Кожина Елена Михайловна
Конспект квест-игры с детьми подготовительной группы «Финансовая грамотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Светлячок» города Галича Костромской области
Конспект квест – игры
с воспитанниками подготовительной группы
Тема: «Финансовая грамотность».
Подготовила : воспитатель д/с №12 «Светлячок»
Елена Михайловна Кожина.
Публикация «Конспект квест-игры с детьми подготовительной группы „Финансовая грамотность“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Квесты по финансовой грамотности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Создание условий для формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать первичные экономические понятия: финансы, экономия, зарплата, банк, потребности. Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
Развивающие: способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию. бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.
Материалы к занятию: Интерактивная доска,письмо, карточки «Профессии – результат труда», «Река времени» карточки с изображением денег разных эпох, листы бумаги на каждого ребенка, карточки зелёного цвета, сюрприз для детей (монетки-шоколадки).
Организационная часть.
Дети встают в кружок.
Воспитатель:
С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель: послушайте загадку
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? — …
Дети хором отвечают (Буратино)
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Буратино.
Давайте его прочитаем
Буратино: Дорогие ребята, я решил поучаствовать в олимпиаде «Знатоки финансовой грамотности». Но немного запутался и не смог выполнить несколько заданий. Помогите, пожалуйста, мне в них разобраться.
Я знаю, что вы прочитали очень замечательную книгу, называется она «Откуда берутся деньги?» - это энциклопедия для детей по финансово –экономической грамотности. Вы наверное такие умные.
Если поможете мне выполнить все задания правильно, то вас ждёт сюрприз от меня.
Воспитатель: О чём попросил нас Буратино?
Дети: Выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Правильно, нужно помочь Буратино выполнить задания. Ну что, поможем Буратино? Если выполним все задания правильно, то вас ждет сюрприз. Справимся, как вы считаете?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим:
1задание
Картинки деньги (монета и купюра).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?
Дети: Деньги - это особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Воспитатель:
А какие деньги используют в нашей стране?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.
- Для чего нужны деньги?
- деньги нужны для покупки продуктов питания;
- деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
- деньги нужны для оплаты развлечений;
- деньги нужны для покупки одежды;
-деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
-деньги нужны для покупки подарков
- Что с ними можно делать?
- Тратить, менять, копить
- А какие формы денег вы знаете?
- Наличные (монеты и купюры)
- Безналичные (пластиковые карты, ценные бумаги)
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем вот к этому столу.
Задание №2
- Как вы думаете, деньги были всегда?
- Нет
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как они покупали?
- Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
А вы знаете, как это называется?
- Натуральный обмен.
Что мы здесь видим?
(древние люди, старина, современные люди и разные деньги, предметы)
- Это Река Времени. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать.
- Подобрать картинки с изображением денег к людям разного времени. Тогда давайте возьмем картинки и определим, к какому времени относится данный вид денег. Дети выполняют задание.
- Ну вот, мы справились с заданием.
3 задание.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, за что люди получают деньги? (за работу)
- Как называются деньги за труд? (зарплата)
- Какие профессии вы знаете?
- А вот и задание. Рассмотрим картинки и задание на конверте (на конверте символ - 2 карточки держатся за руки)
- Что же предстоит сделать?
- Найти пару: профессия – результат труда. Возьмем по карточке и найдем себе пару.
- Кто нашел себе пару, скажите, человек какой профессии у вас, и что он производит. (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду, продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду)
Воспитатель: Что называют товаром?
Дети: Это продукт труда для обмена или продажи.
Воспитатель: Правильно, то, что сделано для продажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сигнальщики». Я буду приводить примеры того, что делает человек, а вы, если речь пойдет о товаре, поднимете зеленую карточку.
фермер привез на рынок молоко (товар);
мама испекла пирог к празднику;
плотник сделал шкаф и продал его (товар);
папа починил детям игрушку;
бабушка сварила варенье для внуков;
на фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин для продажи (товар)
девочка подарила подружке куклу;
садовод вырастил груши и продал их на рынке (товар).
