ширма, куклы «би-ба-бо», аудиозапись песни «Фабрика звезд», пиктограммы на выражение эмоций (испуг, удивление, радость, огорчение)
Предварительная работа: чтение и рассказывание сказок, слушание сказок в грамзаписи, драматизация сказок, показ кукольных спектаклей, беседы о театре, посещение театра с родителями.
Воспитатель – коллегам. Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию мастер – класс на тему «Мы – актеры». Это часть моего проекта «Мир театра».
Цель мастер-класса : расширить знания детей о профессии актера, умении передавать в разных жанрах искусства действия персонажей.
Воспитатель сообщает о поставленных задачах, которые решаются в процессе мастер-класса.
(Звучит аудиозапись песни «Фабрика звезд». Дети под музыку входят в зал)
Воспитатель – детям. Дети, к нам сегодня пришли гости. Поприветствуем их, подарим хорошее настроение и наши улыбки гостям и друг другу.
Воспитатель - коллегам. На первом этапе своего мастер – класса я хочу дать детям представление о профессии актера.
Воспитатель – детям. Ребята, как называют людей, которые выступают на сцене?
Дети: Артисты.
Воспитатель: Как вы, думаете, просто ли стать артистом? Какие качества необходимы актеру?
Дети:
- Превращаться в разных героев.
- Уметь красиво и правильно говорить.
- Брать на себя роли и умело играть их.
- Уметь менять выражение лица.
- Красиво двигаться на сцене.
Воспитатель: Какие качества человека актеры передают в сказках на сцене?
Дети:
- Актеры передают на сцене добрые поступки.
- Они выручают из беды.
- Они проявляют милосердие, сочувствие, доброту.
- Есть актеры, которые играют злых, недобрых людей. Они причиняют боль и страдание.
- В сказках всегда добро побеждает зло.
Воспитатель: ребята, сейчас я вам расскажу о профессии актера. Актер – главное лицо в театре. Актер – это человек, который на некоторое время превращается в кого-то или что-то. Он может быть кошкой, собакой, цветком и кем угодно. Благодаря мастерству актера, на сцене оживают любимые герои. Вы смотрите спектакль и верите, что перед вами настоящий Буратино, Мальвина, Красная шапочка и серый волк. И чем талантливей актер, тем больше мы верим в эти превращения. Помогают актерам перевоплощаться грим, костюмы и парики. Чтобы стать хорошим актером, нужен талант и большой труд. Актеры наизусть знают свои роли, тренируют голос и движения. Актер – одна из древних и любимых профессий. В старину бродячие актеры устраивали представления прямо под открытым небом. Они
выступали на ярмарках, праздниках и доставляли людям радость.
В наше время построены разные виды театров, где актеры показывают спектакли, разыгрывают сказки.
Для того, чтобы артист выразил характер, ему необходимо владеть жестами, мимикой, пантомимой.
Жесты – это движения рук, совершаемые руками, телом, головой.
Мимика – это выражение чувств через движения лица: лоб, брови, нос, рот, щеки.
Чаще всего актеры пользуются и мимикой и жестами одновременно. Тогда и получается единое изображение – пантомима. Все действия происходят без слов.
Воспитатель – коллегам: На втором этапе мастер-класса я познакомлю детей с искусством владения мимикой, жестами, пантомимикой.
Вопрос – коллегам. Уважаемые коллеги, как вы, думаете, что означает жест: вытянутая вперед рука с указательным пальцем? (Направление). «Ну, Дед Мороз, погоди!» – (Грозят рукой, «Встаньте дети, встаньте в круг. (Приглашение)
Воспитатель – детям. Я вам предлагаю стать актерами театра пантомимы. Дети, покажите жест, показывающий: «вокруг», «я», «ты», «внизу», «вверх».
(Воспитатель предлагает упражнение «Представьте себе»
- А теперь представьте себе. У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете его. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое!
