Лариса Гайтына
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
по лексической теме «Посуда»
Програмное содержание:
расширять и уточнять словаря по теме «Посуда»;
развивать произвольные движения языка, развивать и укреплять мускулатуру языка и щёк;
учить детей классифицировать предметы в группу, используя обобщающее слово «Посуда», развивать логическое мышление в игре «Четвёртый лишний»;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
продолжать учить делить слова на слоги в зависимости от их звуковой и слоговой наполняемости;
учить образовывать существительные с суффиксами –ниц-, -онк-.
формировать навык согласования числительных «Один, два, пять» с существительными;
развивать словесно-логическое мышление, формировать причинно-следственные связи;
развивать фонематический слух;
развивать межполушарное взаимодействие мозга и мелкую моторику путём использования кинезиологических упражнений
Ход ЗАНЯТИЯ
1. ОРГ. МОМЕНТ
Дидактическая игра «Совершенно верно»
- Ребята, если вы согласны с тем, что я вам рассказываю, говорите –
совершенно верно, а если не согласны - хлопайте!
Чтобы лучше день начать, надо рано-рано встать!
Зубы хорошо почистить, и умыться чисто-чисто.
Завтрак вовремя поесть, и за стол для занятий сесть!
За столом сидим мы ровно, чтобы выглядеть стройно!
Ешь побольше апельсинов, пей морковный, вкусный сок.
И тогда ты точно будешь очень строен и высок!
Если хочешь здоровым быть, надо сладкое любить!
Ешь конфеты, жуй ирис – стройным стань, как кипарис!
Не забудь перед обедом пирожком перекусить!
Кушай много, чтоб побольше свой желудок загрузить!
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов.
И Сереже, и Марине – всем полезны витамины!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Введение в тему
- Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете название предметов посуды. Для этого мы сыграем в игру «Что тут лишнее?».
Д/и «Что тут лишнее?»
Цель: Развитие логического мышления.
Логопед называет по три-четыре предмета (в зависимости от уровня развития ребёнка) и кидает каждому из стоящих в круге детей мяч. Ребёнок должен поймать мяч, назвать лишний предмет и вернуть мяч логопеду.
КРОВАТЬ, САХАРНИЦА, КАСТРЮЛЯ
ХЛЕБНИЦА, СОЛОНКА, АНАНАС, ЧАЙНИК
ДУРШЛАГ, ЛОЖКА, АВТОБУС, БИДОН
СИТО, ВРАЧ, САЛАТНИК, ГРАФИН
СТАКАН, КРЕСЛО, КУВШИН, МИСКА
МЯЧИК, БЛЮДЦЕ, СОЛОНКА, ТАРЕЛКА
СКАЛКА, НОЖ, НОС, СКОВОРОДА
ЧАШКА, БЛЮДЦЕ, ДУРШЛАГ, ЛОЖЕЧКА.
СТАКАН, СТОЛ, ТАРЕЛКА, ЛОЖКА.
ЧАЙНИК, КАСТРЮЛЯ, ХЛЕБ, ТАРЕЛКА
СТАКАН, СТОЛ, ТАРЕЛКА, ЛОЖКА.
ЛОЖКА, ВИЛКА, ЧАШКА, ДИВАН.
КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, ЧАШКА, СТУЛ
2.2. Артикуляционные и дыхательные упражнения
Цель: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и звуковой культуры речи.
«ЧАШЕЧКА» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Удержать в таком положении 6-8 секунд.
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
«КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО» - Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки МЕДЛЕННО! облизать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ «ПОСМОТРИТЕ, ЧТО В КАСТРЮЛЕ?» Опустить голову вниз. Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков о, у.
«КАША КИПИТ» - И. п. : сидя на стуле, одна рука – на животе, другая – на спине. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, произнося звук «ф-ф-ф-ф».
2.3. Д/и «Назови первый звук в слове»
Цель: Развитие фонематического слуха.
САХАРНИЦА, КАСТРЮЛЯ, ХЛЕБНИЦА, СОЛОНКА, ЧАЙНИК, ДУРШЛАГ, ЛОЖКА, БИДОН, СИТО, САЛАТНИК, ГРАФИН, СТАКАН, КУВШИН, МИСКА. БЛЮДЦЕ, СОЛОНКА, ТАРЕЛКА,
СКОВОРОДА, ЧАШКА, СТАКАН, ЛОЖКА, ВИЛКА, ЧАШКА, НОЖ, КОВШ.
Как вариант для более сильной подгруппы детей можно провести Д/и «Назови предмет посуды на заданный звук» :
[Ч] – ЧАЙНИК, … [Б] - … [Н] - … [ВЬ] - … [Л] - … [К] - … [С] - … [Т] - … [МЬ] - …
2.4. Д/и «Хлопки»
Цель: учить делить слова на слоги в зависимости от их звуковой и слоговой наполняемости.
