Татьяна Иванова
Конспект логопедического занятия с использованием интерактивной доски «Насекомые готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
с использованием интерактивной доски
Подготовила Иванова Т. А.
учитель-логопед ГБДОУ д/с №202
Санкт-Петербург
2014г.
Тема «НАСЕКОМЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ»
Публикация «Конспект логопедического занятия с использованием интерактивной доски „Насекомые готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые». Обогащение экспрессивной речи существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствование навыка словообразования. Совершенствование грамматического строя речи (Предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными в роде, числе). Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов. Автоматизация ранее поставленных звуков.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, любви и бережного отношения к природе, активности, инициативности.
Оборудование. Интерактивная доска, презентация по теме «Насекомые» (автор Назарова Е. В., ноутбук, контейнеры с фишками для звукового анализа слов, карандаши, тетрадь №1 по числу детей, картинки для звукового анализа слов.
Предварительная работа. Наблюдение за насекомыми во время прогулки, разучивание подвижной игры «Жуки».
Занятие проводит логопед, совместно с воспитателями.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка слогового анализа слов.)
Логопед приглашает детей в кабинет, где на интерактивной доске 1-й слайд с изображением различных насекомых. Логопед организует приветствие, говорит детям, что рад видеть их.
Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.
Дети. Это насекомые.
Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых, о местах их обитания и жизни осенью. А сейчас назовите насекомых, которых вы видите и разделите их названия на слоги.
1-й ребенок. Ба-боч-ка. В этом слове три слога.
2-й ребенок. Стре-ко-за. В этом слове тоже три слога.
3-й ребенок. Шмель. В этом слове только один слог.
4-й ребенок. Ко-мар. В этом слове два слога.
И так далее.
Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием. Вот как много насекомых! А во время прогулок вы наблюдаете, что насекомых становится все меньше. Почему?
Дети. Наступила осень, с каждым днем становится холоднее, холодной становится вода, засыхают цветы.
Логопед. Осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают до весны.
2. Игра «Где чей дом». (Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые» на основе систематизации и обобщении знаний.
На интерактивной доске 2 слайд.
Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Где чей дом». Для этого вы вспомните, где живут насекомые, которых вы видите на доске.
Дети по очереди подходят к доске, называют насекомое и место его обитания. Правильность ответа определяется эффектом анимации
Логопед. Отлично! Вы все хорошо справились с заданием.
3. Беседа о пользе насекомых. (Обогащение словаря, воспитание доброжелательности, любви и бережного отношения к природе). Беседу проводит воспитатель.
На интерактивной доске 3 слайд.
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, приносят ли пользу насекомые?
Дети. Да, приносят. Пчелы собирают мед. Бабочки летают с одного цветка на другой и переносят пыльцу.
Воспитатель. А для чего это нужно?
Дети затрудняются ответить. Воспитатель рассказывает детям о пользе и вреде насекомых.
Воспитатель. Насекомые приносят и пользу, и вред природе, человеку, животным. Но пользы приносят больше, чем вреда, например:
Они опыляют растения, которые затем дают плоды.
Некоторые виды насекомых уничтожают вредителей, мешающих растениям.
Способны доставить человеку продукты для жизни: мед, воск, прополис, шелк, краску (пчелы, шелкопряды, лаковые червецы и пр.).
Порой они сами являются пищей людей: например, кузнечики, гусеницы, сверчки, муравьи и другие.
Существуют санитары (жуки-навозники).
Сами являются излюбленной пищей птиц и некоторых животных.
Украшают природу (к примеру, бабочки или стрекозы).
Далее воспитатель кратко рассказывает о вреде некоторых насекомых.
4. Подвижная игра «Жуки».(Развитие общей моторики и координации движений. Воспитание речевого слуха. Автоматизация звука [Ж] в игре).
Логопед предлагает детям встать и выполнить уже знакомое упражнение. Дети приседают и произносят текст.
Дети. Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж…
По сигналу логопеда «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.
5. Упражнение «Закончи предложение». (Совершенствование навыка словообразования путем составления из двух простых слов одного сложного).
На интерактивной доске 3-й слайд. Логопед предлагает детям закончить предложения, составив новое сложное слово, характеризующее насекомое.
Логопед. У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют…
Дети. пестрокрылой.
Логопед. У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют…
Дети. …большеглазой.
Логопед. У таракана длинные усы, поэтому его называют…
Дети. …длинноусым.
Логопед. Молодцы, поиграем в еще одну игру.
6. Упражнение «Назови ласково». (Совершенствование грамматического строя речи путем образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
На интерактивной доске 4-й слайд.
Логопед. Я называю насекомое, изображенное на картинке, а вы называете насекомое ласково. Стрекоза.
1-й ребенок. Стрекозка.
Логопед. Жук.
2-й ребенок. Жучок.
Логопед. Муха.
3-й ребенок. Мушка.
Логопед. Муравей.
4-й ребенок. Муравьишка.
и т. д.
Логопед. Замечательно.
7. Упражнение «Сосчитай насекомых». (Совершенствование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными в роде, числе.)
На интерактивной доске 5-й слайд.
Логопед. Наше следующее задание заключается в следующем: посчитайте насекомых и ответьте мне, сколько каких насекомых изображено на доске. Слава, сосчитай жуков. Сколько их на картине?
Слава. На картине пять жуков
Логопед. Дотронься до цифры пять и ты узнаешь, правильно ли ты посчитал. (Правильность ответа подтверждается эффектом анимации).
И так далее.
8. Упражнение «Заштрихуй жука».(Развитие тонкой моторики)
Логопед раздает детям тетради, ставит контейнеры с карандашами.
Логопед. Давайте заштрихуем жука по нарисованным стрелочкам.
Дети выполняют штриховку. Логопед убирает тетради и карандаши.
9. Упражнение «Составь схему». (Развитие навыков звукового анализа).
Логопед ставит на стол контейнер с фишками для звукового анализа, раздает картинки с изображением насекомых.
Логопед. Произнесите название насекомого, изображенного на вашей картинке, и составьте звуковую схему этого слова.
Дети называют насекомых, изображенных на картинках.
1-й ребенок. Осы.
2-й ребенок. Жук.
3-й ребенок. Муха.
4-й ребенок. Паук.
Дети составляют схемы. Логопед предлагает им проверить друг друга. Выполняя задание, дети отвечают на вопросы логопеда.
10. Упражнение «Отгадай загадки». (Развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.)
На интерактивной доске слайд с картинками насекомых. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и объясняют, почему они так думают.
11. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня на занятии, а потом оценить работу друг друга.