Вера Семенова
Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ «Народное творчество» (4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
для обучающихся с ОВЗ «Народное творчество» (4 класс)
Тема: «Народное творчество»
Цель: познакомить детей с разными видами народного творчества
Задачи:
- развивать связную речь, грамматический строй
, мелкую и крупную моторику, слуховое и зрительное восприятие;
Публикация «Конспект логопедического занятия для обучающихся с ОВЗ „Народное творчество“ (4 класс)» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- воспитывать чувство гордости за свою культуру
Оборудование: ноутбук с видеозаписями, цветные карандаши, раскраски Дымковской игрушки, матрешки, изделия Гжель, петушки на палочке.
Предварительная работа: заучивание стихотворений.
Организационный момент
Учитель:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
Русские матрешки в сарафанах ярких,
Хохломские ложки — лучше нет подарка.
Дымковские барыни, кони, петушки
И Павловские все в цветах платки
Синь озер голубых, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
Балалайки звонкие, тульский самовар.
Будет рад подарку всяк, и млад и стар (Э. Чурилова)
Постановка проблемы
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала наше занятие с такого замечательного стихотворения. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Ответы детей)
Учитель: Этот год объявлен в России годом народного творчества. Именно поэтому я решила посвятить сегодняшнее занятие именно этой теме.
Открытие новых знаний
Что же такое народное творчество? Это результат коллективной художественной деятельности, поэтому у произведений народной культуры нет конкретного автора. Именно поэтому в наши дни существуют народные сказки, народные песни или народные танцы. Народное творчество складывалось на протяжении многих лет.
С давних времён на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Учёные относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное и кузнечное дело. И вот сейчас об одном из промыслов нам расскажет Сабрина:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки –
быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!
Составление рассказов - описаний
Учитель: Ребята, посмотрите, я принесла для вас сегодня изделия, расписанные гжелью. Сейчас я каждому из вас дам какой-то предмет, а вы расскажете о нё м по следующим вопросам:
- что это?
- каким цветом?
- для чего нужен этот предмет?
Не забывайте, что описываем мы изделие народного творчества не одним словом, а целым красивым предложением.
Рассказы-описания детей (например, это тарелка, расписанная гжелью. Она белая с синими цветами. Эту тарелку можно использовать для украшения стола или поставить в коллекцию с другими предметами).
Учитель: Вы прекрасно составили рассказы - описания. А теперь давайте посмотрим, какие еще бывают предметы, расписанные гжелью.
(показывается видеоролик на песню «Гжель. Сказочная гжель»).
Знакомство с матрешкой
Учитель: Ребята, а сейчас отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
(показывается видеоролик «Мы матрёшки, вот какие крошки»)
А теперь каждому из вас я предлагаю посмотреть и посчитать сколько матрешек прячется в каждой игрушке.
Проводится логопедическая игра «Посчитай»
Дети считают матрешки, правильно употребляя окончания существительных: одна матрешка, две матрешки, три матрешки, четыре матрешки, пять матрешек.
А теперь, ребята, я предлагаю вам собрать всех красавиц в одну матрешку (дети выполняют задание).
Практическая работа
Учитель: Ребята, а сейчас нам Денис хочет рассказать стихотворение еще об одном народном творчестве.
Денис:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
(учитель показывает и вывешивает на доску картинки с Дымковскими игрушками
Учитель: Ребята, чем украшены Дымковские игрушки? Какие цвета используются при работе с Дымковской игрушкой? (ответы детей)
Рисование «Дымковская игрушка» (дети раскрашивают заранее приготовленные трафареты народных игрушек
Знакомство с народным танцем
Учитель: а сейчас ребята, я вам расскажу о народной музыке и танцах.
Народный танец — выражение народной музыки с помощью движения тела. Народный танец обязательно сопровождается народным костюмом и традиционным исполнением музыки, определенными движениями и ритмом. Для России особую роль на протяжении многих веков играет хоровод как истинно русский танец, отражающий характер русской народной культуры. Скажите мне, когда мы с вами водим хоровод? (ответы детей)
А давайте сейчас встанем в хоровод… (звучит музыка, дети водят хоровод)
Рефлексия
Учитель: Ребята, вот и заканчивается наше занятие. Скажите мне, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Что вам понравилось делать больше всего? (ответы детей).
Итог занятия : Мне тоже очень понравилось сегодня работать с вами. Особенно я была рада услышать ваши рассказы и потанцевать вместе с вами в хороводе. И в конце нашего занятия хочется вам сказать – народными считаются не только, сказки, песни, промыслы. Народными бывают и угощения. Например, пряники или леденцы. И сегодня, за вашу активную работу, я хочу вас угостить вот такими петушками на палочке. (педагог раздает угощение детям) Спасибо. Все свободны.