МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Насекомые и пауки»

Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы

Октябрь, 3-я неделя

Лексическая тема «Насекомые и пауки»

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса, пчела, гусеница, стрекоза, шмель, усы, лапки, крылья, личинка', летать, ползать, жужжать, собирать, жалить', полезный, вредный).Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксами увеличительности и словами-синонимами. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование навыка звукового анализа слов.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Насекомые и пауки“» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно.

Оборудование. Мольберт, магнитная доска, альбом «Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин», контейнер с фишками, резиновый мяч среднего размера, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, звуковые схемы, презентация по теме.

Предварительная работа. Наблюдение за насекомыми во время прогулки. Просмотр слайдов с изображениями насекомых. Чтение рассказов и сказок из книги С. Воронина «Необыкновенная ромашка». Разучивание стихотворения упражнения «Жуки» и скороговорки про муху. Упражнение в подборе слов-синонимов и слов с суффиксом -ищ- на индивидуальных занятиях с логопедом. Ход занятия

1. Мотивационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Совершенствование навыка составления предложений с однородными сказуемыми. Расширение, уточнение и активизация словаря]

Логопед приглашает детей в кабинет, где на магнитной доске начинается показ мультимедийной презентации «Насекомые и пауки осенью»

Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.

Дети. Это насекомые и пауки.

Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых и пауках, о местах их обитания и жизни осенью. А сейчас посмотрите на слайд, назовите знакомых вам насекомых и пауков, выберите по одному насекомому и составьте предложение о том, что оно делает. Постарайтесь, чтобы в вашем предложении было два слова, отвечающих на вопрос «Что делает?»

Дети уточняют названия насекомых и пауков

1 -й р е б е н о к. Бабочка сложила крылышки и сидит на листке клена.

2-й ребенок. Гусеница изогнулась дугой и ползет по ветке березы. 3-й ребенок. Жук спрятался под листком и наблюдает за

бабочкой.

4-й ребенок. Паук плетет паутину и хочет поймать муху.

Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с трудным

заданием.

Логопед выключает презентацию.

2. Рассматривание картины «Насекомые и пауки». Беседа по картине. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме

Насекомые и пауки» на основе систематизации и обобщения знаний. ]

Логопед помещает на мольберт картину «Насекомые и пауки»

из альбома «Мир природы. Животные».

Логопед. Давайте рассмотрим картину «Насекомые и пауки» и

побеседуем о насекомых. Перечислите насекомых, которых художник изобразил на картине.

Дети. Мы видим жуков, пчелу, мотылька, божью коровку,

муравьев, шмеля, бабочек, стрекозу и ее личинок, водомерку, муху, осу и паука.

Логопед. Вот как много насекомых! А во время прогулок вы

наблюдаете, что насекомых на улице становится все меньше. Если в начале сентября вы рассказывали мне, что видели бабочек, стрекоз, муравьев, пчел, ос и шмелей, то вчера, вернувшись с прогулки, Ариша рассказала, что вы видели только мух. Почему?

Дети. Наступила осень, с каждым днем становится холоднее,

засыхают цветы, холодной становится вода.

Логопед. Осенью изменяются природные условия, и насекомые

уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают до весны.

3. Игра-соревнование «У кого больше фишек?» [Обогащение экспрессивной речи словами-синонимами. ]

Логопед вновь привлекает внимание детей к картине.

Логопед. Давайте попробуем сказать о насекомых, какие они,

что они делают. Вспомните упражнение «Уточни». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. За правильный ответ получаете по одной фишке. Победит тот, у кого будет наибольшее количество фишек. У бабочки крылья желтые.

1-й р е б е н о к.. золотые.

Логопед. Бабочка над цветком кружится.

2-й ребенок.. порхает.

Логопед. Жук громко гудит.

3-й ребенок.. жужжит.

Логопед. Шмель собирает нектар.

4-й ребенок.. высасывает его из цветков.

Логопед. Паук строит паутину.

1-й ребенок.. плетет ее. (И т. п.)

В завершение игры дети считают фишки и определяют победителя. Все аплодируют победителю. Логопед убирает альбом и фишки.

4. Чтение логопедом рассказа В. Строкова «Насекомые осенью». [Развитие речевого слуха. ]

Логопед предлагает детям сесть поудобнее и послушать рассказ.

Логопед. Рассказ называется «Насекомые осенью». В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.

5. Беседа по тексту. Словарная работа. [Развитие диалогической речи. ]

Логопед предлагает детям ответить на вопросы к тексту.