- Сейчас я опишу ситуации, а вы должны определить эмоциональное состояние человека и показать карточку, соответствующую этому настроению:
«Человек идет по улице, У него прекрасное настроение, Вдруг навстречу ему выскакивает огромная собака и начинает злобно лаять». (Испуг)
(Дети показывают пиктограмму на соответствующее эмоциональное состояние).
- «Мальчик бегал босиком по песку и неожиданно ушиб ногу о камень». (Боль)
- «Твой товарищ рассказывает о том, что его собака умеет говорить». (Удивление).
- «У твоей подружки новое красивое платье». (Радость)
- «Тебе подарили большой воздушный шар. Он вырвался из рук и улетел». (Огорчение)
Воспитатель предлагает игры-пантомимы.
Я, на скрипочке играю,
Тили-тили, тили-тили,
Скачут зайки на лужайке
Тили-тили, тили-тили.
А потом на барабане.
Бум-бум-бам,
В страхе зайки разбежались по кустам.
Под березкой, на пригорке,
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат,
Двое маленьких ежат.
- Ребята! С помощью чего вы передали содержание текста?
Дети:
- Содержание текста мы передали с помощью выражения нашего лица.
- В передаче содержания текста нам помогали движения наших рук, ног, глаз, рта.
Воспитатель: А движения тела и лица как называются?
Дети: Мимика и жесты.
Воспитатель: А если содержание передается мимикой и жестами одновременно. Что это? (Пантомима)
Воспитатель – коллегам. На следующем этапе я буду учить детей говорить выразительно, четко, красиво.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
(Воспитатель предлагает произнести фразу «Я скоро пойду в театр» в разном темпе, с различными интонациями: медленно, быстро, громко, шепотом, радостно, грустно, удивленно).
Воспитатель – коллегам. На заключительном этапе я познакомлю детей с искусством вождения кукол «би-ба-бо».
Воспитатель детям. А сейчас, ребята, мы будем учиться правильно водить куклы.
- Управлять куклами несложно. Куклу нужно взять сзади, чтобы пальцы большой и средний спрятались под руками куклы, указательный палец приводит в движение голову куклы. Если в спектакле кукла идет медленно, то вы должны вести куклу неторопливо, если кукла бежит, то вы должны быстро передвигать куклу. Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться из стороны в сторону, танцевать. Если встретились две куклы, то одна слушает, не двигаясь, а вторая говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли, кто из кукол говорит. А речь должна совпадать с движением куклы. Таких кукол еще называют верховыми и кукловод управляет ими из-за ширмы. (Во время рассказа воспитатель показывает действия с куклами)
- Я вам сейчас предлагаю перевоплотиться и стать актерами. А вот и чемоданчик с куклами. Эти куклы называются «би-ба-бо». Если вы их правильно наденете на руку, они оживут.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант и все в порядке.
(Дети показывают кукольный спектакль «Лесной детский сад»)
Воспитатель: А теперь, я приглашаю актеров-кукловодов на сцену (Дети кланяются, зрители дарят детям аплодисменты).
- Вот и подошла к концу наша встреча. Скажите, ребята, с какой профессией мы сегодня познакомились?
- Какими качествами должен обладать актер?
Дети:
- Артисты должны хорошо владеть жестами и мимикой.
- У артистов речь должна быть правильной и выразительной.
Воспитатель: Кто помогает куклам выступать на сцене? (Кукловоды).
- Итак, ребята, вы выступали в роли актеров, много узнали об этой профессии, прекрасно справились каждый со своей ролью.
Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться с гостями: сначала мимикой затем жестом, после пантомимой.
Дети прощаются.
Литература
1. Мерзликина Т. И. «Театр – фольклор-музыка», М, ВЛАДОС», 2001.
2. Клюева Н. В, Касаткина Ю. В. Учим детей общению, Ярославль, «Академия развития», 1996.
3. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду, М, Творческий центр «Сфера», 2003.
4. Чистякова М. И. «Психогимнастика», М, «Просвещение», 1990.
кий центр «Сфера», 2003
5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду, М, Творческий центр «Сфера», 2003.
6. Л. М. Гурович. Ребенок и книга. М., «Просвещение», 1992.
7. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками, ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.