Татьяна Майсак
Конспект логопедического занятия «Путешествие гнома Проши» для детей с ОНР по лексической теме «Полевые и садовые цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «Заикание» на материале лексической темы «Полевые и садовые цветы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять знания детей о полевых и садовых цветах.
• Закреплять навыки самостоятельной речи.
• Активизировать словарь по лексической теме.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Путешествие гнома Проши“ для детей с ОНР по лексической теме „Полевые и садовые цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Полевые и луговые цветы
- Садовые цветы
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Логопедические занятия
- Темочки
• Обогащать словарь однокоренными словами к слову «цветок» (цветовод, цветник, цветочек, цветочный, цветение).
• Обогащать речь детей пословицами и поговорками.
• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций).
• Закреплять оптико-пространственные представления.
• Совершенствовать навыки звукослогового анализа и синтеза.
• Совершенствовать навыки анализа предложений с предлогами.
Развивающие:
• Продолжать развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, память, вербальное мышление.
• Совершенствовать связную речь.
• Развивать координацию движений и речи.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки по лексической теме (ромашка, медуница, незабудкой, василёк, колокольчик, лютик, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, роза, мак, ирис); фланелеграф; интерактивное оборудование mimio, аудиозаписи (звуки природы); маркер; разлинованная карта; камушки для звукового анализа; схемы «Пословицы и поговорки», схемы предлогов, ребусы, картонные полоски для анализа предложений.
Используемые современные образовательные технологии: социоигровые, здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, технология проектирования, информационно-коммуникативные.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети. К нам сегодня пришла гостья. Поздоровайтесь и представьтесь.
Дети представляются.
- Сегодня мы встретимся с маленьким гномом, имя которого вы отгадаете по первым звукам названий картинок (подсолнух, роза, облако, шишка, аист). Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 2)
Дети выделяют первые звуки и называют имя: Проша.
- Проша долгое время жил в старом заброшенном домике – башмачке. Он был очень пугливым и поэтому никогда не выходил из своего домика. Но однажды, набравшись храбрости, Проша решился выйти наружу. Гномик приоткрыл дверь, стал присматриваться и прислушиваться. Он повернул голову вправо, влево, поднял к верху, опустил вниз. (Дети выполняют упражнение на расслабление мышц шеи.)
- Послушайте и угадайте, какие звуки окружили Прошу.
Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 3 - звуки природы). Дети отгадывают: шум дождя, журчание ручья, пение птиц, стук дятла, жужжание пчел и др. Проверяют закрытую картинку, открывая шторку.
- Вдруг мимо Проши проскользнула какая-то тень. Он испугался, зажмурился и уже хотел, было опять спрятаться в своем домике, но, пересилив свой страх, открыл глаза. Перед ним сидел рыжий зверек с огромным пушистым хвостом и кисточками на ушках. Так началась дружба между гномиком Прошей и белочкой. В одно прекрасное солнечное утро белочка пригласила своего друга на прогулку к цветочной поляне. Помогите друзьям найти дорогу от домика – башмачка до полянки.
Дети поочередно диктуют направление и количество клеточек, один ребенок рисует маршрут по клеточкам под диктовку. Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 4)
- И вот друзья оказались на цветочной поляне. Какие же цветы увидел здесь Проша?
Дети загадывают и отгадывают загадки о полевых цветах.
Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(ромашка)
Если я отправлюсь в путь,
Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется …
(незабудкой)
В розовой головке
Спрятаны медовки.
Слева, справа - три листка,
Много братцев у цветка.
А для пчёлки на обед.
Ничего вкуснее нет.
(медуница)
Мы несли грибы в корзине
И ещё цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назвался.
(василёк)
Логопед выставляет картинки (ромашка, медуница, незабудкой, василёк, колокольчик, лютик).
- Давайте сравним некоторые из них.
Дети сравнивают василек и незабудку, ромашку и медуницу.
На цветочной полянке белочка познакомила своего друга с ее обитателями. Посмотрите на картинки, составьте предложения с предлогами, подберите соответствующие схемы предлогов. Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 7)
Дети составляют предложения. Предполагаемые ответы детей :
- Пестрая бабочка порхает над ромашкой.
- Полосатая пчела забралась в цветок колокольчика.
- Трудолюбивый муравей спрятался под листиком одуванчика.
- Выложите схему предложения «Бабочка порхает над ромашкой».
Дети выкладывают.
- Послушаем, как переговариваются цветы на поляне.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок :
«Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
Да головкой покачай –
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка–
Вот зарядка для цветка
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся.
- На окраине поляны виднелся высокий забор. «Что находится за этим забором?» - спросил Проша. Белочка загадочно улыбнулась своему другу и сказала, что сейчас он об этом узнает. Они вошли через калитку в сад и увидели множество цветов, помогите узнать Проше названия этих цветов. Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 8)
Дети разгадывают ребусы (роза, мак, ирис).
- Как мы назовем все эти цветы и почему?
- Эти цветы называются садовые, потому что они растут в саду, за ними ухаживают люди.
- Какие еще садовые цветы мог увидеть Проша?
Дети называют: пион, тюльпан, гвоздику, нарцисс. Логопед выставляет картинки (пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан).
- Часть цветов еще не распустились, они стоят с бутонами. Выложим слово «бутон» с помощью камушков.
Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова «бутон».
- Проше так понравились цветы, что ему захотелось самому попробовать вырастить какой-нибудь цветок. Но он никак не мог решить, что это будет за цветок. И тогда белочка ему подсказала, что это может быть подсолнух, семенами которого он зимой будет угощать своих друзей - птиц. Посмотрите на картинки, поставьте их в нужной последовательности и расскажите, как Проша вырастил подсолнух. Использование интерактивного оборудования mimio (слайд 5)
Дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок.
- Подберите однокоренные слова к слову «цветок».
Цветение – время, когда распускаются цветы.
Цветовод – специалист, выращивающий цветы.
Цветник - клумба, грядка или садик, где растут цветы.
Цветочный - относящийся к цветам, связанный с ними, например: цветочный магазин.
Цветочек – цветок маленького размера.
- Существует много пословиц и поговорок, связанных с цветами. Посмотрите на схемы и вспомните их.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень - плодами.
Где цветок, там и медок.
Гуще меду нету, чем с лесного цвета.
- Сегодня мы с вами увидели много цветов, подберите слова, которые нам расскажут о том, какие цветы? (Красивые, душистые, разноцветные, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, садовые, полевые, крупные, мелкие).
Окончание занятия.
Логопед оценивает деятельность детей.