Инна Турушева
Конспект логопедического занятия по обучению старших дошкольников правильному произношению звука [Л] «Поможем Лунтику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических характеристиках. Совершенствовать грамматический строй речи: умение образовывать качественные прилагательные, антонимы, уметь согласовывать существительные с местоимениями Мой, Моя, Моё, Мои, обогащать активный словарь: уметь подбирать пословицы к заданной ситуации, научить определять ударный слог в слове на слух.
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению старших дошкольников правильному произношению звука [Л] „Поможем Лунтику“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать фонематический слух, слуховое внимание,закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, развивать внимание и память формирование интонационных возможностей.
3. Воспитательные: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы, контроль за собственной речью.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, простых предложениях.
Содержание деятельности детей
Организационный момент (групповое помещение).
Логопед: Здравствуйте ребята! Пока я шла к вам в группу по дороге услышала чей-то жалобный голосок и нашла какой-то конверт. Может быть кому-то нужна помощь? Предлагаю всё разузнать и помочь тому, кто в беде. Давайте откроем конверт и посмотрим что там. Логопед открывает письмо – там разрезная картинка. Ребята, давайте соберём картинку (дети вместе составляют картинку) – да, это же Лунтик, наверное, это ему нужна помощь друзей! Ребята, вы согласны помочь Лунтику? Не боитесь трудностей? Тогда в путь! Чтобы скорее добраться до него, мы поскачем на лошадках. Наши ручки – это ноги лошадок. Ими мы будем «скакать». Поехали! (дети выполняя ритмическую игру «Ипподром» перемещаются из групповой комнаты в музыкальный зал)
Ритмическая игра «Ипподром»
Кони выходят на старт! (дети имитируют топот копыт шлепками по коленкам)
На старт! Внимание! Марш! (постепенно ускоряется бег более частыми шлепками)
Барьер! (один хлопок в ладоши)
Двойной барьер! (два хлопка)
Бежим по мостовой! (попеременно ударяют ладонями по ключицам)
Бежим по траве (трут ладонью о ладонь)
По болоту (подносят указательные пальцы к уголкам рта, попеременно двигая их вверх-вниз, всасывают ртом воздух)
Скоро приближаемся! (темп шлепков убыстряется, логопед с детьми «садятся» на воображаемых лашадок и бегут в музыкальный зал)
Приехали! (все кричат «ура» и вытирают пот со лба)
Основная часть. Сообщение темы занятия (музыкальный зал)
Логопед: Ребята, давайте узнаем, что произошло с Лунтиком! (Поднимает с пола еще письмо и читает его детям): Злой волшебник разозлился на Лунтика и за то, что он попал к нам на Землю, нашёл здесь много друзей и завладел звуком Л, самым любимым звуком на Луне, где жил наш герой, все слова остались без звука Л. И в письме Лунтик просит нас о помощи. Поможем ему? (ДА). Для того, что бы вернуть звук Л нужно долететь до Луны и выполнить задания злого волшебника! И так, вперёд!
1 задание Артикуляционная гимнастика
Логопед: Чтобы нам долететь до луны, нужно хорошенько подкрепиться:
Выполняют упражнение: блинчик, вкусное варенье, чистят верхние зубки.
Ребята, молодцы, теперь мы подкрепились и готовы лететь. Но перед полётом вспомним что делают губки, зубки язычок?
- улыбнулись
- ротики открыли, зубки разомкнули
- язычок подняли, кончик язычка острый, упирается в верхние зубки
- и погудим как самолетики: Л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-л-полетели!
- вот мы и прилетели!
2 задание Характеристика звука
Дети дают характеристику звука Л (согласный, звонкий твёрдый)
3 задание Распевка и массаж биологически-активных зон «Наступили холода»
Логопед: На Луне холодно, а злой волшебник хочет ещё и заморозить наше горлышко, чтобы мы не могли произносить звук Л, давайте споём распевку:
Ла-ла-ла, наступили холода. (Потереть ладошки друг об друга)
ла-ла-ла, превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее сверху вниз)
лу-лу-лу, поскользнусь на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)
лу-лу-лу, я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
лы-лы-лы, на снегу есть следы (ладони у лба «козырьком» энергично растереть лоб)
ли-ли-ли, ну, злой Волшебник, погоди! (погрозить пальцем)
Логопед: разогрели свои горлышки и язычки? Молодцы!
4 задание «Хлопни в ладоши»
Логопед: я буду произносить слова, когда вы услышите слова со звуком [Л] - хлопните в ладоши (волшебник, помощь, планета, доброта, спасибо, пожалуйста, улыбка).
5 задание "Жадина"
Логопед достаёт из конверта предметные картинки, в названии которых есть звук [Л]:
Злой волшебник – жадина, а мы его подразним, и тоже побудем жадинами: обо всем будем говорить – ЭТО МОЕ /ЭТО МОЙ /ЭТО МОЯ
6 задание "Корзинки"
Нужно определить место звука [Л] в слове и разложить по корзинкам (предлагаются корзинки для звукового анализа – дети определяют место звука в слове (в начале слова, в середине или в конце) и кладут картинку в соответствующую корзинку).
7 задание (физминутка)
Ну а теперь немного отдохнем…:
Буквой Л, расставим ноги
Словно в пляске-руки в боки
Наклонились влево, вправо
Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу!
А теперь вперед-назад –
Будь зарядке очень рад!
Логопед: Молодцы! А еще лунтик любит играть в мячик, давайте поиграем!
8 задание «Подбери антонимы»
Логопед: послушайте предложения, добавьте в каждое предложение слово со звуком [Л], которое подходит по смыслу:
Заяц трусливый, а лев - …. (Смелый)
Собака сытая, а волк - …. (Голодный)
Воздушный шар легкий, а гиря - …. (Тяжелая)
Великан сильный, а Дюймовочка - …. (Слабая)
9 задание «Слова-признаки»
У Лунтика платок из шёлка - У Лунтика. шёлковый платок.
У Лунтика машинка из пластмассы -.
У Лунтика салат из лука.
У Лунтика сумка из соломы -.
10 задание «Разбитое зеркало»
Логопед: сейчас Злой Волшебник хочет загадать вам загадку, и, отгадав, её вы узнаете, какое последнее испатание ждет нас дальше.
Мудрец в нём видел мудреца.
Глупец - глупца
Баран - барана
Овцу в нём видела – овца
И обезьяну – обезьяна…
О чём это я? Где или в чём, каждый видит самого себя?
Дети: в зеркале!
Логопед: Правильно, молодцы. Следующее задание «Разбитое зеркало»
Логопед: выкладывает картонное «Разбитое зеркало».
- Кто помнит правила игры?
Дети: нужно постараться разглядеть в узкие «трещины зеркала», кто за ним прячется. Это виновник случившегося, чувствует свою вину. А затем вспомнить стихотворение – ответ и чётко проговорить его.
Логопед:
Кто-то в зеркало смотрелся
Кто-то прыгал и вертелся,
Кто-то зеркало разбил…
Кто же это был?
4 карточки с героями, в названии которых есть звук «Л», 1 карточка без звука «Л».
Дети отвечают:
… в зеркало смотрелся,
… прыгал и вертелся,
… зеркало разбил…
Вот кто это был!
В конце игры определяем в названии какой, карточки звука «Л» нет и отхлопываем слоги (хлопки по коленям) определяя ударный (хлопок в ладоши) (Зо-луш-ка, Ру-са-лоч-ка, Карл-сон).
11. «Заклинание»
Логопед: Ребята, Вы так хорошо справились с сегодняшними заданиями, я думаю, что мы сами сможем произнести волшебное заклинание:
Эни-лэни-луни-лого – поколдуем мы немного
Эни-лени-луни-фас –верни Волшебник звук Л нам сейчас!
12. Закрепление образа буквы «Л». Развитие мелкой моторики рук.
И сказал Злой волшебник:
Вы доказали мне друзья
Что звук скрывать никак нельзя!
Его вам возвращаю я!
Но! Чтоб на письме звук не терять,
Чтоб громко в тексте прочитать,
Нам будет буква помогать!
Логопед раздаёт детям мягкие палочки на проволоке, они сгибают из нее букву Л.
13. Рефлексия.
Какой звук мы спасали? (Сегодня мы спасали звук [Л])
Вспомним, какой это звук? (Звук [Л] – согласный, звонкий, твердый)
Как мы спасали наш звук? (Выполняли задания Злого Волшебника – летали на самолете, были жадинами и т. д.)
Все ребята молодцы – очень хорошо работали на занятии!