Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы
Октябрь, 3-я неделя
Лексическая тема «Насекомые и пауки»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка', летать, ползать, жужжать, собирать, жалить', полезный, вредный).Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксами увеличительности и словами-синонимами. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Пауки, паучки, паукообразные
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование. Мольберт, магнитная доска, альбом «Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин», контейнер с фишками, резиновый мяч среднего размера, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, звуковые схемы, презентация по теме.
Предварительная работа. Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Просмотр слайдов с изображениями насекомых. Чтение рассказов и сказок из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Разучивание стихотворения упражнения «Жуки» и скороговорки про муху. Упражнение в подборе слов-синонимов и слов с суффиксом -ищ- на индивидуальных занятиях с логопедом. Ход занятия
1. Мотивационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Расширение, уточнение и активизация словаря]
Логопед приглашает детей в кабинет, где на магнитной доске начинается показ мультимедийной презентации «Насекомые и пауки осенью»
Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.
Дети. Это насекомые и пауки.
Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых и пауках, о местах их обитания и жизни осенью. А сейчас посмотрите на слайд, назовите знакомых вам насекомых и пауков, выберите по одному насекомому и составьте предложение о том, что оно делает. Постарайтесь, чтобы в вашем предложении было два слова, отвечающих на вопрос «Что делает?»
Дети уточняют названия насекомых и пауков
1 -й р е б е н о к. Бабочка сложила крылышки и сидит на листке клена.
2-й ребенок. Гусеница изогнулась дугой и ползет по ветке березы. 3-й ребенок. Жук спрятался под листком и наблюдает за
бабочкой.
4-й ребенок. Паук плетет паутину и хочет поймать муху.
Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с трудным
заданием.
Логопед выключает презентацию.
2. Рассматривание картины «Насекомые и пауки». Беседа по картине. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме
Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний. ]
Логопед помещает на мольберт картину «Насекомые и пауки»
из альбома «Мир природы. Животные».
Логопед. Давайте рассмотрим картину «Насекомые и пауки» и
побеседуем о насекомых. Перечислите насекомых, которых художник изобразил на картине.
Дети. Мы видим жуков, пчелу, мотылька, божью коровку,
муравьев, шмеля, бабочек, стрекозу и ее личинок, водомерку, муху, осу и паука.
Логопед. Вот как много насекомых! А во время прогулок вы
наблюдаете, что насекомых на улице становится все меньше. Если в начале сентября вы рассказывали мне, что видели бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, то вчера, вернувшись с прогулки, Ариша рассказала, что вы видели только мух. Почему?
Дети. Наступила осень, с каждым днем становится холоднее,
засыхают цветы, холодной становится вода.
Логопед. Осенью изменяются природные условия, и насекомые
уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают до весны.
3. Игра-соревнование «У кого больше фишек?» [Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. ]
Логопед вновь привлекает внимание детей к картине.
Логопед. Давайте попробуем сказать о насекомых, какие они,
что они делают. Вспомните упражнение «Уточни». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. За правильный ответ получаете по одной фишке. Победит тот, у кого будет наибольшее количество фишек. У бабочки крылья желтые.
1-й р е б е н о к.. золотые.
Логопед. Бабочка над цветком кружится.
2-й ребенок.. порхает.
Логопед. Жук громко гудит.
3-й ребенок.. жужжит.
Логопед. Шмель собирает нектар.
4-й ребенок.. высасывает его из цветков.
Логопед. Паук строит паутину.
1-й ребенок.. плетет ее. (И т. п.)
В завершение игры дети считают фишки и определяют победителя. Все аплодируют победителю. Логопед убирает альбом и фишки.
4. Чтение логопедом рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». [Развитие речевого слуха. ]
Логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ.
Логопед. Рассказ называется «Насекомые осенью». В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.
5. Беседа по тексту. Словарная работа. [Развитие диалогической речи. ]
Логопед предлагает детям ответить на вопросы к тексту.
Логопед. Когда исчезает большинство насекомых? Что сказано
об этом в рассказе? Начните ответ со слов большинство насекомых.
1-й ребенок. Большинство насекомых исчезает в конце
сентября.
Логопед. Что сделали одни из них?
2-й ребенок. Одни из них отложили яички ипогибли.
Логопед. Что сделали другие насекомые?
3-й ребенок. Другие спрятались в какую-нибудь щелку или
зарылись в землю и уснули.
Логопед. Какими словами можно заменить слово спрятались'?
Дети. Забрались, схоронились.
Логопед. Кого не встретишь на сырых тропинках?
4-й ребенок. На сырых тропинках не встретишь проворных
жужелиц.
Логопед. Кто уже не порхает над водой и над лугом?
-й р е б е н о к. Над водой и над лугом уже не порхают
стрекозы.
Логопед. Какими словами можно заменить слово порхают?
2-й ребенок. Летают, кружатся, вьются.
6. Повторное чтение рассказа с ориентированием на последующий пересказ. [Развитие речевого слуха, памяти. ]
Логопед предлагает детям еще раз прослушать рассказ, с тем
чтобы затем пересказать его. После чтения рассказа логопед дает детям одну минуту для подготовки к пересказу. Если есть необходимость, он предлагает детям составить план пересказа.
7. Пересказ текста детьми. [Развитие связной речи. ]
По предложению логопеда дети по очереди пересказывают
текст, а затем определяют лучшего рассказчика.
8. Подвижная игра «Жуки».[Развитие общей моторики и координации движений. Воспитание речевого слуха. Автоматизация звука [ж] в игре. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить
знакомое упражнение. Дети приседают и произносят текст.
Дети.
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж.
По сигналу логопеда «Жуки» дети поднимаются и начинают
бегать по кабинету, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.
9. Игра с мячом «Жил на свете старый жук». [Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом -шц-.]
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Логопед. Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене.
Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.
Дети. Нога — ножища, рука — ручища.
Логопед. Верно. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а.
1-й р е б е н о к.. головища.
Логопед. У жука не рога, а.
2-й ребенок.. рожищи.
Логопед. У жука не усы, а.
3-й ребенок.. усищи.
Логопед. У жука не спина, а.
4-й ребенок.. спинища.
Логопед. Отлично!
Логопед убирает мяч.
10. Артикуляционная гимнастика или упражнение «Повтори за мной».[Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [л] в предложении. ]
Логопед предлагает детям сесть на ковер прямо и по очереди четко, правильно произнося звуки, проговорить текст скороговорки: «Где муха ни летала, а к пауку попала». Дети сами определяют того, кто выполнил задание лучше всех.
11. Рефлексия
Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им было особенно интересно делать. Затем дети сами определяют того, кто работал лучше всех на протяжении всего занятия. Аргументируют свой выбор.