Лейла Гамдуллаева
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звука и буквы Ц» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звука и буквы Ц»
Цели и задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
Подготовить артикуляционный аппарат к произношению звука [Ц]; ознакомить с новой буквой Ц; учить произносить звук [Ц] медленно и быстро, тихо и громко; совершенствовать умение подбирать слова, близкие по звучанию и смыслу; формировать умение находить в словах звук [ц].
2) Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звука и буквы Ц“ Видео» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Видео
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Способствовать развитию речевого дыхания; слухового восприятия, памяти; расширить и активизировать словарь; развивать умение составлять слова из слогов, а из слов предложения; совершенствовать умение работать с интерактивной доской; способствовать развитию творческих способностей, сочинять двустишия; развивать умения работать с текстом, давать название тексту.
3) Воспитательные:
Способствовать воспитанию интонационной выразительности речи, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: индивидуальные зеркала, презентация, компьютер, проектор, видеоролик, картинки, аудиозапись, корзина, игрушки.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка темы и цели занятия
3. Артикуляционная гимнастика
4. Характеристика звука
5. Просмотр видеоролика про букву Ц
6. Первичное усвоение материала
7. Игра «Доскажи словечко»
8. Физкультминутка
9. Игра «Что взяла Белочка»
10. Автоматизация звука в чистоговорке
11. Первичное закрепление материала
12. Автоматизация звука [Ц] в предложениях
13. Дифференциация звука в рассказах
14. Подведение итогов урока (рефлексия).
Ход занятия:
1. Организационный момент
(эмоциональный настрой к уроку)
Слайд 1. Звучит песня
Дети заходят на урок под музыку «Улыбка»
Логопед: Доброго дня вам, ребята! Я очень рада встрече с вами! Давайте подарим друг другу улыбки и пожелаем хорошего настроения и удачного дня. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие будет полезным для каждого из вас.
2. Постановка темы и цели занятия
Слайд 2. Фото Белочки
Посмотрите, к нам на урок пришел рыженький пушистенький зверек. (Показ игрушки «Белочки»)
Логопед: Ты кто?
(Рыжик ответил ццц и спрятался)
Логопед: Как интересно он говорит, сейчас и мы попробуем «ц-ц-ц»
Логопед: Ребята, попробуйте спеть песенку Белочки. Слайд 3. Звучит «Беличья песня»
Спойте песенку белочки медленно, быстрее, тихо (поют беличью песню, чуть громче…
(Появляется Белочка)
Белочка: Я научу вас другой песенке.
Логопед: мы с белочкой будем запевать, а припев «цок- цок- цок, цок- цок- цок!» будете исполнять вы (слова припева можно сопровождать негромкими хлопками в ладоши).
Я пестрый зверек-
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Я пушистый зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Я красивый зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Очень ловкий зверек
цок- цок- цок, цок- цок- цок!
Логопед: Наша белочка помогла нам определить тему и цели нашего занятия. Кто догадался с каким звуком будем сегодня работать?
Логопед: Сегодня, ребята, мы научимся четко и правильно произносить звук [ Ц ] и ознакомимся с буквой Ц. Но для того, чтобы четко и правильно произносить изучаемый звук, кто скажет, что мы должны выполнить?
Дети: артикуляционную гимнастику.
Логопед: Правильно, зарядка для язычка поможет вам правильно произнести звук [ Ц ]
3. Артикуляционная гимнастика
Слайд 4.
Логопед: Для этого мы выполним следующие упражнения:
1. «Почистим зубки» - улыбнитесь, покажите ваши зубки, приоткройте ротик и кончиком языка «почистите» нижние зубы. Сначала движения языком делайте из стороны в сторону, а затем снизу вверх.
2. «Блинчик» - снова улыбнитесь, приоткройте ротик, положите широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
3. «Пирожок»- откройте ротик, губы в улыбке. Положите широкий язык на нижнюю губу. Потом боковые края язычка поднимайте и сворачивайте в пирожок.
4. «Язык перешагивает через зубы» - откройте ротик, губы в улыбке, дотроньтесь широким языком до нижних зубов с наружной стороны, а затем с внутренней.
4. Характеристика звука
Слайд 5.
Логопед: Попробуем произнести звук ц. Где находится наш язык, когда мы произносим данный звук? (кончик языка опущен)
Логопед: Правильно, вы чувствуете, как кончик языка касается нижних зубов?
Логопед: Посмотрите на экран, как мальчик произносит звук ц? Губы двигаются?
Логопед: Губы нейтральны. Посмотрите, как к верхним зубам поднимается передняя часть спинки языка. Вы заметили, струя воздуха, выдыхаемая нами сильная. Звук Ц очень кратко звучит. Закройте уши и попробуйте произнести его. Какой он? (согласный, глухой, всегда твердый)
Слайд 6. Буква Ц
Логопед: Какой буквой обозначим звук ц? (Буквой Ц)
Логопед: На что она похожа?
Ответы детей.
Логопед: Кто сможет придумать двустишие про букву Ц?
(Примерные ответы детей)
1. Буква Ц, смотрите все
Будто стул ногами вверх.
2. В алфавите буква Ц
Стоит между Х и Ч.
3. Ц- звук согласный
И не путай с гласными!
4. Ц- цыпленок, Ц- циркач,
А в слове заяц, буква Ц в конце.
Логопед: Молодцы, ребятки. Какие красивые двустишия у вас получись.
5. Просмотр видеоролика про букву Ц
Логопед: Посмотрите внимательно на экран. Сейчас я включу вам видеоролик про букву Ц.
Логопед: Какую букву нам показала тетушка Сова в этом видеоролике?
Логопед: О ком этот видеоролик? (Ответы детей)
6. Первичное усвоение материала
Слайд 7.
Логопед: А теперь прошу внимания на экран. Что вы видите?
Логопед: Покажите только игрушки, изображенные на экране, в названии которых есть звук [ц]. Называйте их так, чтобы ясно слышался этот звук.
Цыпленок, слон, курица, яйцо, заяц, лиса, утенок
7. Физкультминутка
– Я буду называть или показывать предмет, а вы должны показать, что этот предмет может делать?
Предметы: скакалка, мяч, машина, гитара и т. д.
8. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: Я буду читать вам стихотворные тексты, а вы закончите фразы, подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу.
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая. (лисица). В. Голяховский
К нам на пестрые страницы
Прилетели две (синицы). А. Барто
По ночам сове не спится,
Ведь сова-ночная… (птица). В. Шульжик
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и… (синицы). Н. Полякова
9. Игра «Что взяла Белочка»
Логопед: Сейчас мы с вами поиграем игру. Белочка будет играть вместе с нами. Вы закроете глаза, а Белочка в это время возьмет какой-нибудь предмет. Тот, кому я скажу откроет глаза, посмотрит на стол и скажет, какой предмет взяла Белочка. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все предметы.
На столе: блюдце, кольцо, ножницы, сахарница, цыпленок, курица, заяц.
10. Автоматизация звука в чистоговорке
Слайд 8.
Логопед: Повторите за мной чистоговорки, четко произнося в них отрабатываемый звук.
1. Цу – цу – цу - дали всем по огурцу.
2. Цы - цы - цы - мы помыли огурцы.
3. Ца – ца – ца - будем есть все до конца.
4. Цо - цо – цо - у меня кольцо.
5. Ец – ец – ец - мне купили ранец.
6. Нет конца у моего кольца.
7. Вода льется из колодца.
11. Первичное закрепление материала
Слайд 9 - 10.
Логопед: Посмотрите на следующее задание. На интерактивной доске даны буквы и слоги. С помощью стилуса найдите букву Ц и возьмите ее в кружок, а слоги, только с буквой Ц, подчеркните.
(На экране даны буквы и слоги вразброс)
А о р ц г в х к ц л д ч ц б ц д ж ц и т в ц ж х ц ц э ы ц ф ц
во ча цап ол оца цы ля ган коль за ца робот цо кури яц цве ра ток циф
Логопед: Попробуйте собрать слова из данных слогов и запишите с помощью стилуса полученные слова на экране.
Логопед: Какие слова у вас получились?
Ответы: цапля, цыган, кольцо, заяц, цветок, курица, цифра.
12. Автоматизация звука [ Ц ] в предложениях.
Логопед: Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, отлично выполнили физминутку, проговорили чистоговорки, справились с заданиями, а теперь белочка приготовила для вас следующее задание. Посмотрите на экран, что вы видите?
Дети: загадки
Логопед: Прочитайте и отгадайте загадки, а затем определите, есть ли в слове отгадке звук [ц]?
Логопед: Отгаданные слова запишите на доске через запятую.
Слайд 10. Загадки
1. У двух матерей по пять сыновей,
одно имя всем. (Пальцы)
2. Явился в желтой шубке.
Прощайте две скорлупки! (Цыпленок)
3. В воде родится, а воды боится (Соль)
4. Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце. (Поросенок)
5. Может и разбиться, может и разбиться;
Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо)
6. Вместе две ноги
Делают круги и дуги. (Циркуль)
Логопед: Попробуем составить предложения из данных слов. Придуманные предложения будем записывать на доске по очереди.
Логопед: Подчеркните слова с буквой Ц.
13. Дифференциация звука в рассказах
Логопед: Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте. После моего чтения я буду задавать вам вопросы. Договорились?
У мамы курицы были маленькие цыплята. Их было тринадцать. Самого маленького цыпленка звали Цып. Очень любопытным цыпленком был Цып. Когда Цып собирал цветы, он увидел колодец. Маленький цыпленок решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама курица помогла Цыпу, отвела Цыпа домой и больше никуда не пускала.
Логопед: Какое название можно придумать для этого рассказа? (Ответы детей)
Логопед: Кто мне скажет, сколько цыплят было у мамы курицы? Как звали самого маленького цыпленка?
Логопед: Каким был Цып?
Логопед: Что увидел Цып, когда собирал цветы?
Логопед: Куда чуть не упал Цып?
Логопед: Кто помог Цыпу?
Логопед: Как мама-курица наказала Цыпа?
Логопед: Сейчас я поделю вас на две команды. Каждая команда придумает свой конец к этому рассказу. А затем мы послушаем ответы каждой команды. Даю вам на подготовку три минуты.
(Прослушивание ответов детей)
14. Подведение итогов урока (рефлексия)
Логопед: Наш урок подошел к концу. Ребята, вам урок понравился?
Логопед: С какой темой сегодня познакомились?
Логопед: Что нового узнали? (Ответы детей)
Логопед: Белочка очень довольна вами. Ей пора возвращаться в свое дупло. У меня на столе лежит маленькая корзиночка. Давайте поможем Белочке наполнить корзинку орешками и грибами. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями на уроке, пусть кладет в корзинку орешки, а тот, кто справился не со всеми заданиями – кладет грибы. Договорились?
Белочка: Молодцы, ребята. Желаю вам дальнейших успехов. До скорой встречи! (Уходит под музыку)
Слайд 10. Звучит «Беличья песня».
Список используемой литературы
1. http://vashgolos7.ru/articulyaciya-dlya-svistyachih-zvukov-s.html
2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/04/14/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-svistyashchikh-zvukov
3. видеоролик уроки тетушки совы https://www.youtube.com/watch?v=fv4x13vilhE