Татьяна Волкова
Сценарий литературного досуга по приобщению к истокам народной культуры для детей старшего дошкольного возраста
Технологическая карта
Организация совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста
Составила: Волкова Татьяна Сергеевна, воспитатель старшей группы МАДОУ № 21
Образовательные области: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Сценарий литературного досуга по приобщению к истокам народной культуры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературные сценарии
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Тема занятия: конспект литературного досуга (способствует углублению приобретенных навыков, повышает интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дает новизну впечатлению, создает радостное настроение)
Возрастная группа : старшая (подгруппа 13 человек)
Цель занятия: приобщение дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности.
Дополнительные задачи:
1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о видах сказок, названиях и героях сказок; уметь узнавать сказку по предмету из сказки.
2. Развивающие: развить познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках, развивать память, мышление, наблюдательность, речь.
Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки, умение самостоятельно перевоплощаться в игровые образы.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость средствами театрализованной деятельности на предложенную ситуацию.
Планируемые результаты занятия: дети уточнили знания о русских народных сказках, проявляют интерес к театральной деятельности.
Подготовительная работа:
Воспитателя: подготовка оборудования и материалов, костюмов и атрибутов для действующих лиц, чтение дополнительной методической литературы, разработка и написание конспекта, создание ИКТ-презентации.
Детей : прочтение русско - народных сказок и просмотр мультфильмов: «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Сивка – бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Использованные методы обучения: словесный, наглядный и метод проблемного обучения.
№ Этапы,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1 Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия Воспитатель обращает внимание детей на то, что звонит телефон, отвечает на звонок и ставит на громкую связь:
- Алло, вы позвонили в группу «Почемучки», что вы хотели?
- Ага, вот я вас и нашла! Ну что, ребятки узнали меня?
- Нет, мы не понимаем кто это.
- Ну вот, на праздники не зовете, играть не приглашаете, и даже не узнали! Это Баба – Яга.
- Здравствуй, Баба – Яга, ты не обижайся на нас. Просто наши дети скоро пойдут в школу и сейчас мы готовимся, времени на игры ну совсем нет.
- А мне теперь и не нужны ваши приглашения. Я похитила ваших любимых героев сказок. Вот так!
- Баба –Яга, но зачем ты это сделала?
- А мне скучно! Вот я и решила повеселиться.
- Баба – Яга, но ведь так поступать нехорошо, отпусти героев сказок.
- Так я их и отпустила! Нет! Чтобы вам их спасти, вы должны поиграть со мной и выполнить все задания, если справитесь, то так и быть – отпущу.
- Хорошо, Баба – Яга, мы согласны, Приходи к нам в гости.
В группу влетает Баба – Яга на метле. Звучит музыка. Дети передвигаются по группе.
Дети отрицательно кивают головой.
Дети здороваются с Бабой – Ягой
Дети приглашают Бабу – Ягу в гости, садятся на стульчики, расставленные полукругом
2 Основной этап Решение поставленных задач, нахождение решения возникшей ранее проблемы - Здравствуйте, детишки! Ну что, готовы спасти своих любимых героев сказок?
- Здравствуй. Конечно, Баба – Яга. И я уверена, что наши дети справятся со всеми твоими заданиями.
- Ну что ж, прежде чем мы начнем. Поиграйте со мной в мою любимую игру «Бюро находок». Я
тут много разных вещей в лесу насобирала, а вы скажете, из какой сказки этот предмет!
Слайд № 1
На экране появляются изображения: яйцо («Курочка Ряба», лубяной домик («Заюшкина избушка», копытце («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», перо («Сивка – бурка»)
- Видишь, Баба – Яга, наши детки все верно отгадали. Дети приветствуют Бабу – Ягу
Дети смотрят на слайд, выбирают один предмет, называют его и говорят из какой он сказки.
- Ага, загадки – вы отгадывать мастера. А давайте устроим соревнование: кто лучше танцует?
Танец «Если нравится тебе, то делай так»
-Танцевать вы тоже мастера!
- Баба – Яга, мы уже и танцевали, и загадки отгадывали. Отпусти сказочных героев.
- Я отпущу, если вы угадаете из какой они сказки.
Загадки:
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок
(Заюшкина избушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Вор пшеницу воровал,а Иван его поймал.
Вор волшебный оказался и Иван на нем остался.
(Сивка – бурка)
- Что ж, вы и сказки все угадали!
- Баба – Яга, теперь ты отпустишь героев этих сказок?
- Ага, а вы сначала скажите мне, кто автор этих сказок?
- Ребята, кто расскажет Бабе –Яге об этих сказках?
- Правильно, молодец. Вот так, Баба – Яга, нас не проведешь!
- Ну хорошо, так и быть, отпущу ваших героев сказок. Вот!
(на слайде появляется игра «Путаница», все герои сказок перемешены)
- Ой, ребята, что – то ту не так.
- Точно, наши герои заблудились и попали не в свою сказку. Баба – Яга, что ты наделала? Что же нам теперь делать?
- Не знаю, ваши герои вы и разбирайтесь.
- Ребята, нам нужно помочь героям найти свою сказку.
(герои сказок перемещаются после ответов детей).
- Ура, ребята у нас получилось!
(на слайде появляются герои сказок веселые)
- Ну вот, Баба – Яга, я же говорила, что у нас все получится – наши дети, много сказок знают.
- Ну и ладно!
- Баба – Яга, не обижайся! Наши дети, хотят кое - что сказать тебе
- Я обещаю. Честно- честно, больше никогда не буду безобразничать!
- Вот голова моя дырявая! Совсем забыла! Я когда к вам шла – нашла вот такие перчатки. Посмотрите, на каждый пальчик, веселые какие! Что – то они мне напоминают.
- А, точно, это ведь герои из сказки «Курочка Ряба»
- Ребята, а давайте покажем для Бабы – Яги эту сказку. За одно она увидит какие мы с вами замечательные артисты.
(показ пальчикового театра «Курочка Ряба»)
- Здорово! Как мне понравилось! Действительно, ребята настоящие артисты! Молодцы! Ребята, к сожалению, мне нужно уже лететь в свою избушку, чтобы помочь героям сказок скорее добраться до вас. Дети встают возле своих стульчиков и повторяют за Бабой – Ягой
Дети отгадывают загадки
Один ребенок рассказывает о том, что у этих сказок нет автора, второй ребенок дополняет ответ первого – почему сказки называются русско – народными
Дети смотрят на изображение и дают указания по перемещению героев
Дети благодарят Бабу – Ягу и объясняют, что нельзя безобразничать.
Дети по желанию (с помощью воспитателя) выбираю себе пальчиковую куклу и показывают театр.
3 Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки - Спасибо, Баба – Яга, за то, что поиграла с нами. До свидания! Прилетай еще!
- До свидания, ребята!
- Ребята, вы молодцы. Ловко справлялись с заданиями Бабы – Яги и не поймались на ее уловки. Вам понравилось играть с Бабой – Ягой? Ребята, а какое задание или игра, вам понравилась больше всего?
А что было самым сложным?
Ребята, а для чего мы пригласили Бабу – Ягу? Героев каких сказок мы спасали?
- Верно, молодцы! А вы хотите порадовать героев этих сказок?
- Давайте нарисуем для них большой рисунок. Дети прощаются с Бабой – Ягой
Дети отвечаю на вопросы воспитателя.
На ватмане с заготовленным полем дети изображают героев сказок.