Логопед. Когда исчезает большинство насекомых? Что сказано

об этом в рассказе? Начните ответ со слов большинство насекомых.

1-й ребенок. Большинство насекомых исчезает в конце

сентября.

Логопед. Что сделали одни из них?

2-й ребенок. Одни из них отложили яички ипогибли.

Логопед. Что сделали другие насекомые?

3-й ребенок. Другие спрятались в какую-нибудь щелку или

зарылись в землю и уснули.

Логопед. Какими словами можно заменить слово спрятались'?

Дети. Забрались, схоронились.

Логопед. Кого не встретишь на сырых тропинках?

4-й ребенок. На сырых тропинках не встретишь проворных

жужелиц.

Логопед. Кто уже не порхает над водой и над лугом?

-й р е б е н о к. Над водой и над лугом уже не порхают

стрекозы.

Логопед. Какими словами можно заменить слово порхают?

2-й ребенок. Летают, кружатся, вьются.

6. Повторное чтение рассказа с ориентированием на последующий пересказ. [Развитие речевого слуха, памяти. ]

Логопед предлагает детям еще раз прослушать рассказ, с тем

чтобы затем пересказать его. После чтения рассказа логопед дает детям одну минуту для подготовки к пересказу. Если есть необходимость, он предлагает детям составить план пересказа.

7. Пересказ текста детьми. [Развитие связной речи. ]

По предложению логопеда дети по очереди пересказывают

текст, а затем определяют лучшего рассказчика.

8. Подвижная игра «Жуки».[Развитие общей моторики и координации движений. Воспитание речевого слуха. Автоматизация звука [ж] в игре. ]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить

знакомое упражнение. Дети приседают и произносят текст.

Дети.

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж.

По сигналу логопеда «Жуки» дети поднимаются и начинают

бегать по кабинету, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

9. Игра с мячом «Жил на свете старый жук». [Обогащение экспрессивной речи существительными с суффиксом -шц-.]

Логопед берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.

Логопед. Сейчас мы с вами расскажем о жуке-олене.

Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.

Дети. Нога — ножища, рука — ручища.

Логопед. Верно. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а.

1-й р е б е н о к.. головища.

Логопед. У жука не рога, а.

2-й ребенок.. рожищи.

Логопед. У жука не усы, а.

3-й ребенок.. усищи.

Логопед. У жука не спина, а.

4-й ребенок.. спинища.

Логопед. Отлично!

Логопед убирает мяч.

10. Артикуляционная гимнастика или упражнение «Повтори за мной».[Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [л] в предложении. ]

Логопед предлагает детям сесть на ковер прямо и по очереди четко, правильно произнося звуки, проговорить текст скороговорки: «Где муха ни летала, а к пауку попала». Дети сами определяют того, кто выполнил задание лучше всех.

11. Рефлексия

Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им было особенно интересно делать. Затем дети сами определяют того, кто работал лучше всех на протяжении всего занятия. Аргументируют свой выбор.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Насекомые» Тема: «Насекомые». Программное содержание: Образовательные задачи: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать.

Конспект НОД по экологии «Пауки или маленькие страшилища» (старший дошкольный возраст) МБДОУ Д/С № 4 «ТЕРЕМОК» Приморского края, Пожарского района, п. г. т. Лучегорск. Конспект непосредственно образовательной деятельности по.

Конспект занятия «Насекомые осенью» Форма работы: Наблюдение, рассуждение Цель. Уточнить представление детей о разнообразии насекомых, систематизировать знания детей об изменениях,.

Конспект занятия «Насекомые» т. Насекомые Ход занятия. 1. Организационный момент. Уточнение и активизация словаря по теме Я нашла себе жука на большой ромашке Не хочу.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Насекомые и пауки» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Насекомые и пауки» 1. Организационный момент Опустел колхозный сад,.

Конспект занятия в средней группе «Насекомые» Программное содержание. Учить называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка); определять особенности их внешнего вида.

Конспект занятия в старшей группе «Насекомые» Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых. 2. Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости.

Конспект занятия «Насекомые» Занятие №52. Тема: «Насекомые» Цель: Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые.

Конспект занятия «Насекомые осенью» Программное содержание: развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать,.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей по лексической теме «Насекомые и пауки» в подготовительной к школе группе Лексическая тема: «Насекомые и пауки» 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки насекомых и пауков и напомнить ему, чем они отличаются (можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Насекомые и пауки»
Опубликовано: 18 ноября 2017 в 12:13
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Насекомые и пауки»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Толстик (УИ 559392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД