Надежда Баранова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе.
Баранова Н. В. учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 4" г. Великие Луки.
Цель: закрепление представлений об овощах.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят)
Публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме „Овощи“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, картофелечистка, картофелекопалка, овощерезка, картофелесажалка, овощехранилище, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).
- обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).
- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).
2. Коррекционные:
- развитие мелкой моторики
- развитие зрительного внимания и восприятия
- развитие связной речи
3. Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых
Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.
Предварительная работа: экскурсия в овощной магазин, беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.
Ход занятия.
I Организационный момент:
Приветствие детей. Объявление темы занятия.
Логопед:
- Подойдите ко мне и достаньте из «чудесного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.
Логопед:
- Как можно назвать их одним словом? (овощи)
- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).
- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.
II Основная часть
Рассматривание картины «Уборка овощей»
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)
- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)
- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)
- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)
- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)
- Какие новые слова получаться, если соединим два слова: картофель, чистить (картофелечистка); картофель, сажать (картофелесажалка.)
-Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)
Игра «Подскажи словечко»
Логопед:
- Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла).
Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску).
Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук).
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще. (петрушку)».
Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок).
И красавец-великан темно-синий. (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
Физминутка «Заготовка капусты».
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
Сок капустный пьём, пьём
(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)
Игра «Приготовим сок»:
Из моркови – морковный
Из картофеля – картофельный
Из капусты – капустный
Из свеклы – свекольный
Из тыквы – тыквенный и т. д.
Игра «Узнай и назови»
(Согласование существительного с прилагательным).
Логопед:
Пошла гулять,
Зеленое собирать,
Кому не жалко - отдавай
Цвет правильно называй.
(У детей на столах картинки с изображением овощей.)
Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:
- У меня зеленый огурец
- У меня зеленое яблоко и т. д.
Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).
Логопед:
Пошла гулять,
Красное (желтое, фиолетовое) собирать.
Кому не жалко – отдавай,
Цвет правильно называй.
Дети:
- У меня красный помидор
- У меня желтый перец
- У меня фиолетовый баклажан и т. д.
Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».
- А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.
- Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? («Мужик и Медведь»)
- Какое еще есть название у этой сказки? («Вершки и корешки»)
- Какой овощ посеял мужик в сказке?
- Какая выросла репа? (крупная)
Упражнения с синонимами.
«Третий лишний».
Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)
«перехитрил»(обманул, провел, объехал)
«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)
«Скажи иначе».
Мужик вырастил крупную репу (огромную).
Мужик перехитрил медведя (обманул).
Медведь рассердился на мужика (разозлился).
Логопед:
- В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».
А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.
III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006.- 128 с.
2. Бобылева З. Т. - Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М. : «ГНОМ и Д», 2007. – 40 с.