- Ребята, мы конечно рады, что у каждого в доме так много посуды. Давайте каждому предмету посуды поаплодируем.
- Кто знает значение слова ПОАПЛОДИРУЕМ?
Задание для детей : отхлопать количество слогов (Подбор слов, согласно лексической теме). Дети делят слова на слоги по разложенным на столах картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме «Посуда».
Когда все слова будут разделены на слоги, логопед убирает картинки со столов.
ЧАШКА НОЖ ТАРЕЛКА ВИЛКА БЛЮДЦЕ ЧАЙНИК ЛОЖКА ПОСУДА ПОЛОВНИК КАСТРЮЛЯ СКОВОРОДА СОТЕЙНИК МИСКА ДУРШЛАГ
2.5. Проговаривание чистоговорки.
+ Кинезиологические упражнения «Кулачок-ребро-ладошка…хлопок»
Цель: развивать межполушарное взаимодействие мозга и мелкую моторику путём использования кинезиологических упражнений.
ВЫПИЛ ЯШКА ЧАЮ ЧАШКУ,
МАЛО ЧАШКИ ЧАЯ ЯШКЕ.
2.6. Графические упражнения в тетрадях.
Цель: развивать мелкую моторику
- Заштрихуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.
2.8. Динамическая пауза
Дети ходят по группе. По инструкции логопеда изображают, стоя на месте, посуду :
Самовар — руки в боки
Кастрюля — руки к плечам
Чайник — одна рука в бок, другая поднята под углом
Ложка — руки соединены вверху, над головой.
2.7. Дидактическая игра «Где живут продукты?»
Цель: образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-.
Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
САХАР ЖИВЕТ В… (САХАРНИЦЕ).
СОЛЬ ЖИВЕТ В… (СОЛОНКЕ).
СУХАРИ ЖИВУТ В… (СУХАРНИЦЕ).
ЖИВЕТ В… (МАСЛЕНКЕ).
ПЕРЕЦ ЖИВЕТ В… (ПЕРЕЧНИЦЕ).
ЧАЙ ЖИВЕТ В… (ЧАЙНИКЕ).
КОФЕ ЖИВЕТ В…. (КОФЕЙНИКЕ).
СЕЛЕДКА ЖИВЕТ В. (СЕЛЕДОЧНИЦЕ).
КОНФЕТЫ ЖИВУТ В. (КОНФЕТНИЦЕ).
САЛАТ ЖИВЕТ В. (САЛАТНИЦЕ).
2.8. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Цель: развивать словесно-логическое мышление
ЛОЖКА ЧИСТАЯ – ЛОЖКА ГРЯЗНАЯ.
ТАРЕЛКА ГЛУБОКАЯ – ТАРЕЛКА МЕЛКАЯ.
ЧАШКА БОЛЬШАЯ – ЧАШКА МАЛЕНЬКАЯ.
СКОВОРОДА ТЯЖЕЛАЯ – СКОВОРОДА ЛЕГКАЯ.
НОЖИК СТАРЫЙ – НОЖИК НОВЫЙ.
2.9. Игра «Сосчитай посуду»
Цель: согласование числительных «Один, два, пять» с существительными
ОДИН НОЖ, ДВА НОЖА, ТРИ НОЖА, ЧЕТЫРЕ НОЖА, ПЯТЬ НОЖЕЙ.
ОДНА ЛОЖКА,.
ОДНА ЧАШКА,.
ОДИН СТАКАН,.
ОДНА КАСТРЮЛЯ,.
КОФЕЙНИК, ЧАЙНИК, КРУЖКА, ЧАШКА, ЛОЖКА, НОЖ, МИСКА, КАСТРЮЛЯ, ВИЛКА, СКОВОРОДА, САМОВАР, БЛЮДЦЕ, СОЛОНКА, САХАРНИЦА, МАСЛЁНКА, СТАКАН, КУВШИН, БОКАЛ, ГРАФИН, КАЗАН, СЕЛЕДОЧНИЦА, ТЕРКА, КРЫШКА.
2.10. Дидактическая игра «Объясни, что делает этот предмет?»
Цель: развивать словесно-логическое мышление, формировать причинно-следственные связи.
МЯСОРУБКА – РУБИТ МЯСО
САМОВАР - …
ОВОЩЕРЕЗКА - …
ХЛЕБОРЕЗКА - …
СОКОВЫЖИМАЛКА - …
ЯЙЦЕРЕЗКА - …
ЧЕСНОКОДАВКА –
3. Подведение итогов.
Детям предлагается высказать свои впечатления :
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось больше всего?