Физкультминутка.
«Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец) Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
4 задание
Картинка с надписью «Семейный бюджет» Что такое семейный бюджет?
Воспитатель: Ребята, расскажите, откуда в семье берутся деньги.
Дети:
мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату;
бабушка и дедушка получают пенсию;
старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: Давайте попробуем составить схему семейного бюджета. Возьмите листочки, сейчас работаем с верхним рядом кружков.
Папина зарплата 3 рубля, зарплата мамы 2 рубля и пенсия бабушки 1 рубль. Каков бюджет семьи? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Теперь поработаем со вторым рядом. Папина зарплата 3 рубля (закрашивают 3 кружка, зарплата мамы 2 рубля (закрашивают 2 кружка другим цветом) Каков семейный бюджет? Напишите соответствующую цифру в квадрате.
Воспитатель: В какой семье семейный бюджет больше? Почему?
Дети: Потому что первый бюджет состоит из зарплаты мама, папы и пенсии бабушки. (три дохода). А во втором из зарплаты мама и папы и имеет только два дохода.
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейный бюджет?
Дети: Семейный бюджет — это все деньги, которые получают члены семьи. Подсчёт доходов и расходов.
Воспитатель: Что такое доход?
Дети: Доход — это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Воспитатель: Что такое расход?
Дети: Расход — это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть.
Игра «Доход - расход»
Если ситуация, которую я вам назову, означает доход, то вы будете говорить ура, если — расход, то будем говорить ух.
- Покупка хлеба в магазине….(расход)
- Оплата коммунальных услуг…. ….(расход)
- Папа получил премию (доход)
- Дедушка получил пенсию (доход)
- Мама с папой получили зарплату (доход)
- Мама заплатила за детский сад (расход)
- Бабушка купила молоко….(расход)
-Папа заплатил за стрижку (расход)
-Брат получил стипендию (доход)
- Вы купили билеты в кино….(расход).
- Папа получил зарплату – доход
- Брату купили велосипед – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Купили телевизор – расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
- Бабушка получила пенсию – доход
- Родители купили продукты питания в супермаркете – расход
- Заплатили за ремонт машины – расход
- Купили лекарства в аптеке – расход
- Сестре купили новый компьютер – расход
Воспитатель: Молодцы.
Как нужно относиться к деньгам? (бережно, экономно).
Воспитатель: Ребята, а как мы можем сэкономить семейный бюджет?
Дети:
- чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не лить зря воду;
- чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно, уходя, выключать свет;
- чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно беречь своё здоровье, чтобы не покупать лекарства;
- чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно бережно относиться к своим вещам;
- чтобы сэкономить семейный бюджет, нужно не просить у родителей бесполезные вещи и игрушки.
Задание 5 (подходят к интерактивной доске)
- Что делают люди с заработанными деньгами? (покупают что-то, тратят их)
- Все ли деньги нужно тратить? Почему? (Нужно беречь деньги семьи)
- Можно ли жить и не тратить деньги ни на что?
Воспитатель: Существуют различные потребности.
Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.
Сейчас на доске, мы распределим потребности на обязательные и необязательные.
Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.
На ИД дети распределяют потребности
Воспитатель:
Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.
Выполнили задание.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете всё можно купить за деньги или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы детей
за деньги нельзя купить дружбу;
за деньги нельзя купить уважение;
за деньги нельзя купить любовь;
за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
за деньги нельзя купить общение с природой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот мы и помогли Буратино разобраться во всех заданиях.
Звуковое письмо:
Спасибо вам, ребята. Я все понял и теперь точно справлюсь со всеми испытаниями и обязательно получу звание знатока финансовой грамотности. Я побежал на олимпиаду. А для вас я передал корзинку с сюрпризом. До свидания.
Воспитатель: Что же за сюрприз прислал нам Буратино? Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты.
Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение от Буратино.
Стихи
С экономикою нас
Начали знакомить.
И как деньги получать
И их же экономить.
Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали!
Будем знанья получать,
Денежки накопим,
И вам детские сады
В будущем построим.